logo
Тайны подземной Москвы

План подземных галерей Новодевичьего монастыря (по и.Я.Стеллецкому)

Поскольку оба ответвления подземного лабиринта, шедшего от Новодевичьего монастыря, с разных сторон приводили к пруду, можно уверенно говорить об использовании тайника для снабжения обители водой в случае осады. Стеллецкий не сумел определить, под какой монастырской постройкой находилось устье подземного хода, как не удалось ему и датировать тайник. Подземный ход был выложен кирпичом с клеймом «ФШ». Такие кирпичи изготовлялись в 1815-1845 годах. То есть эту облицовку ход получил в начале XIX века, когда он был найден и отреставрирован владельцами усадьбы. Непонятно почему, но Стеллецкий не попытался узнать, что же находится за кирпичной облицовкой - белый камень или деревянный брус.

Рассматривая схему подземного хода, составленную археологом, и перечитывая описание тайника, задаешься вопросом: если из палаты, засыпанной щебнем, начинался еще один подземный ход, то куда он приводил? А если же хода не было, то для чего предназначалась палата? Ответ можно было получить после полной расчистки ходов, однако в 1909 году этого не произошло из-за отсутствия денег, а в дальнейшем против раскопок выступила администрация фабрики Гюбнера.

После революции предприятие Альфреда Гюбнера превратилось в шелкоткацкую фабрику имени Я. М. Свердлова, ветераны которой поведали автору книги историю, связанную с подземными сооружениями этих мест. Лет двадцать назад на фабрике начали пропадать рулоны ткани. Дирекция установила строжайший контроль за вывозом готовой продукции, но все было тщетно. Время от времени рулоны бесследно исчезали. Впоследствии стало известно, что расхитители выносили похищенное по тоннелю, приводившему на... Новодевичье кладбище. Была ли это чудом сохранившаяся часть древнего тайника или же подземные коммуникации, устроенные в XX веке, неизвестно, ибо входы в тоннель были заделаны после поверхностного осмотра.

По преданию, еще один подземный ход из Новодевичьего монастыря ведет к Москве-реке. Пытаясь отыскать этот тайник в том же 1909 году, Стеллецкий обратился за помощью к игуменье обители Леониде Озеровой. Та сообщила: под спудом церкви Смоленской Божией Матери7 есть склепы и среди монахинь ходит упорный слух, что подземный ход к реке берет свое начало оттуда. Подвал указанного игуменьей собора, писал археолог, «представляет двенадцать, шесть на шесть, пересекающихся широких коридоров, образуемых рядами массивных каменных столбов, поддерживающих здание храма. В юго-западном углу помещения, направо от входа, высится ряд новейших надгробных памятников, обнесенных решетками и снабженных неугасимыми лампадами. В противоположной от входа стене имеется другая дверь, наглухо заколоченная щитом. Отсюда к северу и северо-западу - группа густо расположенных старинных погребальных плит [...]. Тут же находятся три изящной конструкции каменных саркофага». Подземного хода здесь Стеллецкий не нашел. Продолжая осмотр собора Смоленской Божией Матери, Игнатий Яковлевич заинтересовался приделом в честь Чуда архистратига Михаила: «Южная сторона придела обшита листовым крашеным железом. Посредине стены имеется такая же, в рост человека, потайная дверь, обычно запертая на ключ. Каменная, в шесть ступеней, в одно колено, лестница приводит в тесный, в квадратный аршин, каменный, из кирпича, мешок, образовавшийся вследствие заложенного хода с полукруглым сводом, носящим следы недавней штукатурки. От ударов об пол слышен характерный звук пустого пространства. По-видимому, это не так давно заделанный старинный тайник, быть может, тот самый, что, по преданию, ведет из монастыря к Москве-реке. Судя по тому, что под всей площадью собора находятся подвальные помещения, можно думать, что ход сперва шел в стене собора. Начало ли это хода к Москве-реке или к озеру в парке Гюбнера - сказать сейчас трудно».

В 1970-е годы при земляных работах на территории завода «Союз», расположенного неподалеку от спортивного комплекса «Дружба», рабочие обнаружили старинный подземный ход. Направление его - от Новодевичьего монастыря к Москве-реке. Досужая молва сразу же протянула тайник под рекой и привела его в Андреевский монастырь8, чьи строения сохранились частично на Воробьевых горах.

Обитель эта, основанная в первой половине XVI века, достигла своего расцвета сто лет спустя благодаря покровительству боярина Ф. М. Ртищева, пожертвовавшего монастырю немалые суммы денег. В XVII веке здесь были возведены несколько каменных церквей, в том числе храм Воскресения Христова. Последний имеет глубокие трехэтажные подвалы. По мнению специалистов, подземелья эти древнее собора, построенного в 1689-1703 годах. В разное время здесь находили «каменные мешки» и пыточные орудия, следовательно, подвалы храма служили тюрьмой. По преданию, в XVII столетии в монастыре содержали пленных, отчего местность, где расположен Андреевский монастырь, называлась Пленницами. В качестве темниц использовали и подземелья Успенского собора. В 1667 году тут был заключен неукротимый ревнитель старой веры протопоп Аввакум9.

Двадцать лет назад, при проведении ремонта в Андреевском монастыре, по словам очевидцев, был замурован подземный ход, спускавшийся якобы к Москве-реке. Поскольку галерея не была обследована, утверждать, что она приводила к реке, нельзя. В старину у монастыря существовали так называемые Андреевские «зразы» - овраги, тянувшиеся к реке; не раз в этих местах случались оползни. Можно ли было в таких условиях устроить тайный ход? Думается, более вероятно, что реставраторы нашли коридор, соединявший два подземелья. Если же допустить, что ход к Москве-реке из Андреевского монастыря имелся на самом деле, то вряд ли его можно связывать с тайником, найденным на противоположном берегу Москвы-реки, то есть на территории завода «Союз».

Ход от нынешнего спорткомплекса «Дружба» мог приводить к Новодевичьему монастырю, ведь эти земли долгое время принадлежали обители, здесь находились сады и огороды и, вполне возможно, какие-то хозяйственные постройки, под которые и шел подземный ход. Но и это всего лишь одна из версий.

Новодевичий монастырь связан с именем царевны Софьи Алексеевны, помещенной сюда Петром I в 1689 году. Поселили ее на первом этаже Мариинских палат.

По преданию, стрельцы, возглавляемые Ф. Л. Шакловитым10, вырыли подземный ход под южной стеной обители прямо под комнату царевны и попытались вывести ее по тайнику, но были захвачены охраной.

Лет пятнадцать назад местные мальчишки не раз проникали в монастырь через сточный канал, устроенный в крепостной стене со стороны пруда. На территории монастыря, рядом с колодцем-выходом, стояло здание, из подвалов которого брала начало сводчатая подземная галерея. Через десять метров она упиралась в запертую дверь. Ребята были уверены: подземный ход идет вдоль всей монастырской стены. Здание, под которым начинался ход, ныне не существует, стены же подвалов рядом стоящей постройки оштукатурены, и никакого входа в подземный коридор отсюда не наблюдается.

С некрополем в соборе Смоленской Божией Матери связано предание, рассказанное бывшим ризничим монастырского Успенского храма Б. В. Стеншинским сотрудникам Министерства внутренних дел.

В 1920 году, когда большевики приняли решение о ликвидации Новодевичьего монастыря, игуменья обители Леонида Озерова задумала передать в надежные руки монастырские реликвии. Но вынести их из монастыря монахини не смогли: на выходе стоял караул из солдат ВЧК. Не желая, чтобы древние святыни были осквернены безбожниками, игуменья ушла с ними в какое-то монастырское подземелье, где замуровала себя, приняв тем самым мученическую смерть. Монахини имитировали захоронение в некрополе и сообщили властям о кончине Леониды. Стеншинский утверждал, что он присутствовал при вскрытии захоронения Леониды Озеровой, когда под плитой в соборе ее останков не оказалось.

По мнению Н. Ф. Труновой (директора филиала Государственного Исторического музея, расположенного в Новодевичьем монастыре), игуменья Леонида, находившаяся в преклонном возрасте, вряд ли была способна совершить столь романтический поступок. Озерову по каким-то соображениям могли похоронить в другом месте. Стеншинский же, увидев пустой саркофаг, возможно, вспомнил старинное предание о том, как одна из игумений обители ушла из монастыря по тайному ходу и не вернулась.

Следующий монастырь, о котором пойдет речь, - Симонов11. С XVI века и до 1930 года обитель была окружена крепостной стеной с башнями Тайницкой, Соляной, Сторожевой, Кузнечной и Дуло. Монастырь этот, прикрывавший дорогу к Кремлю с юго-востока, являлся довольно значительным оборонительным пунктом. Обследовавшие его в 1924 году археологи рассказывали в газете «Вечерняя Москва» о своих находках: «Обнаружены лазы наружу, лестницы в толще стен, выводящие на их поверхность, найдена сигнализация с Кремлем. Сигнализация установлена очень хитроумно. На высоте человеческого роста имеется сквозное отверстие, в кулак величиной. Смотрящий в это отверстие видит только одну точку - Кремль. Неподалеку от отверстия устроены четыре квадратных окна. Отсюда, по-видимому, и делались соответственные сигналы, в случае опасности. Имеющаяся литература определенно указывает на существование хода между Симоновым монастырем и Кремлем».

Автор книги не нашла никаких свидетельств о подземном ходе из Симонова монастыря в Кремль и считает, что его никогда не было. Тайные ходы различных укреплений обычно служили целям обороны. Наивно полагать, как это делает И. Я. Стеллецкий, что ход в Кремль соорудили для отступления защитников обители. Затем монастырь и обнесли крепостной стеной, чтобы «в осаде надежно было сидеть и бесстрашно» и биться с врагами до последнего, не давая им возможности обрушить все силы на Кремль.

Симонов монастырь имел военные тайники, один из которых находился под Тайницкой башней. Вот что рассказывалось о нем в книге «Московский мужской ставропигиальный Симонов монастырь»: «Под ней (Тайницкой башней. - Т.Б.) подземелье, или тайник, пространством внутри в 11 квадратных аршин. Стены частию из белого камня, сход в подземелье каменный, со сводами, коридором в тринадцать ступеней. Подземный ход поворачивает еще и к северу, в глубокий сход к пруду, под горой, конечно, за водой, а вернее, для вылазок».

В 1840 году свод над тайником провалился, и все подземелье засыпали мусором. Любительские раскопки в 1924 году привели к открытию в подземной части башни лестницы с тринадцатью ступенями, рядом с которой находился «каменный мешок». Далее шел узкий коридор с коробовым сводом, упиравшийся в замурованную арку. Замуровка была повреждена кладоискателями, но пробить ее до конца они так и не смогли. Стеллецкий предполагал, что это был еще один тайный ход к Крутицкому монастырю12, но никаких следов этого тайника ни в ограде Симонова монастыря, ни на Крутицах не обнаружено.

Возвращаясь к подземному ходу из Тайницкой башни к пруду, добавим, что В. М. Слукин в своей книге упоминал: известный реставратор П. Д. Барановский13 сообщал ему об осмотре этого тайника, проведенном в 1930 году. Очевидно, лаз в него открылся после взрыва, уничтожившего саму башню.

При раскопках в Симоновом монастыре в 1929 году нашли засыпанный вход в заброшенную подземную монастырскую тюрьму. Она представляла собой коридор, по обеим сторонам которого находились «каменные мешки», камеры в рост человека, наглухо заколоченные, имевшие только отверстия для подачи пищи.

В 1923-1929 годах в Симоновом монастыре существовал музей. Старожилы столицы вспоминали, что вход в него был из так называемой Царской трапезной14. В правом приделе спускались по винтовой лестнице вниз, затем поворачивали направо, потом налево, снова спускались по лестнице и попадали в коридор, в стенах которого виднелись железные двери. Коридор заканчивался обширным помещением: там в застекленных нишах были выставлены красочные фигуры христианских святых, выполненные из воска. Вероятно, в музей они попали из костела. В других витринах экспонировалась коллекция старинного русского оружия. Здесь же находились саркофаги с останками героев Куликовской битвы. Из этого подземелья, по утверждению очевидцев, можно было подняться в древнюю (XVI век) церковь Рождества Пресвятой Богородицы, принадлежавшую ранее комплексу Старо-Симонова монастыря. В 1945 году археолог А. Л. Монгайт, исследуя Царскую трапезную, пришел к выводу, что здание ее в XVII столетии соорудили на подвалах постройки XVI века. Следовательно, и коридор, соединяющий Царскую трапезную с церковью Рождества Пресвятой Богородицы, и подземелье, приспособленное под музей, могли быть устроены одновременно в XVI веке. А. Л. Монгайт определил, что в подвалы Царской трапезной попадали двумя путями: из правого придела и с улицы, где вход прятался под галереей, ныне не существующей. Последний замуровали, засыпали щебнем и залили известью в 1840 году.