logo
Лекции / Концепции современного естествознания

1.3.1.1. Естествознание VII-VI вв. До н. Э.

Первые материалистические учения древности связаны с именами Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена.

Древнегреческий философ Фалес из Милета, живший в 640—564 до н. э., считал, что первоначалом всех вещей является вода и все произошедшее от нее наделено свойствами жизни, одушевлено. Мир, по его представлениям, возник из воды. Даже Земля, по его мнению, плавала в воде, подобно куску дерева. Принятие такого взгляда позволяет объяснить значение воды для жизни.

Фалес Милетский — философ, физик, математик, астроном — явился первым человеком в истории, который исследовал электрические явления, был автором нескольких геометрических теорем и в особенности их доказательств. Считается, что он был купцом, поддерживавшим оживленные связи между Грецией, ее колониями и Востоком, который много путешествовал, видимо, посетил Египет, где познакомился со знаниями египтян в таких науках, как математика и астрономия. Этот ученый данной эпохи предвидел солнечное затмение 585 до н. э., измерил высоту пирамиды, а также расстояния к недоступным предметам. Фалесу принадлежат первые сведения о том, что янтарь (по-греч. — «электрон») после трения приобретает свойства притягивать легкие тела, а также, что магнит может притягивать железо. Таким образом, круг вопросов, интересовавших его, был очень широк.

Анаксимандр — ученик Фалеса (640—547 до н. э.), древнегреческий философ, представитель милетской школы, автор первого философского сочинения на греческом языке «О природе». Первовещество он представлял себе более абстрактным, более неопределенным, бесконечным началом, или «апейроном», породившим и воздух и воду, в которой возникла жизнь. Им была высказана идея о происхождении человека «от животных другого вида» — рыб.

Представитель той же милетской школы, Анаксимен основой мироздания, или первоначалом всего, считал воздух, который явился, по его представлениям, источником не только жизни, но и психических явлений. Все вещи, по его мнению, происходили из воздуха за счет его сгущения и разряжения: воздушные испарения, поднимаясь вверх и разряжаясь, превращаются в огненные небесные светила и, наоборот, твердые вещества — земля, камни и т.п. — есть не что иное, как сгустившийся и застывший воздух. Воздух находится в непрерывном движении, которое мы воспринимаем в виде ветра, облаков, пламени. Значит, по Анаксимену, все вещи есть модификация воздуха, а воздух тогда — всеобщий субстрат вещей.

В рационалистическом отношении к внешнему миру первых греческих философов развивалось научное осмысление природы, общества, самой человеческой личности. В истории античной общественной мысли эта эпоха была отмечена решительным поворотом от преобладавшего ранее религиозно-мифологического восприятия к новому, научному его истолкованию.