20.2.3. Единство человека и природы
Лекарства для лечения болезней человек стал применять еще в глубокой древности, когда, подражая животным, отыскивал целебные растения и использовал их. К древним временам относятся и попытки систематизировать лекарственные вещества. Сведения о них мы находим в сочинениях Гиппократа. В этот период человек использовал, в основном, средства, содержащиеся в биологических объектах.
По мере развития науки и техники появилась возможность синтезировать различные органические и неорганические препараты. Однако многие ими злоупотребляют. В результате мы все чаще сталкиваемся с людьми, приучившими себя к постоянному приему лекарств. Многие в этой связи страдают лекарственными аллергиями. Широко известны факты, когда многие препараты в момент их выпуска считались безвредными, а с течением времени выявились их опасные свойства.
Многие лекарственные вещества наряду с полезным действием вызывают вредные побочные эффекты, например, нарушают течение обменных процессов, деятельность различных внутренних органов, эндокринных желез. В результате бесконтрольного применения препаратов у болезнетворных организмов возникают «привыкание» и невосприимчивость к этим лекарствам, а болезнь переходит в хроническую форму. Кроме того, антибиотики замедляют развитие как вредных микроорганизмов, так и полезных, а в итоге мы имеем трудноизлечимые грибковые заболевания.
Вывод напрашивается сам собой: если и принимать лекарства, то только те, которые стимулируют работу самого организма, не вмешиваясь грубо в процессы жизнедеятельности. Или вообще постараться избегать применения лекарств и перейти к природотерапии.
Природотерапия — это сознательное или стихийное, непреднамеренное использование бальнеологических ресурсов природы: воздуха, воды, солнца, красоты ландшафтов, запахов растений, фитонцидов и т.д. в излечении и профилактике болезней.
Человек формировался среди естественной природы и связан с нею тысячами нитей. Шум леса, воздух, насыщенный легкими ионами, фитонцидами и кислородом, тысячелетиями стимулировали обменные процессы человека. Окружающая нас среда — будь то лес или поле, пахучие травы и цветы, тенистые парки или солнечные поляны, природные источники и родники, — содержит в себе столько лечебных свойств и факторов, что при умелом подходе их можно применять при всех болезнях и часто даже с большим эффектом, чем широко известные и модные лекарственные препараты.
Благотворное воздействие природы на здоровье че ловека хорошо было известно и крестьянам, которые широко пользовались природотерапией, На работаю щих или отдыхающих на лоне природы бальнеологи ческие факторы действуют в комплексе и очень эффек тивно. Крестьяне же постоянно жили среди этих фак торов естественной среды, незагрязненной природы восстанавливая силы непосредственно при общении с природой.
Рассмотрим некоторые из природных лечебных факторов.
1. Природотрудотерапия — это укрепление здоровья в процессе умеренной работы на природе — в саду огороде, на поле, в лесу и т.д. Труд повышает обмен веществ, мобилизует силы, способствует психологической реабилитации человека. Кроме того, большое значение имеет нормальное удовлетворение от проделанной полезной работой. Прекрасный пример в этом плане — Лев Толстой, который в молодости обладал богатырским здоровьем, жил в усадьбе, превосходно питался, но для поддержания своего здоровья граф регулярно занимался физическим трудом.
2. Гидротерапия — использование водных процедур, купаний для лечения болезней и профилактики заболеваний. В древнем китайском трактате записано: «Десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин». Бегание детей по лужам является «зовом предков». Купание избавляет от многих заболеваний верхних дыхательных путей, ангин и т.п.
3. Аэротерапия — лечение воздушными ваннами. Особенно полезен зимний морозный воздух, лишенный микробного загрязнения. Селяне работали в поле или на сенокосе в легкой продуваемой одежде или обнаженными по пояс, принимали воздушные ванны.
4. Гелиотерапия — загорание на солнце. Оно снижает восприимчивость к раковым заболеваниям в 10—30 раз. Селяне, которые работали от восхода до заката солнца на поле, в саду, в огороде, на сенокосе, одновременно загорали, подвергаясь при этом воздействию лучей широкого спектра. Быть может, поэтому и раковые заболевания были распространены значительно реже. В одном из ведущих университетов США недавно установлено весьма благоприятное воздействие первых утренних «малиновых» лучей на организм человека: этот свет лечит мигрень. У многих народов утренние лучи считались самыми полезными. Однако нарушение озонового слоя резко изменило ситуацию: врачи Японии не советуют находиться соотечественникам на солнце без зонтика, так как это чревато заболеваниями рака кожи.
5. Педотерапия — лечение почвой в прямом и переносном смысле. На Дону, когда почвы еще не были загрязнены, казаки прикладывали к ранкам кусочки почвы, и ранка затягивалась, так как в почве содержатся микроскопические грибы, выделяющие витамины, способствующие свертыванию крови. Сейчас почвы загрязнены и попадание их на ранку может вызвать столбняк и другие болезни. Здесь надо выделить еще одну сторону, которая очень полезна для здоровья, — это хождение по земле босиком.
6. Ландшафтотерапия. Живописный ландшафт поднимает настроение, возвышает душу человека, снимает стресс, отвлекает от тяжелых переживаний. Стресс разрушает иммунную систему, вызывает преждевременное старение организма, различные поломки в нем. Красивые березовые леса не только чаруют своей красотой, но и врачуют тело, возвышают душу. Особенно велика эффективность разнообразных пересеченных ландшафтов, покрытых различными типами лесов. Сосняки с сухим, пропитанным фитонцидами и легкими ионами воздухом уже давно широко используются для лечения легочных заболеваний.
7. Лечение тишиной. Шум вызывает самые различные заболевания: от легкого недомогания до язвы желудка, тяжелого истощения нервной системы. Шум падающих капель использовался в древности в качестве наказания. Поневоле на ум приходят строки из стихотворения А. Вознесенского: «Тишины хочу, тишины... Нервы что ли обожжены? Тишины хочу...» Пенье птиц, шелест деревьев, журчание ручья, звуки дождя — все это оказывает оздоровительное влияние на нервную систему человека и железы внутренней секреции, восстанавливает силы человека, повышает работоспособность и творческий потенциал. Л.Н. Толстой говорил: «Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней».
8. Лечение запахами. Известно, что запахи могут вызывать разные эмоции: навеять грусть и радость, поднять настроение, повысить работоспособность, неприятные запахи вызывают головную боль, головокружение, раздражение, повышают давление и т.п. Установлено, что запах ромашки аптечной успокаивает центральную нервную систему человека. Знаменитые врачи древности Гиппократ и Авиценна наборами нюхательных солей лечили различные припадки, головные боли и другие болезни. Сельские жители на сенокосах вдыхали запахи свежих скошенных трав и сами того не подозревая, лечились от многих болезней. В настоящее время лечение ароматами снова возрождено.
Ныне известно, что листья деревьев выделяют до 200 различных веществ. Только пихта, например, выделяет их около 60. В природе каждое растение издает свой запах, нередко целый букет запахов. Многим известно также благоприятное воздействие на настроение запаха прелых листьев. Установлено, например, что регулярное вдыхание запаха герани помогает многим избавиться от бессонницы. Один профессор задался вопросом: «Почему в большом городе человек быстро устает, а на колхозном рынке в том же городе может ходить часами и чувствовать себя хорошо?» Ответ простой: «Все дело в зелени, в ароматах, которые она источает».
Существует множество и других природных факторов, оказывающих лечебное действие. Селяне пользовались ими постоянно. Воздействие их было непрерывным, комплексным, естественным и более благоприятным для организма, нежели многие современные методы физио-, водо-, грязе- и т.д. лечения. Современный горожанин больше оторван от природы. А между тем, чтобы сохранить свое здоровье, надо почаще бывать в лесах, на лугах, водоемах, болотах (в ряде стран болота с их абсолютной тишиной стали использовать для лечения нервно-психических расстройств), вести здоровий образ жизни.
- Серия «Высшее образование»
- Содержание
- Тема 1. Предмет естествознания. Закономерности, основные этапы, история, панорама и тенденции развития 13
- Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры 40
- Тема 7. Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе 71
- Тема 8. Принципы дополнительности, суперпозиции, относительности 80
- Тема 9. Принципы симметрии 82
- Тема 10. Динамические и статистические закономерности в природе 104
- Тема 11. Химические системы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ 114
- Тема 12. Особенности биологического уровня организации материи 120
- Тема 13. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем 128
- Тема 14. Отражение как всеобщее свойство материи 141
- Тема 15. Пространство и время 154
- Тема 16. Самоорганизация в живой и неживой природе 172
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере 193
- Тема 18. Экология. Законы экологии 217
- Тема 19. Социально-этические и гуманистические принципы биологического познания 237
- Тема 20. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность 248
- Введение
- Тема 1. Предмет естествознания. Закономерности, основные этапы, история, панорама и тенденции развития
- 1.1. Предмет естествознания. Основная терминология
- 1.2. Основные закономерности развития естествознания
- 1.2.1 .Необходимость и случайность
- 1.2.2. Причины, от которых зависит развитие науки
- 1.2.3. Роль практики в развитии естествознания
- 1.2.4. Относительная самостоятельность в развитии науки
- 1.2.5. Преемственность в развитии идей и принципов естествознания
- 1.2.6. Критика и борьба мнений в науке
- 1.2.7. Интернациональный характер развития науки
- 1.2.8. Взаимодействие естественных наук
- 1.2.9. Дифференциация и интеграция наук
- 1.2.10. Социальные функции естествознания
- 1.3. Основные этапы развития естествознания
- 1.3.1. Натурфилософия как первая историческая форма знания
- 1.3.1.1. Естествознание VII-VI вв. До н. Э.
- 1.3.1.2. Учение Гераклита об огне в виде первовещества
- 1.3.1.3. Естествознание V в. До н. Э. Учения философов Эмпедокла и Анаксагора
- 1.3.1.4. Естествознание IV в. До н.Э.
- 1.3.1.5. Выделение медицины из натурфилософии и учение Гиппократа
- 1.3.1.6. Естествознание IV-III вв. До н. Э. Учения Платона, Аристотеля, Теофраста
- 1.3.1.7. Философия Эпикура и Лукреция как завершение материалистических воззрений Древней Греции
- 1.3.1.8. Средневековье и эпоха Возрождения
- 1.3.1.9. Естествознание XVI-XVII вв.
- 1.3.1.10. Естествознание XVIII в.
- 1.3.1.11. Выдающиеся открытия XIX в. И конец натурфилософии
- 1.3.2. «Русский космизм»
- 1.3.3. Кризис в физике и нарушение прежних представлений
- 1.3.4. Ленинский принцип неисчерпаемости материи
- 1.3.4.1. Онтологическая сторона неисчерпаемости материи
- 1.3.4.2. Гносеологическая сторона неисчерпаемости материи
- 1.3.5. Новейшая революция в естествознании
- Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- 2.1. Научная теория. Основная терминология
- 2.2. Содержание и структура естественнонаучной теории
- 2.2.1. Структура естественнонаучной теории
- 2.2.2. Основные способы построения естественнонаучной теории
- 2.3. Культура
- 2.4. Естественная и гуманитарная культуры
- Тема 3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы
- 3.1. Атомизм древности
- 3.2. Механистический атомизм
- 3.3. Сокрушительный удар по принципам механицизма
- 3.4. Предпосылки для создания более высокого уровня развития атомизма
- 3.5. Квантовая теория строения атома
- 3.6. Существенные особенности атомизма XX в.
- 3.7. Континуальная концепция
- 3.8. Корпускулярно-волновой дуализм
- 3.9. Элементарные частицы
- 3.10. Выводы
- Тема 4. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро- и мегамиры
- 4.1. Материя. Всеобщие атрибуты материи
- 4.2. Структура и системная организация материи
- 4.2.1. Структура материи
- 4.2.2. Структурная бесконечность материи
- 4.3. Системная организация как атрибут материи
- 4.4. Структурные уровни организации материи
- 4.4.1. Микро-, макро- и мегамиры
- 4.4.2. Структурные уровни различных сфер
- Тема 5. Структура и ее роль в организации живых систем
- 5.1. Система и целое
- 5.2. Часть и элемент
- 5.2.1. Соотношение категорий часть и элемент
- 5.2.2. Взаимодействие части и целого
- 5.3. Диалектическое единство дифференциации и интеграции частей
- 5.4. Взаимосвязь единичного и общего
- 5.5. Интеграция частей
- 5.5.1. Свойства интеграции
- 5.5.2. Три механизма сборки
- 5.5.2.1. Механический детерминизм
- 5.5.2.2. Связь по типу корреляции
- 5.5.2.3. Связь по типу субординации
- Тема 6. Неопределенность в мире. Принцип неопределенности
- 6.1. Неустранимость неопределенности
- 6.2. Неопределенностные процессы в искусстве
- 6.2.1, Кубизм
- 6.2.2. Футуризм
- 6.2.3. Абстракционизм
- 6.2.4. Экспрессионизм
- 6.2.5. Сюрреализм
- 6.2.6. Импрессионизм
- 6.2.7. Постимпрессионизм
- 6.3. Неопределенность в биологии
- 6.4. Неопределенность в проблемах кибернетики и компьютерной связи
- 6.5. Принцип неопределенности
- 6.6. Неопределенность и случай — реальные компоненты развития
- 6.7. Сферы проявления неопределенности. Виды неопределенности
- 6.8. Парадокс неопределенности
- Тема 7. Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе
- 7.1. Хаос
- 7.1.1. Этимология понятия «хаос»
- 7.1.2. Хаос и мифы
- 7.1.3. Примеры хаоса
- 7.1.4. Социологизация понятий порядка и хаоса
- 7.1.5. Причины хаоса
- 7.2. Пространственная модель соотношения порядка и хаоса
- 7.3. Поиск механизмов объяснения порядка и хаоса
- 7.4. Роль энтропии как меры хаоса
- 7.5. Порядок
- 7.5.1. Математизированный порядок
- 7.5.2. Организмический стиль
- 7.5.3. Психологическая версия порядка
- 7.6. Диалектическое единство 0-мерной точки
- 7.7. Выводы
- Тема 8. Принципы дополнительности, суперпозиции, относительности
- 8.1. Принцип дополнительности
- 8.2. Принцип суперпозиции
- 8.3. Принципы относительности
- 8.3.1. Принцип относительности Галилея
- 8.3.2. Принцип относительности Эйнштейна
- 8.3.3. Теория относительности Эйнштейна
- Тема 9. Принципы симметрии
- 9.1. Категории симметрии
- 9.1.1 Симметрия
- 9.1.1.1. История возникновения категорий симметрии
- 9.1.1.2. Симметрия в архитектуре
- 9.1.1.3. Симметрия в технике
- 9.1.2. Асимметрия
- 9.1.2.1. Асимметрия в живой природе
- 9.1.2.2. Асимметрия как разграничивающая линия между живой и неживой природой
- 9.1.2.3. Опыты Пастера и Кюри
- 9.1.3. Дисимметрия
- 9.1.4. Антисимметрия
- 9.2. Операции симметрии
- 9.2.1. Отражение в плоскости симметрии
- 9.2.2. Поворотная симметрия
- 9.2.3. Отражение в центре симметрии
- 9.2.4. Трансляция, или перенос фигуры на расстояние
- 9.2.5. Винтовые повороты
- 9.2.6. Симметрия и законы роста
- 9.2.7. Симметрия подобия
- 9.3. Симметрия в познании
- 9.4. Пространственно-временные и внутренние принципы симметрии
- 9.4.1. Пространственно-временные • принципы симметрии
- 9.4.2. Внутренние принципы симметрии
- 9.5. Пифагор и пифагорейский союз
- 9.6. Царство чисел
- 9.7. Золотое сечение—закон проявления гармонии в природе
- 9.7.1. Числа Фибоначчи
- 9.7.2. Золотое сечение в астрономии
- 9.7.3. Золотое сечение в искусстве и музыке
- 9.7.4. Обнаружение золотого сечения в различных областях внешнего мира
- 9.7.5. Выводы
- Тема 10. Динамические и статистические закономерности в природе
- 10.1. Проблемы детерминизма и причинности
- 10.2. Фундаментальные физические законы
- 10.2.1. Законы сохранения физических величин
- 10.2.1.1. Закон сохранения массы
- 10.2.1.2. Закон сохранения импульса
- 10.2.1.3. Закон сохранения заряда
- 10.2.1.4. Закон сохранения энергии в механических процессах
- 10.2.1.5. Законы сохранения в микромире
- 10.3. Динамические и статистические законы
- 10.4. Закон возрастания энтропии
- 10.4.1. Первый закон термодинамики и невозможность создания вечного двигателя первого рода
- 10.4.2. Второй закон термодинамики и невозможность создания вечного двигателя второго рода
- 10.5. Принцип минимума диссипации энергии
- 10.6. Редукционизм
- Тема 11. Химические системы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ
- 11.1. Формы движения материи
- 11.2. Вещества и их свойства
- 11.3. Энергетические эффекты химических реакций
- 11.4. Скорости химических реакций
- 11.5. Катализаторы химических реакций
- 11.6. Равновесие в химических реакциях
- 11.7. Принцип ле шателье
- 11.8. Модель, объясняющая равновесие
- Тема 12. Особенности биологического уровня организации материи
- 12.1. Основные этапы становления идеи развития в биологии
- 12.2. Концепции происхождения живого
- 12.2.1. Идея самопроизвольного происхождения жизни
- 12.2.2. Опыты Пастера, доказывающие происхождение живого от живого
- 12.2.3. Гипотеза занесения живых существ на Землю из космоса
- 12.2.4. Гипотеза Опарина
- 12.2.5. Современные концепции происхождения жизни
- 12.3. Биоэнергоинформационный обмен
- 12.4. Биологическая вечность жизни
- 12.5. Метаболизм
- Тема 13. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем
- 13.1. Эволюционная теория дарвина
- 13.1.1. Изменчивость
- 13.1.2. Наследственность
- 13.1.3. Связь между наследственностью и изменчивостью
- 13.1.4. Естественный отбор
- 13.2. Классы механизмов эволюции
- 13.2.1. Адаптационные механизмы
- 13.2.2. Катастрофические, или пороговые, механизмы эволюции
- 13.2.3. Принцип а. Пуанкаре. Закон дивергенции
- 13.3. Три период формирования эволюционной теории дарвина
- 13.4. Основные свойства развития
- Тема 14. Отражение как всеобщее свойство материи
- 14.1. Отражение и движение
- 14.2. Внутренние и внешние стороны отражения
- 14.3. Отражение— всеобщее свойство материи
- 14.4. Основные свойства отражения
- 14.4.1. Аккумуляция
- 14.4.2. Избирательность
- 14.4.3. Опережающее отражение действительности
- 14.4.4. Адекватность
- 14.5. Адаптация. Проблемы адаптации живого и принцип отражения
- 14.5.1. Адаптация
- 14.5.2. Проблемы адаптации живого и принцип отражения
- 14.5.3. Взаимосвязь эволюции, адаптации и организации живого
- 14.5.4. Исследование случайных и направленных процессов повышения приспособляемости
- 14.6. Концепция адаптационного синдрома, или стресса
- 14.6.1. Стадии адаптационного синдрома, или стресса
- 14.6.1.1. Реакция тревоги
- 14.6.1.2. Резистивность, или сопротивление
- 14.6.1.3. Истощение
- 14.6.1.4. Стресс и адаптационная энергия
- 14.6.1.5. Стресс и дистресс
- 14.6.2. Формирование естественного кодекса поведения
- 14.6.2.1. Связь между работой, стрессом и старением
- 14.6.2.2. Приемы, сводящие психическую ранимость к минимуму
- 14.6.3. Выводы
- Тема 15. Пространство и время
- 15.1. Понятия пространства и времени
- 15.2. Развитие представлений о пространстве и времени
- 15.3. Общие свойства пространства и времени
- 15.4. Специфические свойства пространства и времени
- 15.5. Пространство и время в микро-, макро- и мегамире
- 15.5.1. Трехмерность пространства
- 15.5.2. N-мерность пространства
- 15.5.3. Социальное пространство
- 15.6. Время
- 15.6.1.1. Длительность времени
- 15.6:1.2. Прерывность и непрерывность.
- 15.6.1.3. Вечность времени
- 15.6.1.4. Необратимость времени
- 15.6.1.5. Одномерность времени
- 15.6.2. Проекции времени на сознание человека
- 15.6.3. Социальное время
- 15.6.4. Идеи и гипотезы профессора н.А. Козырева
- Тема 16. Самоорганизация в живой и неживой природе
- 16.1. Сущность проблем самоорганизации в свете современной науки
- 16.1.1. Связь проблем самоорганизации материи с кибернетикой
- 16.1.1.1. Кибернетика и ее принципы
- 16.1.1.2. Самоорганизующиеся системы
- 16.1.1.3. Связь кибернетики с процессом самоорганизации
- 16.1.2. Синергетика как новое направление междисциплинарных исследований
- 16.1.2.1. Понятие синергетики
- 16.1.2.2. Отличие синергетики от кибернетики
- 16.1.2.3. История становления синергетики как науки
- 16.1.2.4. Связь синергетики с другими науками
- 16.2. Самоорганизация
- 16.2.1. Структурные компоненты и свойства процесса самоорганизации
- 16.2.1.1. Структурные компоненты процесса самоорганизации
- 16.2.1.2. Свойства самоорганизующейся системы
- 16.2.1.3. Механизм, обеспечивающий организационный процесс
- 16.3. Характеристики процесса самоорганизации
- 16.3.1. Гомеостаз
- 16.3.2. Обратная связь
- 16.3.3. Информация
- 16.3.3.1. Этимология понятия «информация»
- 16.3.3.2. Роль и место информации
- 16.3.3.3. Понятие ценности информации
- 16.3.3.4. Информация и память
- 16.3.3.5. Две точки зрения на информацию
- 16.4. Роль синергетики в становлении нового понимания
- 16.4.1. Синергетика и трактовка единства мира в восточной философии
- 16.4.2. Синергетика и глобальный эволюционизм
- 16.4.2.1. Важнейшие достижения современной науки в познании структуры и развития материи
- 16.4.2.2. Инфляционная теория
- 16.4.2.3. Модель Большого взрыва
- 16.4.2.4. Различные ветви эволюции
- 16.4.2.5. Самоорганизация материи на Земле
- 16.5. Развитие научного знания как синергетический процесс
- 16.6. Синергетика и социальное развитие
- 16.7. Синергетика и современное видение мира
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- 17.1. Судьба научных идей в.И. Вернадского
- 17.1.1. Учение в.И. Вернадского
- 17.1.2. Значение идей в.И. Вернадского
- 17.2. Биосфера как живая саморегулирующаяся система
- 17.2.1. Возникновение учения о биосфере
- 17.2.2. Основные идеи в.И. Вернадского по проблемам биосферы
- 17.2.3. Составные части биосферы
- 17.2.3.1. Атмосфера как составная часть биосферы
- 17.2.3.2. Гидросфера — водная оболочка Земли
- 17.2.3.3. Литосфера — поверхность твердого тела Земли
- 17.2.4. Биосфера как саморегулирующаяся система
- 17.3. Взаимодействие косного и живого веществ
- 17.3.1. Живое вещество
- 17.3.2. Косное и живое вещества
- 17.3.2.1. Круговорот органического вещества
- 17.3.2.2. Формирование и эволюция биосферы
- 17.4. Многообразие живых организмов— основа организации и устойчивости биосферы
- 17,4.1. Распределение живого вещества
- 17.4.2. Классификация живого вещества
- 17.4.3. Миграция и распределение живого вещества
- 17.4.4. Постоянство биомассы живого вещества
- 17.4.5. Функции живого вещества в биосфере Земли
- 17.5. Факторы, свидетельствующие в пользу земного происхождения жизни
- 17.6. Космопланетарный характер биосферы
- 17.6.1. Этап «химической эволюции»
- 17.6.2. Природно-радиационный фон
- 17.6.3. Живое вещество как геологическая сила
- 17.6.4. Влияние магнитных полей на космический характер биосферы
- 17.6.5. Компенсаторно-защитные функции биосферы
- 17.7. Учение в.И. Вернадского о преобразовании биосферы в ноосферу
- 17.7.1. Ноосфера — сфера Разума
- 17.7.1.1. Условия, необходимые для становления и существования ноосферы
- 17.7.1.2. Мировоззренческий смысл понятия «ноосфера»
- 17.7.1.3. Методологический смысл понятия «ноосфера»
- 17.7.2. Ноосфера и развитие общества
- 17.8. Единая картина развития мира
- 17.8.1. Биосфера и человек — самоорганизующиеся целостности
- 17.8.2. Позиция универсального эволюционизма
- 17.8.3. Ноосферный гуманизм и проблемы экологии
- Тема 18. Экология. Законы экологии
- 18.1. Экология
- 18.2. Законы экологии
- 18.2.1. Законы экологии Коммонера
- 18.2.2. Второе начало термодинамики и экология
- 18.2.3. Взаимопронизывающие уровни метасистем
- 18.2.3.1. Уровень «человек — воздух»
- 18.2.3.2. Уровень «человек — вода»
- 18.2.3.3. Уровень «человек — почва»
- 18.2.4. Анализ законов экологии
- 18.2.5. Дополнительные законы экологии
- 18.3. Проблема рационального природопользования
- 18.3.1. Принципы охраны природы
- 18.3.2. Принципы защиты биосферы
- 18.3.3. Мероприятия по охране природы
- 18.3.3.1. Охрана земель и недр
- 18.3.3.2. Охрана воды
- 18.3.3.3. Охрана воздушной среды
- 18.3.3.4. Шумовые загрязнения
- 18.3.3.5. Охрана растительности
- 18.3.3.6. Охрана животных
- 18.4. Закон необходимого разнообразия в экологии
- 18.4.1. Проблема «человек — Вселенная»
- 18.4.2. Экология и культура
- 18.4.3. Экология, право и мораль
- 18.5. Биоэтика
- 18.6. Ресурсная и биосферная модели развития
- 18.6.1. Ресурсная модель
- 18.6.2. Биосферная модель
- 18.6.3. Виды воздействия на биосферу
- 18.6.3.1. Сравнительная оценка разрушительного воздействия на биосферу различных стран
- 18.7. Модель устойчивой мировой системы
- 18.8. Прогнозы «римского клуба»
- Тема 19. Социально-этические и гуманистические принципы биологического познания
- 19.1. Социология и этика биологического познания
- 19.2. Генетика
- 19.2.1. Законы Менделя
- 19.2.2. Развитие генетики
- 19.2.3. Основные понятия и термины современной генетики
- 19.2.3.1. Механизм наследственности
- 19.2.3.2. Формы изменчивости
- 19.2.3.3. Мутации
- 19.3. Развитие нервной системы
- 19.4. Генная инженерия
- 19.5. Программа «геном человека»
- Тема 20. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность
- 20.1. Человек
- 20.2. Экология человека и медицина
- 20.2.1. Здоровье человека
- 20.2.2. Проблема болезни и здоровья
- 20.2.3. Единство человека и природы
- 20.2.4. Валеология — новая наука о здоровье души и тела
- 20.2.5. Валеологические уровни здоровья
- 20.3. Эмоции, творчество, работоспособность
- 20.3.1. Эмоции
- 20.3.1.1. Приспособительный характер эмоций
- 20.3.1.2. Ориентировочный инстинкт эмоций
- 20.3.1.3. Виды эмоций
- 20.3.1.4. Эмоции и общественное сознание человека
- 20.3.2. Творчество
- 20.3.3. Работоспособность
- 20.3.4. Взаимосвязь здоровья, эмоций, творчества, работоспособности
- 20.3.5. Самоактуализирующиеся личности
- 20.4. Сознание
- 20.4.1. Естественнонаучные данные о мозге человека
- 20.4.2. Задачи мозга
- 20.4.3. Интеллект личности
- 20.4.4. Информация и мозг
- 20.4.5. Исследования в области человеческого мозга
- 20.4.6. Моделирование функций человеческого мозга
- 20.5. Идея целостности
- Приложение
- Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- Тема 10. Динамические и статистические закономерности в природе
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- Тема 18. Экология. Законы экологии
- Тема 19. Социально-этические и биологические
- Тема 20. Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность
- Темы семинарских занятий
- Тема 1. Предмет естествознания. Закономерности,
- Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- Тема 3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы
- Тема 9. Принципы симметрии и асимметрии
- Тема 12. Особенности биологического уровня организации материи
- Тема 13. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем
- Тема 14. Отражение и его роль в организации развивающейся системы
- Тема 15. Пространство и время. Принципы относительности. Необратимость времени
- Тема 16. Самоорганизация в живой и неживой природе
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- Тема 18. Экология. Законы экологии
- Тема 19. Социально-этические и гуманистические
- Тема 20. Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность
- Тема 1. Предмет естествознания.
- Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- Тема 3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы
- Тема 9. Принципы симметрии и асимметрии
- Тема 12. Особенности биологического уровня организации материи
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- Тема 18. Экология. Законы экологии
- Тема 19. Социально-этические и гуманистические
- Тема 20. Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность
- Оглавление
- Тема 1. Предмет естествознания.
- Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- Тема 7. Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе
- Тема 8. Принципы дополнительности, суперпозиции, относительности
- Тема 9. Принципы симметрии
- Тема 10. Динамические и статистические закономерности в природе
- Тема 11. Химические системы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ
- Тема 12. Особенности биологического уровня организации материи
- Тема 13. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем
- Тема 14. Отражение как всеобщее свойство материй
- Тема 15. Пространство и время
- Тема 16. Самоорганизация в живой и неживой природе
- Тема 17. Учение в.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- Тема 18. Экология. Законы экологии
- Тема 19. Социально-этические
- Тема 20. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность