10.3. Чем определяются мотивации человеческого поведения?
Безусловно, поведение человека не ограничивается врожденными животными программами. Ведь человек живет и действует, побуждаемый множеством потребностей. «Каждый человек стоит ровно столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет», – говорил Марк Аврелий. Иными словами, человеческую личность определяют его потребности.
А. Маслоу, один из ведущих психологов США в области исследования мотивации, разработал «иерархию» потребностей человека.
1. Физиологические потребности – это низшие, управляемые органами тела потребности: дыхательная, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите.
2. Потребность в надежности – стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости и т.п.
3. Социальные потребности – удовлетворение этой потребности не объективно и трудно описуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность выражается очень сильно.
4. Потребность в осознании собственного достоинства – здесь речь идет об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворятся отдельным лицом, для этого требуются группы.
5. Потребность в осуществлении самого себя – это потребность в развитии личности, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.
Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:
1) мотивы имеют иерархическую структуру;
2) чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;
3) пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересным. С момента удовлетворения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу;
4) с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Таким образом, возможность удовлетворения высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.
Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими – человек может жить хлебом единым, когда его не хватает. Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивации (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Для многих людей присущи так называемые «неврозы существования», когда человек не понимает зачем живет, и страдает от этого.
Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.
Такой «самоактуализирующейся личности» присущи следующие особенности:
1) полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее);
2) принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое, Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю, принимаю тебя таким, какой ты есть»);
3) профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, дело;
4) автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;
5) способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;
6) постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;
7) различение цели и средств, зла и добра («Не всякое средство хорошо для достижения цели);
8) спонтанность, естественность поведения;
9) юмор;
10) саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;
11) готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей.
Самоактуализация – это высший показатель возможностей духа. Смысл жизни человека состоит в максимально полном развитии, развертывании всех заложенных талантов, задатков и способностей. Самоактуализация и есть полное использование всех возможностей человека. Обычно человек стремится выразить себя в той области, в которой он обладает наибольшими задатками и способностями, но подлинное наслаждение приносит только творческая работа. Творческая работа человека над самим собой – главный механизм удовлетворения потребности стать всем тем, кем он может и по своей свободной мотивации должен стать.
- Современного
- Естествознания
- Курс лекций
- Логика познания и методология естественных наук
- 1.1. Всеобщий характер законов природы
- 1.2. Понятия метода и методологии. Классификация методов научного познания
- 1.3. Общенаучные методы эмпирического познания. Наблюдение и эксперимент
- 1.4. Общенаучные методы теоретического познания. Абстрагирование и идеализация. Мысленный эксперимент
- 1.5. Формализация как метод теоретического познания. Язык науки
- 1.6. Индукция и дедукция как формально-логические методы познания. Основные методы индукции
- Естествознание эпохи античности. Натурфилософия и ее место в истории естествознания. Возникновение античной науки
- 2.1. Естествознание эпохи Средневековья
- 2.2. Научные революции в истории естествознания. Естествознание эпохи Возрождения. Первая научная революция. Учение о множественности миров
- 2.3. Естествознание Нового времени. Научная революция XVII века. Создание классической механики и экспериментального естествознания
- 2.4. Естествознание Нового времени и проблема философского метода
- 2.5. Научная революция второй половины XVIII–XIX веков. Диалектизация естествознания
- 2.6. Исследования в области электромагнитного поля и начало крушения механистической картины мира
- 2.7. Естественнонаучная революция первых десятилетий XX века. Проникновение вглубь материи. Теория относительности и квантовая механика. Крушение механистической картины мира
- 2.8. Научно-техническая революция, ее исторические этапы и естественнонаучная составляющая
- Понятия пространства, времени и материи. Фундаментальные взаимодействия
- 3.1. Гравитационное взаимодействие
- 3.2. Понятие о квантовой гравитации
- 3.3. Слабое взаимодействие
- 3.4. Электромагнитное взаимодействие
- 3.5. Сильное взаимодействие
- 3.6. Тенденции объединения взаимодействий
- 3.7. Концепции материи, движения, пространства и времени
- Фундаментальные принципы и законы
- 4.1. Свойства пространства-времени и законы сохранения
- 4.2. Классическая концепция Ньютона
- 4.3. Статистические и термодинамические свойства макросистем
- 4.4. Электромагнитная концепция
- 4.5. Концепции дальнодействия и близкодействия
- 4.6. Дискретность и непрерывность материи
- 4.7. Сущность электромагнитной теории Максвелла
- 4.8. Корпускулярно-волновые свойства света
- 4.9. Основные концепции описания микромира
- 4.10. Постулаты Бора
- 4.11. Нуклонный уровень организации материи
- 4.12. Дефект массы и энергия связи
- 4.13. Релятивистская квантовая физика. Античастицы и виртуальные частицы
- 4.14. Физический вакуум в квантовой теории поля
- Место и роль химии в современной цивилизации
- 5.1. Фундаментальные основы современной химии
- 5.2. Особенность и двуединая задача современной химии
- Концептуальные уровни современной химии
- 5.3. Понятия «химический элемент» и «химическое соединение» с точки зрения современности
- 5.4. Учение о химических процессах
- 5.5. Эволюционная концепция в химии
- 5.6. Сущность химической эволюции
- 5.7. Превращение органических и неорганических соединений
- 5.8. Синтез веществ
- 5.9. Современный катализ
- Природные процессы образования земных и внеземных веществ. Природные запасы сырья и превращение энергии
- 6.1. Природные запасы сырья и превращение энергии
- Металлы
- 6.2. Неметаллическое сырье
- Углерод
- 6.3. Вторичное сырье
- 6.4. Химические процессы и энергетика
- 6.5. Природные энергоресурсы
- 6.6. Источники электрической и тепловой энергии
- 6.7. Эффективность энергосистем
- 6.8. Радиоактивные изотопы
- 6.9. Плазмохимические процессы
- Особенности биологического уровня организации материи
- 7.1. Важнейшие открытия второй половины XIX века, которые легли в основу современной биологии
- 7.2. Многогранность живого
- 7.3. Триединство концептуальных уровней познания в современной биологии
- 7.4. Структурные уровни организации живых систем
- 7.5. Развитие современной концепции биохимического единства всего живого
- 7.6. За счет чего функционирует энергетика живого?
- 7.7. Особенности термодинамики, самоорганизации и информационного обмена в живых системах
- 7.8. Роль генетического материала в воспроизводстве и эволюции живых организмов
- Биологическая эволюция
- 8.1. Какие научные факты обосновывают эволюционность живого?
- 8.2. Исторически сформированные концепции происхождения жизни
- 8.3. Особенности условий на ранней Земле
- 8.4. Принципы биологической эволюции
- Происхождение человека
- 9.1. Сущность современной эволюционной теории происхождения человека от животного предка
- 9.2. Роль естественного отбора и социальных факторов в эволюции человека как комплексном процессе антропосоциогенеза
- 9.3. Как современная наука определяет природу и сущность человека?
- 9.4. Что свидетельствует о сложности и многомерности внутреннего мира человека?
- 9.5. Какие факторы определяют природу человеческого сознания?
- 9.6. Как трактуется психика и сознание теорией отражения?
- 9.7. Чем характеризуются эмоции, чувства, интеллект с позиций гносеологии?
- 9.8. Суть феноменов человеческого воображения и памяти
- 9.9. Возможности психического управления телесными, соматическими процессами
- Биоэтика и поведение человека
- 10.1. Истоки человеческой морали и этики
- 10.2. Сравнительный анализ социальных структур и социального поведения животных и человека
- 10.3. Чем определяются мотивации человеческого поведения?
- 10.4. Проблема смысла и цели человеческого бытия
- 10.5. Гуманистические позиции биоэтики
- 10.6. Какие факторы приводят к потере здоровья отдельного человека и популяции?
- 10.7. Различие между валеологическими и медико-биологическими подходами к оздоровлению
- 10.8. Что дают современные мировоззренческие знания для понимания природы здоровья?
- Человек и биосфера
- 11.1. Основа организации и устойчивости биосферы
- 11.2. Эволюция биосферы
- 11.3. Суть и главная задача экологии
- 11.4. Основы целостного учения в.И. Вернадского о биосфере
- 11.5. Новое состояние биосферы в результате взаимодействия человека и природы
- Эволюционно-синергетическая парадигма
- 12.1. Принципы синергетики
- 12.2. Сущность гуманитарного аспекта синергетики
- Словарь терминов по курсу
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Учебное издание основы современного естествознания Курс лекций
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33. Основысовременногоестествознания Витебск 2007