4. Основные понятия, законы и принципы классической физики
Классическая физика понимается как фундаментальная база исследования макрообъектов. Для иллюстрации этого положения рассмотрим следующий пример. Как движется автомобиль? Поступательное движение поршней в цилиндрах преобразуется во вращательное движение колес. Колеса отталкиваются от поверхности дороги, и в результате автомобиль перемещается в пространстве по отношению к окружающим предметам. Все эти процессы изучает «Механика». Началом «цепочки» механических движений является движение поршня, который толкает газообразная смесь в камере сгорания. Процессы в газах изучает «Молекулярная физика». Часть энергии рабочей смеси преобразуется в энергию поршня, а часть «выбрасывается» в виде теплоты вместе с отработанными газами, расходуется на последующее сжатие рабочей смеси и т.д. Эти энергетические процессы, от которых зависят КПД и мощность двигателя, изучает «Термодинамика». Электромагнитные процессы в системе зажигания изучает «Электродинамика». Поскольку эти процессы формируются с помощью транзисторов микросхем и других устройств, которые основаны на квантовых явлениях, то они изучаются «Квантовой физикой».
Таким образом, движение автомобиля представляет собой сумму самых разных явлений. Различные специальные дисциплины изучают отдельные явления, агрегаты и узлы автомобиля. Это связано с их сложностью и привело к дифференциации науки. Однако самое первое описание движения автомобиля связано с основными законами классической физики.
Самый простой вид движения материи в макромире – это перемещение тел по отношению к другим телам. Для его описания используются основные понятия кинематики: движение, скорость, ускорение, относительность движения, система отсчета, материальная точка, траектория и т.п. и основные законы, объясняющие механическое движение, - законы Ньютона:
Всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, пока оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние. (Закон инерции).
Изменение количества движения пропорционально приложенной действующей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует (второй закон – главный закон динамики).
Действие всегда есть равное и противоположно направленное противодействие, т.е. взаимодействия двух тел друг на друга между собой равны и направлены в противоположные стороны (третий закон).
Согласно законам механики – основной причиной движения является действие сил. Поэтому анализу понятия силы в классической физике уделяется большое внимание. Силы делятся на: силу упругости (она связана с деформацией тел) и силу трения. Природа этих сил связана с электрическим взаимодействием между атомами; силу тяготения (ее называют силой тяжести, под ее действием свободные тела падают на Землю). Сила тяготения часто проявляется в виде веса – силы, с которой тело действует на опору; силу инерции.
Существуют разные формы движения материи (механическая, тепловая, электрическая и т.д.), которые могут переходить друг в друга. Поэтому физика использует важнейшее понятие, выражающее меру перехода одних форм движения в другие, - это энергия. Важнейшие законы классической физики – законы сохранения:
Закон сохранения энергии: энергия не уничтожается и не создается, а может лишь переходить из одной формы в другую.
Закон сохранения импульса: если сумма внешних сил равна нулю, импульс системы тел остается постоянным при любых происходящих в ней процессах.
В современной физике эти важнейшие законы сохраняют свое фундаментальное значение, они выполняются всегда и везде, не только в макромире, но и в космосе и в микромире.
Несмотря на то, что классическая термодинамика была составной частью классической физики, однонаправленность тепловых процессов принципиально отличала их от механических. Любое механическое движение обратимо, т.е. может происходить как в прямом, так и в обратном направлении через те же промежуточные состояния: вращение маховика, качание маятника и т.п. При этом в уравнениях движения меняется лишь знак времени: вместо
t следует использовать –t. Это означает, что механическое движение симметрично по отношению к изменению знака времени. Тепловые процессы в этом смысле существенно отличаются: они необратимы, не симметричны по отношению к изменению знака времени. Время всегда течет в одну сторону, так называемая «стрела времени».
Все реальные процессы протекают с увеличением энтропии, т.е. ведут к установлению теплового равновесия. Из этого следует, что всякая упорядоченность в окружающем мире постепенно исчезает, плотности частиц и температуры выравниваются, энергия рассеивается, со временем прекращается вообще всякое направленное движение, всякая жизнь, останется только молекулярный хаос. Долгое время умы не только физиков, но и философов занимала идея тепловой смерти Вселенной.
Сосуществовавшие концепции описания природы – корпускулярная и континуальная – взаимоисключали друг друга, так как считалось, что они относятся к разным сферам реальности. Поэтому обнаружение двойственной природы у одних и тех же объектов означало для классической физики потрясение всех ее основ и получило название «кризиса физики».
Основные понятия темы:
Корпускулярная концепция природы описывает все явления и процессы природы как движение частиц.
Континуальная концепция природы описывает все явления и процессы как
Вещество – вид материи, обладающий корпускулярными свойствами.
Поле – вид материи, который представляет собой взаимодействие частиц и описывается длиной волны, фазой и амплитудой.
Динамические закономерности отображают объективную закономерность в форме однозначной связи физических величин, выражаемых количественно.
Статистические закономерности отображают объективную закономерность в форме результата взаимодействия большого числа элементов и поэтому характеризуют их поведение в целом.
Закрытые (замкнутые) системы – системы, которые не обмениваются со своим окружением ни массой, ни энергией.
Энтропия – мера беспорядка в системе.
I-е начало термодинамики – закон сохранения энергии.
II-е начало термодинамики – энтропия замкнутой системы постоянно возрастает.
«Тепловая смерть Вселенной» - направленность всех процессов во Вселенной к точке термодинамического равновесия.
- Концепции современного естествознания Справочник для студентов
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- 1. Культура и наука. Критерии науки и ее социальные функции
- 2. Мир природы и мир человека: способы познания
- 3. Сциентизм и антисциентизм – мировоззренческие позиции хх века и их влияние на развитие культуры
- 4. Этика науки
- Тема 2. Предмет и метод естествознания
- 1. Предмет естествознания. Эволюция понятия природы
- 2. Научный метод. Классификация методов естественнонаучного познания
- 3. Формы научного знания
- 4. Принципы естествознания. Способы обоснования (модели) естественнонаучного знания
- Тема 3. Динамика естествознания и тенденции его развития
- 1. Возникновение естествознания. Проблема начала науки
- 2. Основные модели развития естественнонаучного знания
- 3. Научные революции и смена картин мира
- 4. Классическое, неклассическое и постнеклассическое естествознание
- Тема 4. История естествознания
- 1. Знание о природе в древних цивилизациях
- 2. Античная наука о природе
- 3. Эпоха Средневековья: религиозная картина мира и естественнонаучное познание
- 4. Эпоха Возрождения: революция в мировоззрении и науке. Предпосылки классической науки
- 5. Галилео Галилей и его роль в становлении классической науки
- 6. И. Ньютон и его роль в становлении классической науки
- 7. Научная революция XVI-XVII веков, ее ход, содержание и основные итоги
- 8. Естествознание в XVIII-XIX вв.
- 9. Физика на рубеже XIX-XX веков, ее открытия и достижения
- 10. Предпосылки и основное содержание новейшей революции в естествознании (XX в.) Становление современной науки
- Тема 5. Структурные уровни организации материи
- Современные взгляды на структурную организацию материи
- Тема 6. Макромир: вещество и поле. Принципы классической физики
- 1. Корпускулярная и континуальная концепции природы
- 2. Детерминизм. Динамические и статистические закономерности
- 3. Основные принципы термодинамики. Значение законов термодинамики в описании явлений природы
- 4. Основные понятия, законы и принципы классической физики
- Тема 7. Открытые системы и неклассическая термодинамика
- 1. Закрытые и открытые системы. Энтропия, порядок и хаос
- 2. Концепция «Тепловой смерти Вселенной»
- 3. Неравновесная термодинамика. Рождение синергетики
- Тема 9. Микромир. Квантовая физика
- 1. Открытие микромира. Принципы квантовой физики
- 2. Классификация элементарных частиц
- 3. Фундаментальные физические взаимодействия
- Тема 9. Мегамир. Современные астрофизические и космологические концепции
- 1. Основные космологические модели Вселенной
- 2. Эволюция Вселенной. Теория «Большого взрыва»
- 3. Антропный принцип
- 4. Строение и эволюция галактик
- 5. Строение и эволюция звезд
- 6. Происхождение и строение Солнечной системы
- Тема 10. Пространство и время в современной научной картине мира
- 1. Развитие представлений о пространстве и времени в истории науки Классическая концепция пространства и времени
- 3. Формы пространства и времени
- Тема 11. Основные концепции химии
- 1. Химия как наука, ее предмет и проблемы
- 2. Основные этапы (концепции) развития химии
- 3. Химические системы и процессы
- 4. Реакционная способность веществ
- 5. Проблемы самоорганизации в современной химии
- Тема 12. Проблемы и перспективы современной геологии
- 1. Основные этапы развития наук о Земле
- 2. История геологического развития Земли
- 3. Внутреннее строение Земли
- Тема 13. Особенности биологического уровня организации материи
- 1. Биология как система наук о живой природе
- 2. Основные концепции происхождения жизни. Сущность живого
- 3. Уровни организации живой материи и ее свойства
- 4. Клеточная теория. Единство органического мира
- Тема 14. Генетика и эволюция
- 1. Концепции эволюционизма в биологии
- 2. Эволюция как основа многообразия и единства живых организмов Микроэволюция и макроэволюция
- 3. Принципы воспроизводства и развития живых систем Онтогенез и филогенез
- Тема 15. Человек как предмет естествознания
- 1. Естественнонаучная концепция антропогенеза
- 2. Физиология человека. Здоровье и работоспособность человека
- 3. Высшие психические функции и их физиологические механизмы. Сознание и мозг
- 4. Этология. Особенности поведения человека и животных
- Тема 17. Эмоции и творчество. Жизнь как ценность
- 1. Эмоции и их роль в жизни человека
- 2. Воображение и творчество. Поиски алгоритма творчества
- 3. Жизнь как ценность. Биоэтика
- Тема 17. Человек и биосфера
- 1. Эволюция представлений о биосфере Концепция Вернадского о биосфере
- 2. Ноосфера. Единство человека и природы. Русский космизм
- 3. Космические циклы и человек
- Тема 18. Принцип глобального эволюционизма и его роль в современной науке
- 1. Глобальный эволюционизм
- 2. Самоорганизация как основа эволюции