6.6. Источники электрической и тепловой энергии
В последние десятилетия в связи с активным стремлением решить проблему сохранения окружающей среды возрастает интерес к источникам энергии, образующейся без участия процесса горения. К таким источникам относятся и геотермальные источники, ветер, солнце, ядерное топливо.
Гидроисточники. В гидроисточниках потенциальная энергия воды превращается в электроэнергию. Электроэнергия вырабатывается на гидроэлектростанциях, где с помощью плотины поднимается уровень речной воды, и на приливных электростанциях, использующих энергию приливов и отливов на берегах морей и океанов.
После Второй мировой войны строительству гидроэлектростанций уделялось большое внимание, что явилось существенным вкладом в энергоресурсы. Строились мощные гидроэлектростанции, в том числе и на равнинных реках. Однако по прошествии непродолжительного времени выяснилось, что гидроэлектростанции на равнинных реках в связи с затоплением больших площадей плодородных земель приводят к нарушению экологического баланса, на восстановление которого требуются гигантские финансовые ресурсы. Гидроэнергетику можно считать перспективной только в том случае, когда используется естественный перепад уровней воды, например в реках, строительство гидроэлектростанций на которых существенно не влияет на природную среду. Приливные электростанции наносят меньший ущерб окружающей среде, чем гидроэлектростанции на равнинных реках, но до сих пор доля вырабатываемой ими электроэнергии остается сравнительно небольшой.
Весьма необычная гидроэлектростанция – ледниковая ГЭС – уже несколько лет успешно работает в Гренландии. Турбина ледниковой ГЭС приводится в движение водой, поступающей по тоннелю из водохранилища у подножья большого ледника. Летом ледник подтаивает, талая вода по трещинам собирается и стекает в водохранилище. Зимой ледник нарастает за счет снега, а запасов воды, накопившихся летом, хватает на всю зиму.
Геотермальные источники. Оценочные расчеты показывают, что запасы тепла в десятикилометровом слое земной коры превышают тепловую энергию, запасенную во всех горючих источниках нашей планеты, приблизительно в 5000 раз. Действительно, геотермальные источники обладают гигантским запасом энергии, доля которой в энергетическом мировом балансе, к сожалению, до сих пор остается незначительной. Геотермальные месторождения известны в Исландии, Гренландии, Новой Зеландии, Индонезии, Японии, США, Чили, Сальвадоре, России и в других странах. Тепло подземных вод широко используется в Италии, где с начала века работают геотермальные станции. Наиболее крупные геотермальные месторождения – в Тоскане и в районе Неаполя, где скважины выводят пароводяную смесь с температурой 200–245°С.
В Исландии, стране вулканов и гейзеров, около 7 тыс горячих источников общей мощностью более 1 млн ккал/с. Рейкьявик (столица Исландии), расположенный вблизи Северного полярного круга, полностью теплофицирован за счет термальных вод. Воды горячих источников здесь используются не только для отопления, но и для городских теплиц и оранжерей, в которых выращивают цветы, овощи и даже цитрусовые.
По приблизительным оценкам, запасы термальных вод с температурой от 50 до 250°С в нашей стране составляют не менее 20 млн м3 в сутки. Этот огромный резерв экологически чистой тепловой энергии может заменить до 150 млн. т органического топлива. Особенно богаты горячими источниками Камчатка и Курильские острова.
Ветер. Было время, когда вода и ветер служили едва ли не единственным источником энергии. Еще в начале нынешнего века, в 1910 г., в России насчитывалось примерно 1 млн ветряных мельниц и приблизительно столько же водяных. Сегодня всю эту энергетику называют нетрадиционной.
Каждый источник энергии должен работать там, где дает наибольшую отдачу и приносит максимальную выгоду. На севере у нас располагаются огромные труднодоступные территории. Вырабатывать здесь энергию очень сложно, и цена ее более высокая, чем в центре страны. Вот здесь и могут найти применение ветроустановки. Скорость ветра на побережье морей и океанов составляет в среднем за год более 6 м/с. При работе ветроустановки мощностью в 1 МВт в течение шести месяцев потребитель может получить около 2,5 млн. кВт энергии, что вполне достаточно для обеспечения теплом и светом поселка в 150 жилых домов.
Современная ветроустановка мощностью в 1 МВт состоит из ветроколеса диаметром 48 м, установленного на стальной конической башне высотой 40 м, на которой смонтированы агрегат для передачи мощности от ветроколеса к генератору, система управления и тормозной механизм. Ветроустановка полностью автоматизирована: сама «ловит ветер» и проверяет перед запуском состояние всех узлов и агрегатов. При скорости ветра 3,5–4 м/с развивается мощность 40–50 кВт, а при скорости 13,5 м/с – 1000 кВт. Срок службы установки 20–25 лет, и стоит она примерно 1 млн долл. К 1998 г. в России насчитывалось около 150 крупных и примерно 100 легких ветроустановок, в то время как за рубежом их общее число составило более 130 тыс. Сегодня почти все развитые страны строят ветроустановки. Лидирует среди них маленькая страна Дания. Около двух десятилетий назад именно она дала толчок развитию современной ветроэнергетики. В этой стране работают более 4 тыс самых эффективных установок с лучшими показателями в мире. Датчане построили заводы по производству ветроустановок в Индии, Китае и США. Ветроустановки производятся и в России. По своим техническим характеристикам они не уступают зарубежным аналогам. Ветроустановки порождают вибрации и шум, неблаготворно влияющие живые организмы, поэтому их строят обычно вдали от населенных пунктов. Металлические лопасти могут создавать помехи для радио- и телепередач, но все же в целом ветроэнергетику принято считать экологически безопасной.
Многие страны активно развивают ветроэнергетику. Например, Германия по выработке ветроэнергии в последние годы приблизилась к США, а по числу фирм, производящих ветроустановки, догнала Данию. Немецкие ветроустановки наполняют рынок Бразилии, Мексики, Китая и других стран.
Солнце. Солнце обладает колоссальным запасом энергии. Мощность его излучения составляет 2,86 1033 кВт. Земля получает лишь небольшую долю солнечной энергии, равную 2 10–7, и такого количества вполне достаточно для обеспечения многообразия форм жизни на Земле. За трое суток Земля получает от Солнца такое количество энергии, которое можно было бы подать при сжигании всех природных запасов угля, газа, нефти и древесины. Несмотря на то, что потенциал солнечной энергии чрезвычайно велик, разработанные к настоящему времени гелиоустановки вырабатывают сравнительно небольшую долю энергии. В качестве преобразователей солнечной энергии в электрическую применяются полупроводниковые фотоэлементы из кремниевых пластин. Эффективность их преобразования составляет около 15%, а в перспективе она может достигнуть 30–40%. Однако все же сравнительно медленное развитие гелиоэнергетики определяет другой фактор – сумма капиталовложений на 1 кВт электроэнергии, вырабатываемой гелиоустановкой, примерно в 1000 раз больше, чем на гидроэлектростанции. Предполагается, что овладение процессом фотосинтеза сделает доступным широкое применение солнечной энергии. В лабораторных условиях вне растительной клетки уже осуществлена первая фаза данного процесса – произведено фотохимическое разложение воды на элементы. Образующийся водород – превосходный энергоноситель: из известных нерадиоактивных веществ он обладает самой высокой плотностью энергии – 33 кВт/кг (плотность энергии углерода равна всего 9,1 кВт/кг).
В процессе фотосинтеза в зеленых растениях из энергетически бедных соединений – углекислого газа и воды образуется более сложный по структуре и богатый энергией крахмал, из которого синтезируются жиры, белки, целлюлоза и другие органические компоненты. Как известно из периодической печати, совсем недавно нечто подобное смогли сделать японские ученые. Смесь, состоящую из размолотого магнетита и угольного порошка, они подвергли облучению концентрированным солнечным светом и нагрели ее до 1200°С. В результате химической реакции образовались водород и угарный газ. Из данных газов можно синтезировать, например, метиловый спирт, который может служить превосходным горючим для автомобилей. Кпд такого процесса достигает 47,6%, тогда как кпд фотосинтеза – 1–2%.
Ядерное топливо. Ядерное топливо – чрезвычайно энергоемкий источник энергии. Например, 1 кг урана-235 при расщеплении выделяет 24 млн кВт энергии, что соответствует теплотворной способности 3 тыс. т каменного угля, т.е. 1 кг урана дает почти в 3 млн раз больше энергии, чем 1 кг каменного угля, или в 7 млн раз больше, чем 1 кг бурого угля.
В отличие от углеродосодержащих носителей энергии, которые применяются и как сырье для химической промышленности, уран представляет практический интерес преимущественно для производства электрической и тепловой энергии. Однако, несмотря на это, при возрастающем спросе на атомную энергию запасы урана-235 через некоторое время будут исчерпаны. Вместе с тем огромные возможности для развития атомной энергетики открываются с созданием реакторов-размножителей (бридеров), в которых выработка энергии сопровождается производством вторичного горючего – плутония, что позволит кардинально решить проблему обеспечения ядерным топливом. Как показывают оценки, 1 т гранита содержит примерно 3 г урана-235 и 12 г тория-232 (именно они используются в качестве сырья в бридерах). При потреблении 5 108 МВт энергии (на два порядка выше, чем сейчас) запаса урана и тория в граните хватит на 109 лет. Первый опытно-промышленный реактор на быстрых нейтронах мощностью до 350 МВт построен в г. Шевченко на берегу Каспийского моря. Он используется для производства электроэнергии и опреснения морской воды, обеспечивая водой город и прилегающий район нефтедобычи с населением около 150 тыс человек.
Колоссальным источником энергии может стать термоядерный синтез – образование из легких ядер более тяжелых. При термоядерном синтезе энергии выделяется на один нуклон значительно больше, чем в реакции деления тяжелых ядер. Например, если при делении ядра урана-238 выделяется энергия 0,84 МэВ на один нуклон, то при термоядерном синтезе дейтерия и трития – примерно 3,5 МэВ. Термоядерные реакции дают наибольший выход энергии на единицу массы «горючего», чем любые другие превращения. Так, количество дейтерия в стакане простой воды эквивалентно примерно 60 л бензина. Поэтому перспектива осуществления управляемого термоядерного синтеза выглядит весьма заманчиво. Трудность реализации этой идеи на практике заключается в том, что такой синтез возможен при очень высокой температуре – 107–108 К. В данном случае синтезируемое вещество находится в плазменном состоянии, и возникает техническая проблема удержания горячей плазмы в ограниченном объеме. Предполагается, что термоядерный синтез – основной источник энергии Солнца и звезд.
Впервые искусственная термоядерная реакция осуществлена в СССР в 1953 г., а затем через полгода – в США в виде взрыва водородной (термоядерной) бомбы, представляющего неуправляемую реакцию синтеза. Взрывчатое вещество в водородной бомбе – это смесь дейтерия и трития. Запалом в ней служит обычная атомная бомба, при взрыве которой возникает сверхвысокая температура, необходимая для синтеза легких ядер.
Над решением проблемы управляемого термоядерного синтеза работают ученые многих стран в течение нескольких последних десятилетий. Один из путей решения данной проблемы – удержание горячей плазмы в ограниченном объеме сильными магнитными полями, для чего создаются сложнейшие в техническом исполнении термоядерные реакторы. Один из первых подобных реакторов – Токамак-10 был собран в 1975 г. в Институте атомной энергии им. И.В. Курчатова.
Управляемый термоядерный синтез открывает человечеству доступ к неисчерпаемой «кладовой» ядерной энергии, запасенной в легких элементах. Извлечение энергии возможно из дейтерия, содержащегося в обычной воде. Расчеты показывают, что количество этого элемента в океанской воде составляет примерно 4 1013 т, чему соответствует энергетический запас 1017 МВт-год, а такие энергетические ресурсы можно считать неограниченными. Остается только надеяться, что проблема управляемого термоядерного синтеза в недалеком будущем будет успешно решена.
- Современного
- Естествознания
- Курс лекций
- Логика познания и методология естественных наук
- 1.1. Всеобщий характер законов природы
- 1.2. Понятия метода и методологии. Классификация методов научного познания
- 1.3. Общенаучные методы эмпирического познания. Наблюдение и эксперимент
- 1.4. Общенаучные методы теоретического познания. Абстрагирование и идеализация. Мысленный эксперимент
- 1.5. Формализация как метод теоретического познания. Язык науки
- 1.6. Индукция и дедукция как формально-логические методы познания. Основные методы индукции
- Естествознание эпохи античности. Натурфилософия и ее место в истории естествознания. Возникновение античной науки
- 2.1. Естествознание эпохи Средневековья
- 2.2. Научные революции в истории естествознания. Естествознание эпохи Возрождения. Первая научная революция. Учение о множественности миров
- 2.3. Естествознание Нового времени. Научная революция XVII века. Создание классической механики и экспериментального естествознания
- 2.4. Естествознание Нового времени и проблема философского метода
- 2.5. Научная революция второй половины XVIII–XIX веков. Диалектизация естествознания
- 2.6. Исследования в области электромагнитного поля и начало крушения механистической картины мира
- 2.7. Естественнонаучная революция первых десятилетий XX века. Проникновение вглубь материи. Теория относительности и квантовая механика. Крушение механистической картины мира
- 2.8. Научно-техническая революция, ее исторические этапы и естественнонаучная составляющая
- Понятия пространства, времени и материи. Фундаментальные взаимодействия
- 3.1. Гравитационное взаимодействие
- 3.2. Понятие о квантовой гравитации
- 3.3. Слабое взаимодействие
- 3.4. Электромагнитное взаимодействие
- 3.5. Сильное взаимодействие
- 3.6. Тенденции объединения взаимодействий
- 3.7. Концепции материи, движения, пространства и времени
- Фундаментальные принципы и законы
- 4.1. Свойства пространства-времени и законы сохранения
- 4.2. Классическая концепция Ньютона
- 4.3. Статистические и термодинамические свойства макросистем
- 4.4. Электромагнитная концепция
- 4.5. Концепции дальнодействия и близкодействия
- 4.6. Дискретность и непрерывность материи
- 4.7. Сущность электромагнитной теории Максвелла
- 4.8. Корпускулярно-волновые свойства света
- 4.9. Основные концепции описания микромира
- 4.10. Постулаты Бора
- 4.11. Нуклонный уровень организации материи
- 4.12. Дефект массы и энергия связи
- 4.13. Релятивистская квантовая физика. Античастицы и виртуальные частицы
- 4.14. Физический вакуум в квантовой теории поля
- Место и роль химии в современной цивилизации
- 5.1. Фундаментальные основы современной химии
- 5.2. Особенность и двуединая задача современной химии
- Концептуальные уровни современной химии
- 5.3. Понятия «химический элемент» и «химическое соединение» с точки зрения современности
- 5.4. Учение о химических процессах
- 5.5. Эволюционная концепция в химии
- 5.6. Сущность химической эволюции
- 5.7. Превращение органических и неорганических соединений
- 5.8. Синтез веществ
- 5.9. Современный катализ
- Природные процессы образования земных и внеземных веществ. Природные запасы сырья и превращение энергии
- 6.1. Природные запасы сырья и превращение энергии
- Металлы
- 6.2. Неметаллическое сырье
- Углерод
- 6.3. Вторичное сырье
- 6.4. Химические процессы и энергетика
- 6.5. Природные энергоресурсы
- 6.6. Источники электрической и тепловой энергии
- 6.7. Эффективность энергосистем
- 6.8. Радиоактивные изотопы
- 6.9. Плазмохимические процессы
- Особенности биологического уровня организации материи
- 7.1. Важнейшие открытия второй половины XIX века, которые легли в основу современной биологии
- 7.2. Многогранность живого
- 7.3. Триединство концептуальных уровней познания в современной биологии
- 7.4. Структурные уровни организации живых систем
- 7.5. Развитие современной концепции биохимического единства всего живого
- 7.6. За счет чего функционирует энергетика живого?
- 7.7. Особенности термодинамики, самоорганизации и информационного обмена в живых системах
- 7.8. Роль генетического материала в воспроизводстве и эволюции живых организмов
- Биологическая эволюция
- 8.1. Какие научные факты обосновывают эволюционность живого?
- 8.2. Исторически сформированные концепции происхождения жизни
- 8.3. Особенности условий на ранней Земле
- 8.4. Принципы биологической эволюции
- Происхождение человека
- 9.1. Сущность современной эволюционной теории происхождения человека от животного предка
- 9.2. Роль естественного отбора и социальных факторов в эволюции человека как комплексном процессе антропосоциогенеза
- 9.3. Как современная наука определяет природу и сущность человека?
- 9.4. Что свидетельствует о сложности и многомерности внутреннего мира человека?
- 9.5. Какие факторы определяют природу человеческого сознания?
- 9.6. Как трактуется психика и сознание теорией отражения?
- 9.7. Чем характеризуются эмоции, чувства, интеллект с позиций гносеологии?
- 9.8. Суть феноменов человеческого воображения и памяти
- 9.9. Возможности психического управления телесными, соматическими процессами
- Биоэтика и поведение человека
- 10.1. Истоки человеческой морали и этики
- 10.2. Сравнительный анализ социальных структур и социального поведения животных и человека
- 10.3. Чем определяются мотивации человеческого поведения?
- 10.4. Проблема смысла и цели человеческого бытия
- 10.5. Гуманистические позиции биоэтики
- 10.6. Какие факторы приводят к потере здоровья отдельного человека и популяции?
- 10.7. Различие между валеологическими и медико-биологическими подходами к оздоровлению
- 10.8. Что дают современные мировоззренческие знания для понимания природы здоровья?
- Человек и биосфера
- 11.1. Основа организации и устойчивости биосферы
- 11.2. Эволюция биосферы
- 11.3. Суть и главная задача экологии
- 11.4. Основы целостного учения в.И. Вернадского о биосфере
- 11.5. Новое состояние биосферы в результате взаимодействия человека и природы
- Эволюционно-синергетическая парадигма
- 12.1. Принципы синергетики
- 12.2. Сущность гуманитарного аспекта синергетики
- Словарь терминов по курсу
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Учебное издание основы современного естествознания Курс лекций
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33. Основысовременногоестествознания Витебск 2007