3. Космические циклы и человек
Вернадский высказал предположение, что революционные изменения в морфологии живых существ связаны с такими критическими периодами геологической истории, движущие причины которых находятся за пределами Земли, т.е. являются определенными космическими воздействиями.
Человек как биосоциальное существо соединяет в себе многообразие ритмов, порожденное биологической и социокультурной эволюцией. Например, рассматривая вопрос об антропогенезе, Вернадский говорит о прямой связи его с ритмическими изменениями климата на планете, гравитационные космические воздействия связаны с изменением орбит Земли и Солнца под воздействием других планет и галактик, гравитация обусловливает колебания скорости движения Земли, ее углового момента, - все это вызывает изменения атмосферно-океанической циркуляции. Загадочна роль магнитного поля Земли в изменении климата, а через него во влиянии на биосферу. Орбитальные климатические ритмы (циклы): 400 тыс.; 1,2 млн.; 2,5 млн.; 3,7 млн. лет. Первый цикл (400 тыс. лет.) – основная причина периодического изменения климата и эволюции организмов мира. Этот ритм был выявлен геологами из последовательности ледниковых событий и только потом был обнаружен астрономами. Этот ритм делится на 6-8 фаз. Становление и развитие живого вещества подчиняется этому климатическому ритму. Ритм управляет Вселенной.
С понятием ритма связано представление о гармонии, организованности явлений и процессов. Из всех ритмических воздействий, поступающих из Космоса на Землю, наиболее сильным является воздействие ритмически изменяющегося излучения Солнца. На поверхности и в недрах нашего светила непрерывно идут процессы, проявляющиеся в виде вспышек. Мощные потоки энергии, выбрасываемые при вспышке, достигая Земли, резко меняют состояние магнитного поля и ионосферы, влияют на распространение радиоволн, сказываются на погоде. В результате возникающих на Солнце вспышек изменяется общая солнечная активность, имеющая периоды максимума и минимума. Солнце – мощный источник, который настраивает все земные процессы, в том числе и в обществе. Циклы Солнца – часы, регистрирующие смену его активности. Многочисленные исследования активности Солнца показали, что во время его наибольшей активности происходит резкое ухудшение состояния больных, страдающих гипертонической болезнью, атеросклерозом и инфарктом миокарда. В этот период возникают спазмы кровеносных сосудов, нарушения функционального состояния ЦНС.
Советский ученый В.П. Девятов подсчитал, что в первые же дни после появления пятен на Солнце количество автомобильных катастроф возросло примерно в 4 раза по сравнению с периодами, когда пятен было немного. Это объясняют тем, что в период усиления активности Солнца реакция человека на любой внешний раздражитель значительно замедляется. Излучение Солнца также оказывает влияние на умственную деятельность людей, на творческую активность человека и т.п.
Жизнь на нашей планете связана с вращением Земли вокруг своей оси, определяющим суточный ритм, и с вращением вокруг Солнца, от которого зависит смена времен года. Большинство живых организмов подчиняется действию этих сезонных ритмов, которые определяют рост, развитие и гибель растений. Вращение Земли обусловливает ритмичное изменение факторов внешней среды: температуры, освещенности, относительной влажности воздуха, атмосферного давления, электрического потенциала атмосферы, космической радиации и гравитации.
Проблема суточных периодических изменений физиологических функций в организме человека с давних пор привлекает внимание ученых различных специальностей, прежде всего, биологов, физиологов, врачей. Знания, полученные в результате этих исследований, позволяют применять в определенные моменты более целесообразный и эффективный метод лечения. Суточным ритмом охвачен весь организм человека. Ритмичность физиологических процессов, отражающая единство организма и среды, проявляется в том, что их максимумы и минимумы приурочены к определенным часам суток. Физиологическая подготовка к активной деятельности происходит даже тогда, когда организм находится в состоянии сна. И, наоборот, организм человека готовится ко сну задолго до засыпания.
Основные понятия темы:
Биосфера – единый монолит живого вещества, организованность которого определяется преобладанием космической энергии и связанными с этим космопланетарными биогеохимическими функциями.
Ноосфера – это биосфера, преобразованная трудом человека и измененная научной мыслью.
Ноосфера (Вернадский В.И.) – созидательный коллективный разум.
Живое вещество – совокупность всех живых организмов.
Гелиобиология – наука о влиянии активности Солнца на биологические и социальные процессы на Земле.
- Концепции современного естествознания Справочник для студентов
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- 1. Культура и наука. Критерии науки и ее социальные функции
- 2. Мир природы и мир человека: способы познания
- 3. Сциентизм и антисциентизм – мировоззренческие позиции хх века и их влияние на развитие культуры
- 4. Этика науки
- Тема 2. Предмет и метод естествознания
- 1. Предмет естествознания. Эволюция понятия природы
- 2. Научный метод. Классификация методов естественнонаучного познания
- 3. Формы научного знания
- 4. Принципы естествознания. Способы обоснования (модели) естественнонаучного знания
- Тема 3. Динамика естествознания и тенденции его развития
- 1. Возникновение естествознания. Проблема начала науки
- 2. Основные модели развития естественнонаучного знания
- 3. Научные революции и смена картин мира
- 4. Классическое, неклассическое и постнеклассическое естествознание
- Тема 4. История естествознания
- 1. Знание о природе в древних цивилизациях
- 2. Античная наука о природе
- 3. Эпоха Средневековья: религиозная картина мира и естественнонаучное познание
- 4. Эпоха Возрождения: революция в мировоззрении и науке. Предпосылки классической науки
- 5. Галилео Галилей и его роль в становлении классической науки
- 6. И. Ньютон и его роль в становлении классической науки
- 7. Научная революция XVI-XVII веков, ее ход, содержание и основные итоги
- 8. Естествознание в XVIII-XIX вв.
- 9. Физика на рубеже XIX-XX веков, ее открытия и достижения
- 10. Предпосылки и основное содержание новейшей революции в естествознании (XX в.) Становление современной науки
- Тема 5. Структурные уровни организации материи
- Современные взгляды на структурную организацию материи
- Тема 6. Макромир: вещество и поле. Принципы классической физики
- 1. Корпускулярная и континуальная концепции природы
- 2. Детерминизм. Динамические и статистические закономерности
- 3. Основные принципы термодинамики. Значение законов термодинамики в описании явлений природы
- 4. Основные понятия, законы и принципы классической физики
- Тема 7. Открытые системы и неклассическая термодинамика
- 1. Закрытые и открытые системы. Энтропия, порядок и хаос
- 2. Концепция «Тепловой смерти Вселенной»
- 3. Неравновесная термодинамика. Рождение синергетики
- Тема 9. Микромир. Квантовая физика
- 1. Открытие микромира. Принципы квантовой физики
- 2. Классификация элементарных частиц
- 3. Фундаментальные физические взаимодействия
- Тема 9. Мегамир. Современные астрофизические и космологические концепции
- 1. Основные космологические модели Вселенной
- 2. Эволюция Вселенной. Теория «Большого взрыва»
- 3. Антропный принцип
- 4. Строение и эволюция галактик
- 5. Строение и эволюция звезд
- 6. Происхождение и строение Солнечной системы
- Тема 10. Пространство и время в современной научной картине мира
- 1. Развитие представлений о пространстве и времени в истории науки Классическая концепция пространства и времени
- 3. Формы пространства и времени
- Тема 11. Основные концепции химии
- 1. Химия как наука, ее предмет и проблемы
- 2. Основные этапы (концепции) развития химии
- 3. Химические системы и процессы
- 4. Реакционная способность веществ
- 5. Проблемы самоорганизации в современной химии
- Тема 12. Проблемы и перспективы современной геологии
- 1. Основные этапы развития наук о Земле
- 2. История геологического развития Земли
- 3. Внутреннее строение Земли
- Тема 13. Особенности биологического уровня организации материи
- 1. Биология как система наук о живой природе
- 2. Основные концепции происхождения жизни. Сущность живого
- 3. Уровни организации живой материи и ее свойства
- 4. Клеточная теория. Единство органического мира
- Тема 14. Генетика и эволюция
- 1. Концепции эволюционизма в биологии
- 2. Эволюция как основа многообразия и единства живых организмов Микроэволюция и макроэволюция
- 3. Принципы воспроизводства и развития живых систем Онтогенез и филогенез
- Тема 15. Человек как предмет естествознания
- 1. Естественнонаучная концепция антропогенеза
- 2. Физиология человека. Здоровье и работоспособность человека
- 3. Высшие психические функции и их физиологические механизмы. Сознание и мозг
- 4. Этология. Особенности поведения человека и животных
- Тема 17. Эмоции и творчество. Жизнь как ценность
- 1. Эмоции и их роль в жизни человека
- 2. Воображение и творчество. Поиски алгоритма творчества
- 3. Жизнь как ценность. Биоэтика
- Тема 17. Человек и биосфера
- 1. Эволюция представлений о биосфере Концепция Вернадского о биосфере
- 2. Ноосфера. Единство человека и природы. Русский космизм
- 3. Космические циклы и человек
- Тема 18. Принцип глобального эволюционизма и его роль в современной науке
- 1. Глобальный эволюционизм
- 2. Самоорганизация как основа эволюции