logo
лекции шилина

9.9. Возможности психического управления телесными, соматическими процессами

Вопрос о воздействии психики на соматические процессы обсуждается с древности в виде вопроса о влиянии души на тело. Особый интерес представляет изучение произвольного, направленного психического воздействия на тело. Такое воздействие есть форма мобилизации внутренних сил личности и может быть охарактеризовано как психическое управление соматическими процессами. Непроизвольное влияние психики на телесные функции, например, при стрессах, не относится к собственно психическому управлению.

Известно влияние на состояние организма таких явлений и состояний личности, которые отражаются в понятиях «вера», «надежда», «воля», «убежденность». Особенно сильно действует так называемая «исцеляющая вера» – веровательная установка, оказывающая управляющее действие на физиологические процессы, включая биохимический уровень. Она интегрирует все другие психические процессы (волю, эмоции, знания, убеждения, мотивы).

Установка на здоровье и вера в выздоровление могут быть частично неосознаваемыми и создаваться не только прямым внушением, но и косвенно, например, демонстрацией выздоровевших людей.

Наряду с общим имеется и локальное психическое управление соматическими процессами. Такая саморегуляция используется в системах йоги и дзен-буддизма. Основоположником современных методов психофизической саморегуляции является немецкий врач И. Шульц, предложивший в 1932 г. методику аутогенной (самопорождающей) тренировки (AT). Ее источники: европейская система самовнушения, система йоги, учение о гипнозе, метод мышечной релаксации (расслабления), рациональная психотерапия.

Базисным элементом AT служит особое состояние (аутогенное состояние) и наученная мышечная релаксация. Для достижения AT используются либо специальные упражнения-установки (тяжело, тепло и др.), либо медитация – длительная концентрация внимания на каком-либо объекте (ритмично повторяемом слове, движении, внешнем предмете и др.).

Поразительны достижения йогов. Один из них под наблюдением ученых пребывал несколько часов полностью погруженным в воду. Лунгомпа («созерцающие ветер») из Тибета с использованием медитации развивают сверхнормальную скорость, легкость движений и выносливость, проходя за ночь более 100 км без всяких признаков усталости.

Вопрос о возможных количественных границах психического управления соматическими процессами изучен крайне слабо. Успехи оздоровления организма во многом будут зависеть от нашего умения управлять внутренними регуляторными и защитными процессами.

Необходимо отметить, что помимо саногенного имеет место и произвольное патогенное влияние психики на соматические процессы. Яркое образное представление спазма сердечных сосудов человеком, овладевшим техникой AT, на фоне полного здоровья вызывало приступ стенокардии, который достигался представлением тепла в области сердца.

Наблюдается не только локальное, но и общее произвольное патогенное влияние психики на телесные процессы. Известны случаи, когда глубокий старик, например, говорит: «На Покров умру» или «Вот дождусь приезда сына и умру» – и действительно умирает в намеченный срок. Описан случай, когда пожилая слепая женщина поступила в больницу с удовлетворительным соматическим состоянием и без психопатологии. Она спокойно и обстоятельно объяснила врачам, что хочет умереть, чтобы не быть в тягость детям и внукам. Через 20 суток она скончалась от сердечно-сосудистой недостаточности. Внутренне решение умереть приводит как бы к торможению и выключению жизненно важных телесных процессов.

Соматические эффекты внушения возрастают в случае переживания человеком сильной эмоции. Показателен случай так называемой стигмации – образования болезненно кровоточащих ран. Так, у фанатически верующей баварской крестьянки Т. Нейман незадолго до Пасхи появлялись стигмы в тех местах, где, по преданию, были вбиты гвозди в тело Христа. Через неделю боли утихали, раны заживали, не оставляя рубцов. Стигмы могут возникать не только на религиозной основе. У М. Горького, например, возникла стигма в области правого подреберья при написании им сцены убийства жены мужем в область печени. У Флобера возник синдром интоксикации при описании сцены отравления Эммы Бовари. Самовнушение может приводить и к другим патологическим соматическим эффектам.

Психогенные соматические изменения могут быть вызваны и другим лицом. К такому типу относятся все виды психотерапии и все виды психотравмирования в общении, которые имеют выход в соматическую сферу.

Наибольшей силой гетеропсихического воздействия обладает внушение при гипнозе – особом психофизиологическом состоянии, которому свойственна строгая, не присущая ни сну, ни бодрствованию, избирательность в усвоении и переработке информации. Человек в гипнотическом состоянии пассивен и не контролирует ситуацию. Эффект при гипнозе даже усиливается. Прикладывая к руке металлический предмет с комнатной температурой и внушая пациенту в гипнотическом состоянии, что предмер раскален, вызывают покраснение кожи и пузырь от «ожога».

Экстрасенсы, точнее, биофизиотерапевты, умеют психическим усилием изменять свои соматические процессы и этим оказывать влияние на соматические процессы пациента. Достоверно, что биологические ткани могут испускать электрически заряженные частицы, инфракрасные и другие электромагнитные волны. У экстрасенсов эти виды излучения более интенсивны. За счет этого они могут на несколько градусов повышать температуру кожи пациента на локальных участках. Последнее может приводить к возбуждению определенных нервных окончаний, что влечет за собой изменение деятельности связанных с ними внутренних органов и в целом к реакциям, аналогичным тем, которые возникают при иглотерапии.

Но как, каким образом психическое, идеальное действует на физиологическое, материальное? Это сложный вопрос. Один из подходов: психическое, являясь информационным содержанием мозговых нейродинамических кодов, управляет в том же смысле, в каком управляет информация как таковая.

Информационный класс воздействий качественно отличается от физико-химических, вещественных воздействий. Вызываемый информацией эффект зависит прежде всего от самого ее содержания и от того, насколько человек ее «усваивает» и подчиняется ей. Материальная же форма сигнала не играет роли.

Самая важная, значимая информация, воспринятая, но не «усвоенная» личностью, не признанная ею правильной, встреченная с сомнением, с недоверием, не оказывает заметного влияния на поведение и соматическую сферу. А вот гораздо менее значимая информация, но сразу «усвоенная» личностью, вызывает крупные сдвиги в области сердечнососудистой системы, нейро-эндокринных процессов и т.д.

Таким образом, человек по своей воле может формировать цепь кодовых преобразований в своем головном мозгу, которые захватывают вегетативный и другие ниже лежащие уровни регуляции, обычно закрытые для производства сознательного управления.

Сложные проблемы практического и теоретического характера возникают в связи с тем, что современный человек все больше начинает сталкиваться с так называемой «виртуальной реальностью» – искусственным миром, создаваемым компьютерной системой. В результате того, что в восприятии этого искусственного мира, существующего лишь в представлении индивидуума, зрение и слух дополняются (с помощью особых устройств) осязанием, кожной чувствительностью, виртуальная реальность (ВР) переживается человеком как настоящая, истинная реальность. Исследователь проблем, связанных с ВР, Л.П. Гримак пишет: «Человек входит в новый, техногенно изготовленный мир, и его сознание формально «отделяется» от остального мира и переходит как бы в «параллельное» пространство, в иной мир, причем это не только мир созерцаний, но и мир реальных действия и переживаний.

Как нам представляется, поистине «дьявольская» особенность виртуальной реальности состоит в том, что в ней реально работают обратные связи от нереальных, существующих лишь в математическом пространстве компьютера мнимых объектов. В результате здоровое бодрствующее сознание, погружаясь в ситуацию, порождаемую ВР, вынужденно вводится в состояние тотального галлюцинаторного процесса. Такого рода воздействия на психику человека, если они проводятся без врачебного контроля, нельзя считать в полной мере безвредными. Во всяком случае, до настоящего времени эти явления были свойственны особым состояниям психики, возникающим в результате заболеваний или же употребления некоторых наркотических веществ». Многими специалистами в области человековедения высказаны опасения, сможет ли человеческая психика безболезненно приспособиться к пребыванию в кибернетическом пространстве, будет ли оно для нас безвредным, не отступит ли реальный мир под натиском иллюзорного?

ЛЕКЦИЯ 10