5. Проблемы самоорганизации в современной химии
Понятие самоорганизации имеет в эволюционной химии большое значение. Сложились два подхода к решению проблем самоорганизации предбиологических систем: субстратный и функциональный. Субстратный подход позволил получить информацию об отборе химических элементов и структур, который происходил в процессе самоорганизации предбиологических систем. На Земле из органогенов наиболее распространены только кислород и водород, распространенность других очень мала. В космосе господствуют два элемента – водород и гелий. Существенную роль в отборе химических элементов, способных к образованию прочных энергоемких связей, в первую очередь, сыграл углерод, который вмещает и удерживает внутри себя самые редкие химические противоположности, а также обладающие лабильностью органогены – азот, фосфор и сера, и элементы, которые являются центрами ферментов – железо и магний.
В ходе эволюции наряду с отбором химических элементов для биосистем осуществлялся также отбор химических соединений. Из небольшого числа органических веществ природа создала огромный мир растений и животных. Химики считают, что когда период химической подготовки сменился периодом биологической эволюции, химическая эволюция остановилась. Им очень важно понять, как происходила эта химическая подготовка, чтобы научиться у природы из менее организованных материалов создавать более организованные.
Функциональный подход к проблеме предбиологической эволюции характеризуется исследованием самоорганизации материальных систем, выявлением механизмов этих процессов. Такой подход преимущественно используется физиками и математиками, они рассматривают эволюционные процессы с позиций кибернетики. Многие из них утверждают, что для функционирования механизмов самоорганизации природа систем никакой особой роли не играет: живые системы, даже интеллект, можно смоделировать и из металла.
Тот факт, что катализ сыграл решающую роль в процессе перехода от химических систем к биологическим, в настоящее время подтверждается многими данными. Наиболее убедительные результаты, как мы уже видели, связаны с опытами по самоорганизации химических систем, которые проводили Б.П. Белоусов и А.М. Жаботинский. Эти реакции сопровождаются образованием новых структур, причем важное значение в них приобретают каталитические процессы, роль которых усиливается по мере усложнения структуры химических систем.
Основные понятия темы:
Атом – система взаимодействующих элементарных частиц, состоящая из ядра и электронов.
Молекула – нейтральная по заряду наименьшая совокупность атомов, обладающая определенной структурой и способностью к самостоятельному существованию.
Валентность – количественная характеристика, показывающая число взаимодействующих между собой атомов в образовавшейся молекуле.
Катализатор – вещество, влияющее на скорость химической реакции.
Катализ – ускорение химической реакции, благодаря присутствию специального вещества.
Ингибирование – замедление химической реакции, благодаря присутствию специального вещества.
Органогены – химические элементы, участвующие в создании и жизнедеятельности организмов.
Химическая связь – это взаимодействие, связывающее отдельные атомы в молекулы, ионы, кристаллы.
Химическая кинетика – описание и объяснение химических процессов.
- Концепции современного естествознания Справочник для студентов
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- 1. Культура и наука. Критерии науки и ее социальные функции
- 2. Мир природы и мир человека: способы познания
- 3. Сциентизм и антисциентизм – мировоззренческие позиции хх века и их влияние на развитие культуры
- 4. Этика науки
- Тема 2. Предмет и метод естествознания
- 1. Предмет естествознания. Эволюция понятия природы
- 2. Научный метод. Классификация методов естественнонаучного познания
- 3. Формы научного знания
- 4. Принципы естествознания. Способы обоснования (модели) естественнонаучного знания
- Тема 3. Динамика естествознания и тенденции его развития
- 1. Возникновение естествознания. Проблема начала науки
- 2. Основные модели развития естественнонаучного знания
- 3. Научные революции и смена картин мира
- 4. Классическое, неклассическое и постнеклассическое естествознание
- Тема 4. История естествознания
- 1. Знание о природе в древних цивилизациях
- 2. Античная наука о природе
- 3. Эпоха Средневековья: религиозная картина мира и естественнонаучное познание
- 4. Эпоха Возрождения: революция в мировоззрении и науке. Предпосылки классической науки
- 5. Галилео Галилей и его роль в становлении классической науки
- 6. И. Ньютон и его роль в становлении классической науки
- 7. Научная революция XVI-XVII веков, ее ход, содержание и основные итоги
- 8. Естествознание в XVIII-XIX вв.
- 9. Физика на рубеже XIX-XX веков, ее открытия и достижения
- 10. Предпосылки и основное содержание новейшей революции в естествознании (XX в.) Становление современной науки
- Тема 5. Структурные уровни организации материи
- Современные взгляды на структурную организацию материи
- Тема 6. Макромир: вещество и поле. Принципы классической физики
- 1. Корпускулярная и континуальная концепции природы
- 2. Детерминизм. Динамические и статистические закономерности
- 3. Основные принципы термодинамики. Значение законов термодинамики в описании явлений природы
- 4. Основные понятия, законы и принципы классической физики
- Тема 7. Открытые системы и неклассическая термодинамика
- 1. Закрытые и открытые системы. Энтропия, порядок и хаос
- 2. Концепция «Тепловой смерти Вселенной»
- 3. Неравновесная термодинамика. Рождение синергетики
- Тема 9. Микромир. Квантовая физика
- 1. Открытие микромира. Принципы квантовой физики
- 2. Классификация элементарных частиц
- 3. Фундаментальные физические взаимодействия
- Тема 9. Мегамир. Современные астрофизические и космологические концепции
- 1. Основные космологические модели Вселенной
- 2. Эволюция Вселенной. Теория «Большого взрыва»
- 3. Антропный принцип
- 4. Строение и эволюция галактик
- 5. Строение и эволюция звезд
- 6. Происхождение и строение Солнечной системы
- Тема 10. Пространство и время в современной научной картине мира
- 1. Развитие представлений о пространстве и времени в истории науки Классическая концепция пространства и времени
- 3. Формы пространства и времени
- Тема 11. Основные концепции химии
- 1. Химия как наука, ее предмет и проблемы
- 2. Основные этапы (концепции) развития химии
- 3. Химические системы и процессы
- 4. Реакционная способность веществ
- 5. Проблемы самоорганизации в современной химии
- Тема 12. Проблемы и перспективы современной геологии
- 1. Основные этапы развития наук о Земле
- 2. История геологического развития Земли
- 3. Внутреннее строение Земли
- Тема 13. Особенности биологического уровня организации материи
- 1. Биология как система наук о живой природе
- 2. Основные концепции происхождения жизни. Сущность живого
- 3. Уровни организации живой материи и ее свойства
- 4. Клеточная теория. Единство органического мира
- Тема 14. Генетика и эволюция
- 1. Концепции эволюционизма в биологии
- 2. Эволюция как основа многообразия и единства живых организмов Микроэволюция и макроэволюция
- 3. Принципы воспроизводства и развития живых систем Онтогенез и филогенез
- Тема 15. Человек как предмет естествознания
- 1. Естественнонаучная концепция антропогенеза
- 2. Физиология человека. Здоровье и работоспособность человека
- 3. Высшие психические функции и их физиологические механизмы. Сознание и мозг
- 4. Этология. Особенности поведения человека и животных
- Тема 17. Эмоции и творчество. Жизнь как ценность
- 1. Эмоции и их роль в жизни человека
- 2. Воображение и творчество. Поиски алгоритма творчества
- 3. Жизнь как ценность. Биоэтика
- Тема 17. Человек и биосфера
- 1. Эволюция представлений о биосфере Концепция Вернадского о биосфере
- 2. Ноосфера. Единство человека и природы. Русский космизм
- 3. Космические циклы и человек
- Тема 18. Принцип глобального эволюционизма и его роль в современной науке
- 1. Глобальный эволюционизм
- 2. Самоорганизация как основа эволюции