План морфологического описания растения
Растение
а) однодольное или двудольное;
б) жизненная форма:
- дерево;
- кустарник;
- полукустарник;
- травянистое растение (однолетнее, двулетнее, многолетнее).
Подземные органы:
а) корневая система:
- стержневая;
- мочковатая;
б) видоизменения: корневище, корнеклубень, корнеплод, луковица и др.
Стебель:
а) по положению в пространстве:
- прямостоячий;
- вьющийся;
- цепляющийся;
- стелющийся;
- ползучий;
б) ветвистый, неветвистый;
в) по характеру поверхности:
- опушённый;
- голый;
г) по форме поперечного сечения:
- округлый;
- сплюснутый;
- четырёхгранный;
- трёхгранный;
- многогранный;
- ребристый;
- бороздчатый;
- крылатый;
д) надземные видоизменения побега: усы, колючки и др.;
е) листорасположение.
Листья:
а) черешковые или сидячие;
б) наличие прилистников;
в) простые или сложные:
- тип простых листьев по степени расчленения пластинки;
- тип сложных листьев;
- форма листовых пластинок;
- форма края листовых пластинок;
- тип жилкования;
г) характер поверхности листа (голый, опушённый);
д) окраска листа (зелёная, бурая, серая).
Цветок:
а) актиноморфный или зигоморфный;
б) околоцветник: двойной или простой:
- чашечка: свободнолистная или сростнолистная (указать число, форму и окраску чашелистиков);
- венчик: раздельнолепестный или спайнолепестный (указать число, форму и окраску лепестков, наличие и расположение нектарников, имеется ли шпорец, шлем);
в) андроцей (указать тип);
г) гинецей (указать тип); завязь: нижняя, верхняя, полунижняя.
Соцветие (тип).
Плод (тип).
При необходимости план описания растения может быть дополнен признаками строения, характерными для данного вида.
Работа 2. Изучение представителей семейства Лютиковые
Используя гербарный и фиксированный материал, изучить морфологию растений семейства Лютиковые. Познакомиться с разнообразием цветков Лютиковых. Обратить особое внимание на наличие нектарников и шпорцев. Определить, из каких частей околоцветника они образовались. Составить формулы для каждого типа цветков, встречающихся в семействе Лютиковых.
Изучить типы плодов растений семейства Лютиковые, используя набор сухих и фиксированных плодов. Отметить прогрессивные и примитивные признаки.
Используя гербарные образцы, познакомиться с основными представителями семейства Лютиковые: адонис весенний, аконит джунгарский, живокость спутанная, купальница азиатская, прострел раскрытый, водосбор сибирский, ветреница лесная, морозник кавказский, лютик едкий, калужница болотная. Отметить отличительные морфологические признаки каждого вида.
Работа 3. Морфологический анализ представителя семейства Лютиковых
Провести морфологический анализ одного из представителей семейства Лютиковых по заданию преподавателя в соответствии с общим планом морфологического описания растений (работа 1).
- Введение
- Занятие № 1. Грибы
- Вопросы для подготовки к занятию
- Перечень оборудования, пособий, реактивов, необходимых для выполнения лабораторного занятия
- Задания для самостоятельной работы студентов на занятии
- Отличительные признаки чаги от сходных видов
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие № 2. Водоросли
- Вопросы для подготовки к занятию
- Перечень оборудования, пособий, реактивов, необходимых для выполнения лабораторного занятия
- Задания для самостоятельной работы студентов на занятии
- Отличительные признаки видов ламинарии
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие № 3. Отдел моховидные. Отдел плауновидные
- Вопросы для подготовки к занятию
- Перечень оборудования, пособий, реактивов, необходимых для выполнения лабораторного занятия
- Задания для самостоятельной работы студентов на занятии
- Основные отличия плаунов
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие № 4. Отдел хвощевидные. Отдел папоротниковидные
- Вопросы для подготовки к занятию
- Перечень оборудования, пособий, реактивов, необходимых для выполнения лабораторного занятия
- Задания для самостоятельной работы студентов на занятии
- Отличительные признаки различных видов хвоща
- Основные отличия папоротников
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие № 5. Отдел голосеменные
- Вопросы для подготовки к занятию
- Перечень оборудования, пособий, реактивов, необходимых для выполнения лабораторного занятия
- Задания для самостоятельной работы студентов на занятии
- Отличительные признаки видов можжевельника
- Отличительные признаки Сосновых
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие № 6. Морфология цветка
- Вопросы для подготовки к занятию
- Перечень оборудования, пособий, реактивов, необходимых для выполнения лабораторного занятия
- Задания для самостоятельной работы студентов на занятии
- Вопросы для самоконтроля
- Задания для самостоятельной работы студентов на занятии
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие № 8. Морфология плодов
- Вопросы для подготовки к занятию
- Перечень оборудования, пособий, реактивов, необходимых для выполнения лабораторного занятия
- Задания для самостоятельной работы студентов на занятии
- Вопросы для самоконтроля
- Перечень оборудования, пособий, реактивов, необходимых для выполнения лабораторного занятия
- Задания для самостоятельной работы студентов на занятии
- План морфологического описания растения
- Вопросы для самоконтроля
- Перечень оборудования, пособий, реактивов, необходимых для выполнения лабораторного занятия
- Задания для самостоятельной работы студентов на занятии
- Вопросы для самоконтроля
- Перечень оборудования, пособий, реактивов, необходимых для выполнения лабораторного занятия
- Задания для самостоятельной работы студентов на занятии
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие № 12. Подкласс розиды. Семейство розоцветные
- Вопросы для подготовки к занятию
- Перечень оборудования, пособий, реактивов, необходимых для выполнения лабораторного занятия
- Задания для самостоятельной работы студентов на занятии
- Вопросы для самоконтроля
- Перечень оборудования, пособий, реактивов, необходимых для выполнения лабораторного занятия
- Задания для самостоятельной работы студентов на занятии
- Вопросы для самоконтроля
- Перечень оборудования, пособий, реактивов, необходимых для выполнения лабораторного занятия
- Задания для самостоятельной работы студентов на занятии
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие № 15. Подкласс астериды. Семейство астровые
- Вопросы для подготовки к занятию
- Перечень оборудования, пособий, реактивов, необходимых для выполнения лабораторного занятия
- Задания для самостоятельной работы студентов на занятии
- Вопросы для самоконтроля
- Занятие № 16. Подкласс лилииды. Семейства лилейные, ландышевые, мелантиевые, орхидные
- Вопросы для подготовки к занятию
- Перечень оборудования, пособий, реактивов, необходимых для выполнения лабораторного занятия
- Задания для самостоятельной работы студентов на занятии
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Приложение
- Содержание