logo
лекции шилина

9.3. Как современная наука определяет природу и сущность человека?

В современной науке обосновано достаточно убедительно положение о том, что природа человека носит космобиопсихо-социокультурный характер, что сознание человека отнюдь не является tabula rasa («чистой доской»). На основе анализа многолетних исследований по клиническому применению ЛСД как эмпирического основания холистского подхода к психике человека установлена принципиальная недопустимость ее редукции к «это», разуму и чувствам. Психика человека подобна пирамиде, причем доступна исследованию только вершина, а «основание» теряется в глубинах Космоса. Такого рода методологическая установка в социобиологии, исследуя социальное поведение человека как проявление его природы, принимает во внимание биологическую, генетическую сторону индивида. Вместе с тем следует различать понятия «природа» и «сущность» человека, последнее понятие является частью первого и придает ему незавершенный характер. В идеале каждый человеческий индивид представляет собой конкретную самоценность, которая в своих творческих возможностях бесконечна, ибо его сущность заключается в потенциальной способности стать собственно человеком. Каждый человек – это динамичная микровселенная, представляющая собой неисчерпаемый континуум чистых возможностей. Однако его сущность открыта, незавершенна, динамична, поэтому конкретно-исторические условия существования общества, противоречивость социального, научно-технического прогресса ограничивают возможности самореализации индивида. Нравственное отношение к человеку предполагает видение в каждом конкретном человеке «образа бога» (ведь бог, согласно Л. Фейербаху, есть проекция человека на бесконечность), т.е. потенциально бесконечного совершенства, что служит основой гуманистической составляющей культуры как противовеса крайнему техницизму и сциентизму.