Глава III
Темы для самостоятельного изучения……………………………………………….86
Тема 8. Целостные реакции клетки……………………………………………...…..86
Тема 9. Жизненный путь клеток………………………………………...…………...88
Тема 10. Определение пола и половые различия клеток…………………………. 95
Глава IV
Тестык лабораторно-практическим занятиям по дисциплине………………….….97
Глава V
Лекция 1. Введение в цитологию………………………………………………..…112
Лекция 2. Морфология клетки……………………………………………………...124
Лекция 3. Генетический аппарат клетки…………………………………………...127
Лекция 4. Поверхностный аппарат клеток…………………………………………134
Лекция 5. Обмен веществ…………………………………………………………...141
Лекция 6.Биосинтез белков…………………………………………………………150
Лекция 7. Вирусы……………………………………………………………………155
Лекция 8. Химический состав клеток………………………………………………169
Глава VI
Аттестационно-педагогические измнрительные материалы……….………….....177
Глава VII
Цитологические и цитогенетические термины………………………………........186
Глава VIII
Вопросы к экзамену по дисциплине «цитология»……………………………..….193
Вопросы к ГАК по дисциплине «цитология»……………………………………...196
Литература…………………………………………………………………………..197
ГЛАВА I
Программа курса
Пояснительная записка
Цитология разработана и апробирована в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, согласно которой основной задачей высшего профессионального образования является «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».
Реализация поставленной задачи предполагает как повышение роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, так и усиление ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. Таким образом, увеличение доли самостоятельной работы студентов требует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала.
Целью курса Биология клетки является изучение клетки как элементарной биологической системы, ее строения, процессов обмена веществ в клетках, закономерностей воспроизведения и дифференцировки клеток. Изучение цитологии предполагает наличие у студентов школьных знаний по ботанике, зоологии, генетике и экологии. Объем и уровень знаний, полученных студентами при изучении курса, должны обеспечить возможность ведения общебиологических дисциплин в средних общеобразовательных учреждениях различного профиля.
Основными задачами курса Биология клетки являются следующие: изучение истории учения о клетке, изучение структурных компонентов клетки, изучение воспроизведения клеток, изучение обменных процессов в клетках.
По окончании курса студенты должны знать: историю создания клеточной теории и основные положения клеточной теории; современные методы изучения клетки; структурные компоненты клетки и функционально-генетические связи между ними; закономерности воспроизведения клеток; основные обменные процессы в клетках.
Студенты, освоившие курс, должны уметь: использовать возможности светового микроскопа, анализировать цитологические препараты, планировать цитологические исследования, изготавливать простейшие (давленные) препараты.
Биология клетки изучается на 1 курсе естественно-географического факультета в течение одного семестра, по окончании которого сдается зачет. Проводится 1 контрольная работа.
Объем курса по специальности «биология и химия» - 34 часа, из них – 17 часов – лекционный курс, 17 часов – лабораторно-практические занятия. Кроме того, предусматриваются самостоятельные работы (с дополнительным объемом внеаудиторной работы в 14 часов).
Распределение учебной нагрузки по видам учебной деятельности произведено в соответствии с двухуровневой структурой информационно-деятельностной составляющей курса:
1 уровень – усвоение основных понятий и концепций клеточной теории и закономерностей строения и функционирования клеток в соответствии с основной учебной литературой, материалами лекций и лабораторно-практических занятий;
2 уровень – изучение истории цитологии и современных представлений о молекулярно-генетическом и клеточном уровнях организации жизни в ходе самостоятельной работы с дополнительной литературой и другими материалами ( в т.ч., и электронной форме).
- Брянский государственный университет
- Содержание
- Глава I
- Глава II
- Тема 1. Предмет биология клетки……………………………………………….…..11
- Глава III
- Содержание курса Лекционный курс
- 1. История учения о клетке
- 2. Современный этап в развитии цитологии
- 3. Генетический аппарат клетки
- 4. Воспроизведение клеток
- 5. Биологические мембраны
- 6. Обмен веществ в клетках
- 7. Биосинтез белков
- Содержание лабораторно-практических занятий
- Глава II занятие 1 введение в дисциплину
- Иерархические уровни строения организма
- Этапы изготовления гистопрепаратов и техника микроскопирования
- Гистохимическое выявление разных веществ
- Правила обращения с микроскопом
- Правила работы с микроскопом
- Практическая часть Задания
- Контрольные вопросы.
- Задания для аудиторной работы
- Задания для внеаудиторной работы
- Теоретическая часть
- Одномембранные органоиды
- Немембранные органоиды
- Специальные органеллы
- Включения
- Препарат 1. Общая морфология клетки. «Печень аксолотля».
- Препарат Сперматозоиды петуха.
- Контрольные вопросы:
- Задания для аудиторной работы
- Задания для внеаудиторной работы
- Теоретическая часть
- Структурные компоненты клетки
- Структурные компоненты клетки
- Признаки прокариотов и эукариотов
- Контрольные вопросы:
- Заполните таблицу «Функции структурных компонентов ядра эукариотической клетки».
- Практическая часть Задания Изучите препараты.Опишите общую морфологию ядра на разных препаратах. Найдите и назовите структурные компоненты ядра.
- Препарат: Кровь лягушки.
- Препарат: Кровь человека.
- Контрольные вопросы:
- Экзон–кодирующая последовательность нуклеотидов, определяющая последовательность аминокислот в белке.
- Экспрессия гена – протекает по схеме :
- Этапы считывания генетической информации
- Рибонуклеиновая (р н к)
- Транскрипция и процессинг
- Хроматин
- Тельце Барра
- Хромосома
- Состав хромосом
- Ядерная оболочка
- Ядрышко
- 2. Синтез белка
- 3. Образование субъединиц рибосом
- Нуклеоплазма
- Ядерные частицы:
- Препарат: Яйцеклетка беззубки - анодонты ( яйцеклетка моллюска).
- Препарат: Яйцеклетка лягушки.
- Препарат: Яйцеклетка кошки.
- Препарат : Политенные (гигантские) хромосомы в слюне двукрылых.
- Контрольные вопросы:
- Практическая часть препарат № 2 – Митоз в корешке лука.
- Препарат № 3Митоз животной клетки, краевая зона печени аксолотля.
- Задания
- Сравнительная характеристика митоза и мейоза
- Практическая часть
- Практическая часть препарат № 5 Амитоз в клетках мочевого пузыря мыши.
- Задания
- Контрольные вопросы:
- Занятие 3 Тема 3.Плазматическая мембрана (плазмалемма)
- Задания для аудиторной работы
- Задания для внеаудиторной работы
- Теоретическая часть
- Основные типы клеточных оболочек:
- Межклеточные контакты и многоядерные структуры
- Практическая часть
- Пример синцития
- Состав липидов клеточных мембран эукариот и прокариот
- Поверхностный комплекс
- Практическая часть Пример симпласта препарат 15 (гист.) Поперечно-полосатое (исчерченное) мышечное волокно
- Препарат 4 (гист.) Язык кролика. Язык, листовидные сосочки.
- Задание
- Практическая часть
- Виды промежуточных филаментов (по б. Албертсу и соавт.)
- Организация и функции цитоскелета
- Практическая часть
- Задания
- Препарат № 2 – митоз в корешке лука.
- Препарат № 12 – Липидные (жировые) включения в клетках печени аксолотля.
- Препарат № 13 – Включения гликогена в клетках печени аксолотля.
- Препарат № 14 – Пигментные включения в хроматофорах кожи головастика
- Препарат № 15 –Желточные включения в бластомерах
- Контрольные вопросы
- Типы рибосом
- Клеточный центр
- Органоиды движения
- Практическая часть препарат № 4 Центросомы и ахроматиновое веретено митоза яйцеклетки лошадиной аскариды
- Препарат № 16 Реснички эпителиальных клеток кишечника беззубки
- Задания
- Немембранные органоиды эукариотической клетки
- Контрольные вопросы
- Занятие 6 Тема 6.Одномембранные органоиды
- Задания для аудиторной работы
- Задания для внеаудиторной работы
- Теоретическая часть
- Эндоплазматическая сеть
- Аппарат Гольджи
- Лизосомы
- Секреторные вакуоли
- Пероксисомы
- Сферосомы
- Вакуоли и их производные
- Функции одномембранных органоидов клетки
- Практическая часть препарат № 9Аппарат Гольджи в нервных клетках спинального ганглия котенка
- Препарат № 10Гранула зимогена
- Препарат № 11 Секреторные гранулы в клетках Лейдинга кожи аксолотля
- Задания
- Контрольные вопросы
- Занятие 7
- Пластиды
- Задания
- Практическая часть
- Сравнительная характеристика митохондрий и хлоропластов
- Препарат №6 Хондриососмы в клетках печени амфибии
- Препарат №7 Хондриососмы (митохондрии) в эпителиальных клетках. Кишечник аскариды
- Препарат №8 Хондриососмы в клетках канальцев почки
- Контрольные вопросы
- Глава III темы для самостоятельного изучения
- Тема 8: основные реакции тканевого обмена
- Теоретическая часть
- Тема 9. Жизненный путь клеток теоретическая часть
- Клеточный цикл
- Тема 10.Определение пола и половые различия клеток теоретическая часть
- Глава IV
- Тесты к лабораторно-практическим занятиям по дисциплине
- Тема 1. Структурные компоненты эукариотической клетки
- Тестовые задания
- Тема 2. Ядро Тестовые задания
- Тема 3. Плазматическая мембрана (плазмалемма) Тестовые задания
- Тема 4. Цитоплазма. Цитоплазматический матрикс. Цитоскелет Тестовые задания
- Тема 5. Немембранные органоиды Тестовые задания
- Тема 6. Одномембранные органоиды Тестовые задания
- Тема 7. Двумембранные органоиды Тестовые задания
- Ключ ответов:
- Глава V
- 1. Клетка есть единица структуры. Все живое состоит из клеток и их производных. Клетки всех организмов гомологичны.
- 2. Клетка есть единица функции. Функции целостного организма распределены по его клеткам. Совокупная деятельность организма есть сумма жизнедеятельности отдельных клеток.
- 3. Клетка есть единица развития. «Имеется всеобщий принцип развития для всех организмов, и этот принцип развития есть образование клеток».
- История развития клеточной теории
- Школа Пуркинье
- Школа Мюллера и работа Шванна
- Развитие клеточной теории во второй половине XIX века
- Современная клеточная теория
- Заключение
- 2. Свойства и признаки жизни
- 1. Обмен веществ. Любая биологическая система является открытой системой. Это означает, что она не может существовать без обмена с внешней средой химическим веществом, энергией и информацией.
- 2. Самовоспроизведение с изменением. Любая биологическая система способна воспроизводить себе подобную.
- Краткая характеристика уровней жизни
- 3. Современная цитология: объект, предмет, методы.
- Метаболический аппарат клетки
- 2. Структурные компоненты эукариотической клетки.
- Лекция 3. Генетический аппарат клетки
- 1. Генетический аппарат прокариот
- Генетический аппарат кишечной палочки
- Разнообразие типов генетического аппарата прокариот
- 2. Генетический аппарат эукариот
- Структура метафазных хромосом
- 3. Генетический аппарат полуавтономных органоидов
- 4. Системы репарации генетического аппарата
- Лекция 4. Поверхностный аппарат клеток
- 1. Общая характеристика поверхностного аппарата
- 2. Рецепторы мембран
- 3. Транспорт веществ через мембраны
- 4. Межклеточные контакты
- Лекция 5. Обмен веществ
- 1. Общая характеристика обмена веществ
- Значение атф в обмене веществ
- Основные типы пластического обмена
- 2. Электрон-транспортные цепи
- Формирование электрохимического градиента
- 3. Энергетический обмен (дыхание)
- Гликолиз
- Цикл Кребса
- Терминальное окисление
- 4. Пластический обмен (фотосинтез)
- Световые реакции
- Темновые реакции
- Лекция 6. Биосинтез белков
- 1. Основные этапы биосинтеза белков. Генетический код
- Генетический код. Ген и его роль в биосинтезе белков
- 2. Регуляция экспрессии генов
- Регуляция экспрессии генов у прокариот
- Регуляция экспрессии генов у эукариот
- Лекция 7. Вирусы
- 3. Сопоставление прокариотической и эукариотической клеток.
- 4. Что такое вирусы?
- 1.Особенности строения клеток прокариот и эукариот
- 2. Клетки эукариот. Строение и функции
- 3. Сопоставление прокариотической и эукариотической клеток
- Сравнение строения клеток бактерий, растений и животных
- Автотрофные (аутотрофные) и гетеротрофные организмы
- 4. Что такое вирусы?
- Эволюционное происхождение вирусов
- Общий химический состав вирусов
- Вирусная днк
- Вирусная рнк
- Углеводы
- Другие компоненты вирионов
- Строение и свойства вирусов
- Размножение вирусов
- Список используемой литературы
- Лекция 8. Химический состав клеток
- Химический состав клетки Атомный состав клетки
- Молекулярный состав клетки
- 2. Вода
- Органические вещества
- Углеводы
- Неорганические вещества клетки
- Глава VI Аттестационно-педагогические измерительные материалы по дисциплине «Цитология»
- Эталоны ответов
- Глава VII цитологические и цитогенетические термины
- Глава VIII
- К экзамену по дисциплине «цитология»
- Вопросы к гак по дисциплине «Цитология»
- Список литературы
- Основная литератуцра
- Дополнительная литература