Развитие сознания
Сознание – свойство высокоорганизованной материи – человеческого мозга. Оно выступает, как способность нашего мозга отражать материальный мир. Сознание неотделимо от мозга. Сознание возникло и развивалось в тесной связи с развитием нашего мозга как его продукта. Сознание – это не вещество мозга и ни какая-то друга материя, а особая, весьма сложная способность человеческого мозга отражать существующий мир. Как функция мозга сознание существует до тех пор, пока функционирует мозг, когда же мозг разрушается, сознание исчезает.
Основным из признаков жизни является раздражимость. Свойство раздражимости представляет собой первую форму отражения, присущую живой материи. Это свойство возникло в результате развития органической материи из неорганической. По мере развития организмов, раздражимость как форма отражения, принимала все более ясно выраженный биологический характер. В результате на земле нет ни одного живого существа, которое бы не обладало способностью реагировать на раздражение извне. Раздражимость не только присуща живым организмам, обладающим нервной системой, но и простейшим организмам, которые не имеют нервной системы. Раздражимость связана с обменом веществ, без которого не может быть и самой жизни.
В живом белке в процессе питания и выделения проявляется раздражимость как биологическое отражение: белок реагирует на воздействие внешней среды тем, что усваивает из неё лишь те вещества, которые необходимы для его существования. Раздражимость является средством управления живых организмов, т.к. она регулирует приспособительное поведение организмов.
В процессе эволюции живого возникла качественно новая формы отражения – чувствительность, которая затем превратилась в ощущение.
По сравнению с раздражимостью ощущение представляет собой более сложное свойство живой материи, психическую форму отражения.
Способность ощущения развивалась у животных постепенно, в соответствии с развитием их организма и нервной системы.
В ходе эволюции простейшие формы отражения у живых организмов сменялись всё более высокоорганизованными формами. Фиксация этих процессов формировала нервную деятельность животных.
Нервная деятельность постепенно подразделялась на низшую и высшую. Низшая (врождённая) нервная деятельность включает в себя приспособления рефлекторного типа (безусловные рефлексы), направленные на регуляцию взаимодействия частей и органов самого организма в процессе поддержания его жизненно важных функций. Нервные элементы, осуществляющие эту регуляцию, объединены связями уже в процессе внутриутробного развития организма.
Нервные связи, обеспечивающие высшую нервную деятельность, образуются в процессе индивидуального жизненного опыта особи, в зависимости от складывающихся условий внешней среды. Понятие высшей нервной деятельности было введено в науку Иваном Петровичем Павловым в 1883 г. в связи с открытием им условного рефлекса как новой, неизвестной ранее формы нервной деятельности.
Под высшей нервной деятельностью Павлов понимал совокупность наиболее сложных форм деятельности больших полушарий головного мозга. Высокоразвитая нервная система и специализированные органы чувств, которыми обладают высшие животные и, особенно, человек, являются результатом длительной эволюции. В первоначальном элементарном виде нервная система состояла из нервных клеток, расположенных среди других клеток данного организма. Эти нервные клетки выполняли в начале несколько функций: воспринимали, поступающие извне раздражения, передавали их друг другу и осуществляли ответные действия на раздражитель.
Следующий шаг в развитии нервной системы связан с появлением нервных узлов. В нервных узлах клетки распределялись по своим функциям на воспринимающие и двигательные. Нервные узлы соединялись в единую систему.
С появлением центральной нервной системы все функциональные связи от органов живого организма сосредоточивались в едином центре – головном мозге. Вместе с развитием центральной нервной системы у высших животных дифференцировались и специализировались органы чувств. Специализация органов чувств, происходившая в ходе эволюции живых существ и достигшая наивысшего развития в организме человека, явилась результатом постепенного, очень длительного приспособления живого организма к воздействиям внешней среды.
Ощущения человека, в отличие от ощущения животных, носят осознанный характер. Человеческий мозг по сравнению с мозгом животных обладает способностью сознательно отражать объективный мир.
Мозг человека – это высшая организация живой материи.
Сознание – высшее свойство человеческого мозга.
Ощущение – это элементарная форма сознания человека. Высшим проявлением сознания человеческого мозга является мышление. Сознание и мышление – это продукты мозга человека, а мозг – орган мышления.
В 1963 г. Иван Михайлович Сеченов, выдающийся русский физиолог, в своем труде «Рефлексы головного мозга» подтвердил положение о том, что мысль есть функция материального тела – головного мозга, а кора больших полушарий является основным органом нервной деятельности животных и человека. Мозг при помощи органов чувств отражает многообразие явления материальной среды, регулирует соответственно с ней деятельность организма и тем самым устанавливает взаимосвязь организма со средой. В кору головного мозга приходят сигналы не только из внешнего мира, но и сигналы от внутренних органов.
Основными формами связи организма со средой являются безусловные и условные рефлексы. Рефлекс – это закономерная реакция организма на воздействие внешних и внутренних раздражителей.
Постоянную связь с внешним миром можно назвать безусловным рефлексом, а временную связь – условным. Безусловные рефлексы в процессе развития органического вида передаются по наследству от одного поколения к другому. Сложные безусловные рефлексы называются инстинктами.
Условные рефлексы образуются в высшем отделе центральной нервной системы при воздействии внешних раздражителей на органы чувств. В результате этих воздействий в коре больших полушарий головного мозга возникают физиологические процессы возбуждения и торможения. Эти процессы происходят сначала в специальных клетках, а затем распространяются по коре больших полушарий. Далее благодаря торможению происходит сужение сферы раздражения и сосредоточение его в отдельном нервном пункте коры мозга, что даёт возможность организму правильно ориентироваться в данной среде. Эти физиологические процессы являются механизмом деятельности мозга.
Процессы возбуждения и торможения, иррадиация и концентрация являются законами работы головного мозга. Эти законы лежат в основе не только образования временных связей организма со средой, но и всей психической деятельности человека и животных.
- Концепции современного естествознания
- Задачи курса - сформировать у студентов:
- Ключевые слова содержания дисциплины «Концепции современного естествознания», в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
- Глава 1 Естествознание. История развития естественных наук
- 1.1.Естествознание. Методы исследований
- 1.2.Философские концепции в развитии естественных наук
- 1.3.История развития естественных наук
- 1.3.1. Подготовительный период
- 1.3.2. Механистический период
- 1.3.3. Новое время
- 1.3.4. Новейшее время
- Тестовые задания к главе 1
- Глава 2 Теории о строении материи
- 2.1. Механистическая теория
- 1. Все состояния механического движения тел по отношению ко времени оказываются в принципе одинаковыми, поскольку время считается обратимым.
- 5. Действие и сигналы могут передаваться в пустом пространстве с какой угодно скоростью.
- 2.2. Электромагнитная теория
- 2.3. Электронная (атомно-молекулярная) теория
- 2.4. Физическая (квантово-полевая) теория
- Тестовые задания к главе 2.
- Глава 3 Законы развития материального мира
- 3.1. Законы диалектики
- 3.2. Категории диалектики
- 1. Единичное и общее
- 2. Причина и следствие
- 3. Необходимость и случайность
- 4. Возможность и действительность
- 5. Содержание и форма
- 6. Сущность и явление
- 7. Самоорганизация
- 8. Состояние
- 9. Взаимодействие
- 10. Близкодействие и дальнодействие
- 11. Принцип относительности
- 12. Принцип инвариантности
- 13. Принципы симметрии
- 14. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности
- 15.Принцип системной целостности
- Тестовые задания к главе 3.
- Глава 4 системнАя организациЯ и законы энергии материального мира
- 4.1. Формы существования материи
- Системный подход к изучению материи
- Современное естествознание о микро-, макро- и мегамирах
- Структурная организация микромира
- 4.3. Законы взаимопревращения различных видов энергии материального мира
- Законы сохранения энергии в макроскопических процессах
- Принципы возрастания энтропии. Термодинамические законы
- Химические процессы. Реактивная способность веществ
- Тестовые задания к главе 4
- Глава 5 эволюция вселенной
- 5.1. Метагалактика. Галактика. Солнце
- 5.2. Происхождение Солнечной системы
- Тестовые задания к главе 5
- Глава 6 эволюция земли. Биосфера
- 6.1. Основные этапы истории развития Земли
- Этапы эволюционного развития Земли Образование основных оболочек Земли
- Зарождение жизни
- 6.2. Биосфера Земли Характеристика и состав биосферы
- В.И. Вернадский о биосфере и «живом веществе»
- Биогенная миграция химических элементов
- Развитие органического мира
- Появление многоклеточных организмов
- 6.3. Антропогенез. Эволюция мозга и развитие сознания
- Этапы развития человека
- Развитие сознания
- Психика человека
- Психика животных
- 2. Стадия перцептивной психики
- 3. Стадия интеллекта
- Эволюция психической деятельности человека
- Строение и функции нервной системы человека
- Варианты психической деятельности человека
- Тестовые задания к главе 6
- Глава 7 циклы и Ритмы Вселенной и их влияние на эволюцию земли
- 7.1. Ритмы Галактики
- 7.2. Ритмы Солнца
- 7.3. Влияние ритмов Галактики и Солнца на геофизические процессы Земли
- Тестовые задания к главе 7.
- Глава 8 колебания климата земли
- 8.1. Причины колебаний климата Земли
- 1. Астрономические факторы (положение Земли в космическом пространстве).
- 8.2. Палеоклиматическая реконструкция климата Земли
- 8.3. Моделирование климата Земли за 3,5 млрд. Лет и долгосрочный прогноз его изменчивости
- Моделирование процесса динамики температурного режима земной поверхности за 3,5 млрд. Лет
- Реконструкция температурных аномалий за 3,5 млрд. Лет до н.В. И прогноз на 1 млрд. Лет вперед
- Реконструкция температурных аномалий
- Реконструкция температурных аномалий за 100 тыс. Лет до н.В. И прогноз на 100 тыс. Лет вперед
- Реконструкция температурных аномалий за 8 тыс. Лет до н.В. И прогноз на 12 тыс. Лет вперед
- Атлантический период отмечен значительным сдвигом природных зон умеренных широт в северном направлении. Судя по палеотемпературной реконструкции, он продолжался 1300 лет (от 6800 до 5500 лет назад).
- Тестовые задания к главе 8.
- Глава 9
- 9.1. Антропогенные воздействия на микроклимат сельской местности
- 9.2. Антропогенные воздействия на микроклимат города
- 9.3. Антропогенное воздействие на глобальный климат планеты
- Глава 10 Законы естествознания
- 10.1. Законы существования материального мира
- 10.2. Законы системной целостности
- 10.3. Законы внутреннего развития систем
- 39. Закон согласования строения (функции) частей подсистемы.
- 10.4. Законы термодинамики систем
- 10.5. Законы иерархии систем
- 51. Периодический закон химических элементов д.И.Менделеева
- 10.6. Законы «система-среда»
- Сверлова Любовь Ивановна доктор географических наук, профессор Концепции современного естествознания
- 680042, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, хгаэп, риц