logo
Учебное пособие

Введение

Каждый из населяющих территорию России видов животных имеет свои особенности внешнего облика, питания, поведения, особые адаптации к условиям обитания и др. Начинающему исследователю особенно важно научиться ориентироваться в многообразии млекопитающих. Для этого издаются справочники, определители, энциклопедии.

Переход вузов России на новый двухуровневый стандарт обучения предусматривает существенное уменьшение количества часов аудиторных занятий (лекционные и лабораторные) и увеличение доли самостоятельной работы студентов для изучения теоретических основ и практических аспектов отдельных учебных дисциплин, что, на наш взгляд, существенно снизит эффективность усвоения учебного материала. Такой пессимистический вывод обусловлен опытом последних лет работы со студентами, имеющих аттестат об окончании средней школы с оценками по ЕГЭ. У многих из их числа отсутствуют навыки и желание читать книги, следствием чего является неумение «извлекать» из учебников и учебных пособий необходимую информацию. Память и мышление – энергозависимые процессы, поэтому интенсификация произвольного (самостоятельного) обучения может быть обеспечена только стремлением к самосовершенствованию, способностью студентов «отделять зерна от плевел» в Интернете и чтением современных учебников и учебных пособий по всем учебным дисциплинам.

Необходимость настоящего азбукоподобного учебного пособия обусловлена поиском путей и приемов мотивированного обучения и активизации мышления студентов при изучении дисциплин «Биология промысловых зверей» и «Териология», а также для совершенствования контроля и оценки усвоенных ими новых знаний. Эту книгу можно назвать кратким атласом-определителем, который в предельно лаконичной форме поможет студентам-биологам и биоэкологам, не имеющим профессиональных знаний, научиться узнавать в лабораторных и полевых условиях наземных зверей по их внешнему виду, окраске наружных покровов, строению черепа и зубов, рисункам отпечатков лап на субстрате и основным полевым признакам.