logo
лекции шилина

Курс лекций

Витебск

Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова»

2007

УДК 5(075.8)

ББК 20я73

О-75

Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова». Протокол № 1 от 27.09.2007 г.

Автор-составитель: доцент кафедры анатомии, физиологии и валеологии человека УО «ВГУ им. П.М. Машерова», кандидат биологических наук М.В. Шилина

Рецензент: заведующий кафедрой ботаники УО «ВГУ им. П.М. Машерова», кандидат биологических наук, доцент Л.М. Мержвинский

О-75

Основы современного естествознания: курс лекций / авт.-сост. М.В. Шилина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 229 с.

ISBN 978-985-425-823-2

Издание включает 12 лекций, каждая из которых рассматривает один из разделов курса «Основы современного естествознания» или историю развития соответствующей дисциплины.

Курс лекций предназначен для студентов гуманитарных специальностей, изучающих дисциплину «Основы современного естествознания» и написан в соответствии с действующими требованиями к выпускникам вузов Республики Беларусь.

УДК 5(075.8)

ББК 20я73

ISBN 978-985-425-823-2

© УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………….

4

Лекция 1. Логика познания и методология естественных наук ………………………………………….

5

Лекция 2. Естествознание эпохи античности. Натурфилософия и ее место в истории естествознания. Возникновение античной науки …………

23

Лекция 3. Понятия пространства, времени и материи. Фундаментальные взаимодействия …………..

50

Лекция 4. Фундаментальные принципы и законы …….

66

Лекция 5. Место и роль химии в современной цивилизации ………………………………………………

98

Лекция 6. Природные процессы образования земных и внеземных веществ. Природные запасы сырья и превращения энергии ……………………

118

Лекция 7. Особенности биологического уровня организации материи ……………………………………

143

Лекция 8. Биологическая эволюция ……………………..

159

Лекция 9. Происхождение человека ……………………...

168

Лекция 10. Биоэтика и поведение человека …………….

190

Лекция 11. Человек и биосфера …………………………..

215

Лекция 12. Эволюционно-синергетическая парадигма

221

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО КУРСУ ………………………

225

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………

229

В В Е Д Е Н И Е

Естествознание – неотъемлемый компонент культуры, определяющий мировоззрение человека. Научное мировоззрение обеспечивает восприятие достижений науки обществом и устойчивость к манипуляциям общественным сознанием. Рациональный метод, сформировавшийся в рамках естественных наук, проникает и в гуманитарную сферу, и в общественную жизнь. Он существенно дополняет художественный метод познания действительности.

Современная научная картина мира отличается сложностью рассматриваемых систем. Оказалось, что в сложных системах вдали от равновесия могут возникать из хаоса упорядоченные состояния. Хаос стал выступать созидательным началом, конструктивным и обязательным механизмом эволюции. В настоящее время обществу необходимо решать сложные задачи выхода из многочисленных кризисов, причем пути выхода не должны быть катастрофическими, фактически – это задача балансировки между рисками и безопасностью. Явления самоорганизации начали изучаться в естествознании, экологии, экономике. Будущие специалисты во многих областях должны получить представление о современной научной картине мира. В 1992 году состоялась беспрецедентная по масштабу и уровню Международная конференция по устойчивому развитию, на которой было признано, что существующая парадигма развития цивилизации должна быть кардинально изменена. В принятом участниками конференции документе «Повестка дня на XXI век» было признано, что «развитие будет устойчивым», если «удовлетворяются потребности ныне живущих поколений без лишения возможности последующих поколений удовлетворять свои потребности». Но конкретные меры достижения как на этой, так и на последующей (Киото, 1997) конференции были далеки от практической реализации. Пропаганде концепции устойчивого развития много внимания уделял председатель Сибирского отделения РАН академик В.А. Коптюг. В одном из своих выступлений на Международном конгрессе «Наука и образование на пороге XXI века» он отметил: «Всплеск в последнее время астрологии, парапсихологии и прочей псевдонаучной галиматьи также не может не сказаться на формировании сознания россиян, которым предстоит жить в XXI в. Если мы хотим, чтобы представители общества действительно принадлежали к роду Homo sapiens, то система образования должна на всех этапах содействовать развитию самостоятельного мышления, критического анализа и формированию духовного стержня».

Исторический подход и использование аналогий при формировании современной картины мира важны для мировоззрения, оценки «масштаба» теорий, формирования образов, охватывающих естественнонаучную картину мира. Учебное пособие развивает творческое мышление, пробуждает тягу к выработке собственного мнения относительно тех или иных несоответствий теории и опытов, к личному активному участию в формировании современной картины явления.

ЛЕКЦИЯ 1