3.1. Законы диалектики
Фридрих Энгельс в 1886 году издал свой труд под названием «Диалектика природы», который посвятил разработке важнейших проблем в развитии естественных наук. Изучение истории развития естествознания и философских подходов к объяснению существования материи, позволили ему обосновать существование ряда законов, которые были названы законами диалектики.
К ним относятся: закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания, закон о развитии материального мира по спирали. Законы диалектики конкретны, проявляются через частные законы развития конкретных процессов и явлений.
Закон перехода количественных изменений в качественные:
«Движение и изменение в природе и обществе представляют собой не только перемещение, но и количественный обмен энергией между телами, приводящие к качественным преобразованиям материи, ее развития, возникновения нового еще, не бывшего».
Всякий предмет, всякое явление на определенном этапе развития обязательно наделено определенными количественными значениями и качественными характеристиками. Стоит количественным изменениями выйти за пределы границ системы, как они превращаются в качественные. Такое превращение или переход от одного качества к другому принято называть скачком. Еще в древности греческие философы обратили внимание на то, что незначительные изменения до поры до времени остаются незаметными. Постепенно накапливаясь, они могут привести к качественно новому содержанию.
Например: мутация генов, постепенно накапливаясь, может привести к появлению совершенно нового вида; незаметно подкрадывается к человеку старость; коварна граница перехода от простого употребления алкоголя и наркотика до развития наркомании и алкоголизма; постепенное загрязнение воздуха, водоемов, нарастая, достигает со временем катастрофического уровня.
Понятие качество выражает специфику, своеобразие больших и малых групп предметов. Для установления качественных границ в природе используется метод классификации животного и растительного мира, технических устройств, профессий, наций и народностей.
Вместе с тем качественное разнообразие мира не является застывшим раз и навсегда, оно подвижно. И по мере увеличения количественных изменений изменяются и качественные характеристики природных систем.
Рис. 3.1. Переход количества в новое качество распадающегося радиоактивного атомного ядра Урана (по периодической системе Д. Менделеева).
Пример, под влиянием потока нейтронов многие элементы становятся радиоактивными и начинают испускать альфа и бэтта-лучи. При каждом превращении атом, выбрасывающий альфа-частицу сдвигается по таблице Менделеева в лево в клетку с номером, меньшим на 2 единицы, а атом выбрасывающий бэтта-частицу на одну клетку вправо. При этом с элементом происходят такие глубокие изменения его химической природы (рис. 3.1), которые в конечном итоге соответствуют перемещению элемента из 92 клетки (место Урана) в 82 (где находится свинец).
Закон единства и борьбы противоположностей:
«В природе, обществе и мышлении постоянно происходит разделение систем на противоположные начала. Вместе с тем они представляют собой единство (противоположностей). Противоположности не просто существуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. Борьба противоположностей составляет внутренние содержание и является источником развития материального мира».
На этот закон обратил внимание древнегреческий ученый Гераклит (544 – 483 год до н.э.), который писал: «Все течет, все изменяется и оборачивается своей противоположностью».
Этот закон раскрывает источники, устанавливает действительные причины вечного движения и развитие материального мира. Обобщение повседневных жизненных наблюдений опытных фактов, полученных в различных науках показало, что явлениям действительности присущ полярный характер. В любом из них можно найти положительное и отрицательное. В математике – плюс и минус, вовлечение в степень и извлечение из корня, дифференцирование и интегрирование. В физике – положительные и отрицательные заряды, в механике – притяжение и отталкивание. В химии – анализ и синтез химических веществ. В биологии – ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, жизнь и смерть и т.д.
Противоположными называют такие свойства предметов, явлений и процессов, которые в шкалах (от и до) занимают самые крайние места.
Примеры противоположностей. Верх – низ, правое – левое, сухое – мокрое. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного изменяющегося предмета, явления или процесса, которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга.
Диалектическим противоположностям присущи единство и взаимосвязь: Они взаимодополняют друг друга, взаимно проникают и взаимодействуют между собой. Отношения между диалектическими противоположностями всегда носят характер поступательного развития. Они способны переходить одна в другую, меняться местами и являются источником развития. Прогресс общественного развития осуществляется на основе единства и борьбы противоположностей. Среди противоречий общественного развития большую роль играют противоречия в материальном производстве и, прежде всего, между производительными силами и производственными отношениями. Такова суть диалектического закона и борьбы противоположностей. В.И. Ленин закон единства и борьбы противоположностей назвал сутью, ядром диалектики.
Закон отрицания отрицания:
«Замена старого новым, отмирающего нарождающимся и есть развитие; а само преодоление старого новым, возникающим на основе старого и называется отрицанием».
Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира. В любой области материальной действительности постоянно происходит процесс отмирания старого, отжившего свой век, и возникновение нового, передового. К. Маркс указывал, что ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования. Например, развитие земной коры прошло через ряд геологических эпох. Причем каждая новая эпоха возникла на базе предыдущей.
В органическом мире каждый новый вид растения или животного, возникая на основе старого, является в то же время его отрицанием.
История общества также есть цепь отрицаний старых общественных порядков и замена их новыми: первобытного – рабовладельческим, рабовладельческого – феодальным, феодализма – капитализмом, а капитализма – социализмом. Отрицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, более совершенная научная теория, преодолевает старую уже устаревшую.
Закон о развитии материального мира по спирали:
В законах диалектики генеральной линией проходит идея о поступательности развития. В них, особенности в законе отрицания отрицания, охватываются не отдельные звенья, состояния или переходы, а спиралевидный процесс развития – по восходящей линии развития. Каждый виток спирали не есть простой возврат к пройденному, он ведет все выше и выше, служит началом нового витка, нового диалектического цикла в развитии. Развитие тем самым идет по пути восхождения. Поднимается на все более и более высокую ступень развития. При этом диалектические циклы, витки спирали выступают как взаимно обусловленные, органически связанные между собой этапы развития, как единый и вместе с тем качественно многообразный процесс.
Движение и изменение разнообразны, противоречивы. Процессам восхождения противостоят процессы нисхождения, прогрессивные тенденции неотделимы от регрессивных. Закономерность поступательного развития не исключает временных отклонений от основных тенденций поступательного движения вперед.
«Прогрессивный характер развития материального мира характеризуется не как прямолинейное движение, а как чрезвычайно сложный спиралеобразный процесс с определенным повторением пройденных ступеней на более высоком уровне».
Спиралевидный характер развития присущ различным областям действительности: ярким проявлением этой особенности развития является периодический закон химических элементов, открытый Д.И. Менделеевым.
Спиралеобразное развитие имеет место и в общественной жизни. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер.
- Концепции современного естествознания
- Задачи курса - сформировать у студентов:
- Ключевые слова содержания дисциплины «Концепции современного естествознания», в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
- Глава 1 Естествознание. История развития естественных наук
- 1.1.Естествознание. Методы исследований
- 1.2.Философские концепции в развитии естественных наук
- 1.3.История развития естественных наук
- 1.3.1. Подготовительный период
- 1.3.2. Механистический период
- 1.3.3. Новое время
- 1.3.4. Новейшее время
- Тестовые задания к главе 1
- Глава 2 Теории о строении материи
- 2.1. Механистическая теория
- 1. Все состояния механического движения тел по отношению ко времени оказываются в принципе одинаковыми, поскольку время считается обратимым.
- 5. Действие и сигналы могут передаваться в пустом пространстве с какой угодно скоростью.
- 2.2. Электромагнитная теория
- 2.3. Электронная (атомно-молекулярная) теория
- 2.4. Физическая (квантово-полевая) теория
- Тестовые задания к главе 2.
- Глава 3 Законы развития материального мира
- 3.1. Законы диалектики
- 3.2. Категории диалектики
- 1. Единичное и общее
- 2. Причина и следствие
- 3. Необходимость и случайность
- 4. Возможность и действительность
- 5. Содержание и форма
- 6. Сущность и явление
- 7. Самоорганизация
- 8. Состояние
- 9. Взаимодействие
- 10. Близкодействие и дальнодействие
- 11. Принцип относительности
- 12. Принцип инвариантности
- 13. Принципы симметрии
- 14. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности
- 15.Принцип системной целостности
- Тестовые задания к главе 3.
- Глава 4 системнАя организациЯ и законы энергии материального мира
- 4.1. Формы существования материи
- Системный подход к изучению материи
- Современное естествознание о микро-, макро- и мегамирах
- Структурная организация микромира
- 4.3. Законы взаимопревращения различных видов энергии материального мира
- Законы сохранения энергии в макроскопических процессах
- Принципы возрастания энтропии. Термодинамические законы
- Химические процессы. Реактивная способность веществ
- Тестовые задания к главе 4
- Глава 5 эволюция вселенной
- 5.1. Метагалактика. Галактика. Солнце
- 5.2. Происхождение Солнечной системы
- Тестовые задания к главе 5
- Глава 6 эволюция земли. Биосфера
- 6.1. Основные этапы истории развития Земли
- Этапы эволюционного развития Земли Образование основных оболочек Земли
- Зарождение жизни
- 6.2. Биосфера Земли Характеристика и состав биосферы
- В.И. Вернадский о биосфере и «живом веществе»
- Биогенная миграция химических элементов
- Развитие органического мира
- Появление многоклеточных организмов
- 6.3. Антропогенез. Эволюция мозга и развитие сознания
- Этапы развития человека
- Развитие сознания
- Психика человека
- Психика животных
- 2. Стадия перцептивной психики
- 3. Стадия интеллекта
- Эволюция психической деятельности человека
- Строение и функции нервной системы человека
- Варианты психической деятельности человека
- Тестовые задания к главе 6
- Глава 7 циклы и Ритмы Вселенной и их влияние на эволюцию земли
- 7.1. Ритмы Галактики
- 7.2. Ритмы Солнца
- 7.3. Влияние ритмов Галактики и Солнца на геофизические процессы Земли
- Тестовые задания к главе 7.
- Глава 8 колебания климата земли
- 8.1. Причины колебаний климата Земли
- 1. Астрономические факторы (положение Земли в космическом пространстве).
- 8.2. Палеоклиматическая реконструкция климата Земли
- 8.3. Моделирование климата Земли за 3,5 млрд. Лет и долгосрочный прогноз его изменчивости
- Моделирование процесса динамики температурного режима земной поверхности за 3,5 млрд. Лет
- Реконструкция температурных аномалий за 3,5 млрд. Лет до н.В. И прогноз на 1 млрд. Лет вперед
- Реконструкция температурных аномалий
- Реконструкция температурных аномалий за 100 тыс. Лет до н.В. И прогноз на 100 тыс. Лет вперед
- Реконструкция температурных аномалий за 8 тыс. Лет до н.В. И прогноз на 12 тыс. Лет вперед
- Атлантический период отмечен значительным сдвигом природных зон умеренных широт в северном направлении. Судя по палеотемпературной реконструкции, он продолжался 1300 лет (от 6800 до 5500 лет назад).
- Тестовые задания к главе 8.
- Глава 9
- 9.1. Антропогенные воздействия на микроклимат сельской местности
- 9.2. Антропогенные воздействия на микроклимат города
- 9.3. Антропогенное воздействие на глобальный климат планеты
- Глава 10 Законы естествознания
- 10.1. Законы существования материального мира
- 10.2. Законы системной целостности
- 10.3. Законы внутреннего развития систем
- 39. Закон согласования строения (функции) частей подсистемы.
- 10.4. Законы термодинамики систем
- 10.5. Законы иерархии систем
- 51. Периодический закон химических элементов д.И.Менделеева
- 10.6. Законы «система-среда»
- Сверлова Любовь Ивановна доктор географических наук, профессор Концепции современного естествознания
- 680042, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, хгаэп, риц