1. Основные этапы развития наук о Земле
Физические, космологические и химические концепции подвели нас вплотную к представлениям о Земле, ее происхождении, строении и разнообразных свойствах. Исследователи и путешественники, наблюдатели и философы создали единую географическую картину мира, рисующую Землю как сложную систему, состоящую из различных, но взаимосвязанных элементов: горных пород и почвы, климата и воды, флоры и фауны.
Различные науки о Земле, имея один объект исследования – Землю, развиваются вместе, взаимно обогащая друг друга. Они тесно взаимодействуют с физикой, химией, биологией, на стыках, с которыми возникают новые научные направления, решающие задачу объяснения единства вещества Земли, баланса ее энергии, глобальных процессов, объединяющих различные сферы Земли, а также отдельные участки ее поверхности.
В становлении и развитии наук о Земле выделяют три этапа:
1.Доклассический (от античности до XVII века)
2.Классический (XVIII – первая половина XX века)
3.Неклассический (60-е годы XX века по настоящее время)
В первый период были выдвинуты идеи о шарообразности Земли и климатической зональности. Древние греки и римляне знали о поднятии и опускании суши, землетрясениях, вулканах и вулканической деятельности; о том, что полезные ископаемые зарождаются и находятся в недрах Земли. Они имели представление о многих горных породах и минералах, парагенезе, геологическом строении некоторых участков земной коры, об осадконакоплении и осадкообразовании, могли оценить последствия деятельности человека в «геологическом отношении».
Во второй период разрабатываются концепции активности Земли: нептунизм, плутонизм, катастрофизм, униформизм, актуализм, мобилизм и т.д. Согласно концепции нептунизма (А.Г. Вернер), все горные породы отложились в виде осадков из Всемирного океана. Плутонизм видел динамический исток всех явлений во внутреннем тепле Земли, вызывающем землетрясения и извержения вулканов. В этих концепциях активность Земли связывается с одной из геооболочек. Униформизм настаивал на том, что геологические явления в прошлом были такими же, как и в настоящее время. Сторонники актуализма считали, что, используя сравнительно-исторический метод, можно судить о прошлых геологических процессах.
В третий, неклассический, период фактуальный потенциал настолько возрос, что оказалась возможной концепция глобальной эволюции Земли. Согласно этой концепции, несколько миллиардов лет назад вокруг Солнца обращалось гигантское холодное газопылевое облако. Частицы, составлявшие первоначальную туманность, сталкивались друг с другом и образовывали холодные твердые сгустки, впоследствии ставшие планетами. Разогревание их произошло позже благодаря сжатию и поступлению солнечной энергии.
Теории эволюции Земли, то есть полного и непротиворечивого описания развития ядра и мантии Земли, океанической и континентальной коры, атмосферы, гидросферы и биосферы пока не существует. Имеется несколько направлений и школ, возглавляемых ведущими специалистами в области геофизики, геохимии и геологии. Сложность возникающих проблем, неоднозначность трактовки уже добытых фактов пока не позволяют соединить в единой картине данные, полученные при различных подходах.
- Концепции современного естествознания Справочник для студентов
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- 1. Культура и наука. Критерии науки и ее социальные функции
- 2. Мир природы и мир человека: способы познания
- 3. Сциентизм и антисциентизм – мировоззренческие позиции хх века и их влияние на развитие культуры
- 4. Этика науки
- Тема 2. Предмет и метод естествознания
- 1. Предмет естествознания. Эволюция понятия природы
- 2. Научный метод. Классификация методов естественнонаучного познания
- 3. Формы научного знания
- 4. Принципы естествознания. Способы обоснования (модели) естественнонаучного знания
- Тема 3. Динамика естествознания и тенденции его развития
- 1. Возникновение естествознания. Проблема начала науки
- 2. Основные модели развития естественнонаучного знания
- 3. Научные революции и смена картин мира
- 4. Классическое, неклассическое и постнеклассическое естествознание
- Тема 4. История естествознания
- 1. Знание о природе в древних цивилизациях
- 2. Античная наука о природе
- 3. Эпоха Средневековья: религиозная картина мира и естественнонаучное познание
- 4. Эпоха Возрождения: революция в мировоззрении и науке. Предпосылки классической науки
- 5. Галилео Галилей и его роль в становлении классической науки
- 6. И. Ньютон и его роль в становлении классической науки
- 7. Научная революция XVI-XVII веков, ее ход, содержание и основные итоги
- 8. Естествознание в XVIII-XIX вв.
- 9. Физика на рубеже XIX-XX веков, ее открытия и достижения
- 10. Предпосылки и основное содержание новейшей революции в естествознании (XX в.) Становление современной науки
- Тема 5. Структурные уровни организации материи
- Современные взгляды на структурную организацию материи
- Тема 6. Макромир: вещество и поле. Принципы классической физики
- 1. Корпускулярная и континуальная концепции природы
- 2. Детерминизм. Динамические и статистические закономерности
- 3. Основные принципы термодинамики. Значение законов термодинамики в описании явлений природы
- 4. Основные понятия, законы и принципы классической физики
- Тема 7. Открытые системы и неклассическая термодинамика
- 1. Закрытые и открытые системы. Энтропия, порядок и хаос
- 2. Концепция «Тепловой смерти Вселенной»
- 3. Неравновесная термодинамика. Рождение синергетики
- Тема 9. Микромир. Квантовая физика
- 1. Открытие микромира. Принципы квантовой физики
- 2. Классификация элементарных частиц
- 3. Фундаментальные физические взаимодействия
- Тема 9. Мегамир. Современные астрофизические и космологические концепции
- 1. Основные космологические модели Вселенной
- 2. Эволюция Вселенной. Теория «Большого взрыва»
- 3. Антропный принцип
- 4. Строение и эволюция галактик
- 5. Строение и эволюция звезд
- 6. Происхождение и строение Солнечной системы
- Тема 10. Пространство и время в современной научной картине мира
- 1. Развитие представлений о пространстве и времени в истории науки Классическая концепция пространства и времени
- 3. Формы пространства и времени
- Тема 11. Основные концепции химии
- 1. Химия как наука, ее предмет и проблемы
- 2. Основные этапы (концепции) развития химии
- 3. Химические системы и процессы
- 4. Реакционная способность веществ
- 5. Проблемы самоорганизации в современной химии
- Тема 12. Проблемы и перспективы современной геологии
- 1. Основные этапы развития наук о Земле
- 2. История геологического развития Земли
- 3. Внутреннее строение Земли
- Тема 13. Особенности биологического уровня организации материи
- 1. Биология как система наук о живой природе
- 2. Основные концепции происхождения жизни. Сущность живого
- 3. Уровни организации живой материи и ее свойства
- 4. Клеточная теория. Единство органического мира
- Тема 14. Генетика и эволюция
- 1. Концепции эволюционизма в биологии
- 2. Эволюция как основа многообразия и единства живых организмов Микроэволюция и макроэволюция
- 3. Принципы воспроизводства и развития живых систем Онтогенез и филогенез
- Тема 15. Человек как предмет естествознания
- 1. Естественнонаучная концепция антропогенеза
- 2. Физиология человека. Здоровье и работоспособность человека
- 3. Высшие психические функции и их физиологические механизмы. Сознание и мозг
- 4. Этология. Особенности поведения человека и животных
- Тема 17. Эмоции и творчество. Жизнь как ценность
- 1. Эмоции и их роль в жизни человека
- 2. Воображение и творчество. Поиски алгоритма творчества
- 3. Жизнь как ценность. Биоэтика
- Тема 17. Человек и биосфера
- 1. Эволюция представлений о биосфере Концепция Вернадского о биосфере
- 2. Ноосфера. Единство человека и природы. Русский космизм
- 3. Космические циклы и человек
- Тема 18. Принцип глобального эволюционизма и его роль в современной науке
- 1. Глобальный эволюционизм
- 2. Самоорганизация как основа эволюции