logo
Тайны подземной Москвы

И.Я.Стеллецкий в подземной галерее под Храмом Христа Спасителя. 1933 г.

По неглубокой канаве Стеллецкий добрался до входа в подземелье, который когда-то преграждала железная дверь. Сорванная взрывом, она стояла рядом с дверным проемом.

«Самый коридор в рост человека; свод и стены хорошей кладки, пол из кирпича в ребро, залитый цементом. На 7-м метре из правой пяты свода выступает железная труба водоотвода диаметром в 4 сантиметра. На 15-м метре ход загораживает решетка из восьми чугунных рельс. Между третьей и четвертой, считая снизу, человеку пролезть. За решеткой ширина галереи один метр, высота 2,84 метра. Вскоре за решеткой галерея впадает в поперечный однотипный коридор, правое ответвление которого впадает в другую поперечную галерею, в которой далеко влево, метров приблизительно на 35, брезжит слабый свет. Свод и стены галереи в направлении к свету цементированы. Дно залито цементом и сухое, постепенно понижается. На 26-м метре встречена идущая по дну, вдоль стены, водопроводная, свободно висящая труба, которая поднимается здесь на 5-6 метров вверх, теряясь в кирпичной замуровке шестигранного люка. В этот последний на различной высоте входят две, по-видимому, гончарные трубы, диаметром около 0,20 метра каждая. На 40-м метре на полу появляется большая сырость, и свод, уже цементный, круто падает вниз: 4 метра надо идти сильно согнувшись. Затем ход справа повышается до прежнего уровня и становится суше. По дну, вдоль левой стены тянется упомянутая водопроводная труба, заставляющая вспомнить «водные течи» Пьетро Антонио Солари. На 75-м метре - сквозной люк 90х70 сантиметров, покрытый вогнутой решеткой, обитой железными пластинами. Сквозь решетку виднеется густолиственное дерево. На 100-м метре снова крутое падение свода и дна по направлению к выходному отверстию на реку, метрах в сорока. Не доходя до него, на 105-м метре, в левой стене, на высоте полуметра от пола, сводчатое, диаметром в 25 сантиметров, отверстие, очевидно, сточной трубы, полузасыпанное землей и супесью. Отсюда снова падение коридора вниз - идти нагибаясь. На 116-м метре обнажается сбоку на дне водопроводная труба длиною в один метр, уходящая в землю. На 120-м метре тоннель суживается до 0,90 метра, свод и стены становятся сырыми, пол занесен песком и кучами наносной земли. Наконец, на 140-м метре узкое, до 40 сантиметров в диаметре, отверстие выводит на реку. Но ни в ту, ни в другую сторону пройти берегом невозможно: вода на метр заходит в самую галерею».

Выход на Москву-реку из подземной галереи Храма Христа Спасителя. 1933 г.

Левое ответвление имело такое же устройство, что и правое, в стене его виднелась арка заложенного водостока, ведущего в сторону памятника императору Александру III (он стоял на берегу Москвы-реки неподалеку от храма Христа Спасителя).

План подземных галерей под храмом Христа Спасителя А - памятник Александру III

После осмотра подземной части храма Стеллецкий готов был согласиться с тем, что его лабиринты представляют собой водостоки, но Игнатия Яковлевича смущали размеры сооружения. Неужели для стока воды и размещения водопроводных труб надо было устраивать такие коридоры? Пытаясь объяснить назначение галерей, археолог позволил себе пофантазировать. И рассуждал он следующим образом.

Алексеевский монастырь28, на месте которого в XIX веке возвели храм Христа Спасителя, находился вблизи Крымского брода. Этим бродом не раз пользовались татары во время своих набегов на Москву. Потому-то рядом с обителью для обстрела переправы построили Семиверхую башню Белого города. По описи 1701 года, она имела диаметр 28 метров, высота ее достигала 22 метров. Пять ярусов башни соединялись потайными лестницами в стенах. «Не стояли ли подземные галереи под нынешней площадью Дворца Советов в какой-либо связи с этой Семиверхой башней,- допытывался Стеллецкий, - весьма возможно, что готовым монастырским тайником к Москве-реке пользовались защитники Семиверхой башни. Последняя возникла с каменной стеной Белого города. [...] Строил стены обрусевший итальянец Федор Конь, строитель Годуновских стен Кремля в Смоленске. Он не мог, конечно, оставить такую сверхударную башню без потайного хода для бегства к реке, на случай осады, но предпочел связать ее с монастырским, позднее бывшего храма, тайником...» При постройке храма древние лабиринты могли отремонтировать и приспособить под водостоки. Такова была одна из версий, выдвинутых Стеллецким.

Однако о реставрации старинных монастырских подземных сооружений и возведении над ними громады храма речи быть не может. Строительство храма нашло отражение в ряде зарисовок, на одной из них изображен огромный и глубокий котлован, где начинают закладывать фундаменты храма. Следов подземелий Алексеевского монастыря нет и в помине.

Повторный осмотр подземелья храма привел Стеллецкого к выводу, что «это просто симметрически правильно построенные под площадью массива бывшего храма водоотводы и «водные течи» с выходом на Москву-реку для стока воды».

Какое же сооружение описывал в таком случае А. Ф. Иванов, спросит любознательный читатель, и не пригрезились ли ему скелеты?

В 1990 году на страницах ежемесячника «Совершенно секретно» появились фотоснимки галерей храма Христа Спасителя, сделанные И. Я. Стеллецким. Иванов признал в них «тайные ходы», по которым он путешествовал со своим другом. Поскольку эти люди не имели археологического и спелеологического опыта, то водоотводы храма вполне могли казаться им тайными ходами. Иванов и Коноплев, вероятно, размуровали арку водостока в левом ответвлении лабиринтов храма и попали в подземелья, располагавшиеся под памятником императору Александру III. Именно там был обнаружен скелет. «При первом осмотре подземелья, - писала газета «Вечерняя Москва» в сентябре 1932 года, - не найдено ни одного выхода, ни одного ответвления. Примерно в центре подземелья, под аркой, лежали части человеческого скелета». Спустя месяц газета сообщала, что под памятником оказалось еще одно «загадочное» подземелье в форме правильного круга с пересекающими его в разных направлениях коридорами.

Эти подземелья обследовал И. Я. Стеллецкий, и вот каково было его заключение: «При сооружении бывшего памятника применен тот же принцип, что и при построении Иерусалимского храма на гористой площадке Мориа29, на целом лесе высоких колонн, известных под названием «конюшен царя Соломона», была построена обширная площадь, на которой уже потом воздвигнут храм Соломонов. И здесь в Москве также для массивного монумента была построена ровная площадь, по возможности полая внутри».

Вернемся теперь к Алексеевскому монастырю. Стеллецкий полагал, что он не только имел тайный выход к реке, но и соединялся тоннелем с палатами Аверкия Кириллова30, стоящими на противоположном берегу. До революции это здание принадлежало Императорскому Московскому археологическому обществу. В 1909 году некий архитектор Рязанов сообщил Стеллецкому о подземном ходе из палат. Археолог осмотрел подвалы дома, но входа в тайник не нашел и решил, что «люк в подземный ход в доме Малюты Скуратова31 надо искать не в его подвалах, а где-то во дворе, как то в древности бывало нередко (в Рижском замке, во дворе дома Голицына в Охотном ряду и пр.). На входной люк именно во дворе ма-лютинского дома указывает предание и провал, обнаруживший белокаменную лестницу, спускавшуюся к реке». Лестницу эту в том же 1909 году Стеллецкий начал раскапывать, однако работы были остановлены по указанию председателя Московского археологического общества П. С. Уваровой.