logo search
Лекции / Концепции современного естествознания

6.2.1, Кубизм

Кубизм характеризуется многоосевой системой изображения мира, где сдвинутые оси, несмотря на твердость граней, рождают ощущение неустойчивости. Кубизм — это модернистское течение в изобразительном искусстве первой четверти XX в. Возникновение кубизма относят к 1907 г., когда П. Пикассо написал картину «Авиньонские девицы», необычную по своей острой гротескности: деформированные, огрубленные фигуры, изображенные без каких-либо оттенков светотени и перспективы как комбинация расположенных на плоскости объектов. В 1908 г. в Париже образовалась группа, куда входили также Ж. Брак, X. Грис, где сложились и были последовательно выражены основные принципы кубизма.

Сведя к минимуму изобразительно-познавательные задачи искусства, кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты:

? конструирование объемной формы на плоскости;

? выявление простых, устойчивых геометрических форм;

? разложение сложных форм на простые.

Они изображали предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объемов: куба, шара, цилиндра, конуса. Кубизм своим рождением знаменовал решительный разрыв с традициями реалистического искусства. Кубизм, таким образом, — это искусство, тяготеющее к аналитическому началу. Для кубизма характерны также многоцветные живописные композиции, образованные плоскими фрагментами каких-либо предметов.

Геометрические объемные формы появились в 1910 г. в скульптуре. Так, французский скульптор Лоран и другие мастера создают произведения, в которых реальный изобразительный мотив трансформируется в композицию, где эти формы приобретают самодовлеющее значение и исходный мотив угадывается с трудом, иногда лишь при помощи названия.

Кубисты создавали новые формы многомерной перспективы. Разлагая объект на геометрические формы, художники изображали его с самых разных сторон, в том числе и обычно невидимых. На картинах пересекались различные плоскости и геометрические фигуры. Таким образом, кубисты пытались обнаружить некий энергетический центр объекта, его внутреннее содержание.

Кубизм явился предшественником многих позднейших модернистских течений. Так, например, дальнейшим развитием кубизма стал созданный К. Малевичем супрематизм. Мир его картин вне земного притяжения: на белом фоне — символе чистого света — как бы парят геометрические фигуры, лишенные всяких содержательных элементов в беспредельном космосе. Наиболее известным произведением Малевича стал «Черный квадрат». Помещая на белом фоне уравновешенную форму черного идеального квадрата, Малевич создавал символ вечного противостояния двух сил: света и тени, небытия и жизни, прошлого и неизвестного будущего. У Малевича прослеживается приверженность миру идеальных геометрических тел, парящих в идеальном духовном космосе искусства.

Эти поиски мастеров авангарда не следует рассматривать как поиски совершенства технического мастерства. Это были поиски в духе философии того времени.