Варианты психической деятельности человека
Психическое состояние человека – это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей. Все психические состояния подразделяются на четыре вида:
1) мотивационные (желание, стремление, интересы, влечения и страсти);
2) эмоциональные (настроение, эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явление действительности, конфликтные эмоциональные состояния – стресс, аффект);
3) волевые состояния – инициативность, целеустремленность, решительность, настойчивость;
4) состояния разных уровней организованности сознания. Они проявляются в различных уровнях внимательности.
Стресс – продолжительное состояние тревоги, связанное с ожиданием событий, при котором организм вынужден затрачивать дополнительную энергию для поддержания своей «дееспособности».
Стресс нередко приводит к различным физиологическим нарушениям, таким как головные боли, нарушение сна и способствуют обострению хронических заболеваний.
Аффект – это кратковременная и сильная положительная или отрицательная эмоция, возникающая в ответ на воздействие внешних или внутренних факторов и сопровождающаяся изменениями со стороны деятельности вегетативной нервной системы и внутренних органов.
Патологический аффект – кратковременное психическое расстройство, возникающее в ответ на интенсивную, внезапную психическую травму и выражающуюся концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следует общая расслабленность, безразличие и часто глубокий сон; сопровождается частичной потерей памяти на прошедшие события.
Эмоции – это реакции организма на раздражители, исходящие из внутренней и внешней среды, направленные на усиление или ослабление состояний, вызванных этими раздражителями. Взаимодействуя между собой эмоции формируют довольно устойчивые комплексы (тревожность, депрессию, любовь, враждебность). Эмоции имеют четкие выражения в мимике. Изучение эмоций осуществлялось при электрической стимуляции и хирургическом удалении участков мозга у животных. Удаление у обезьян височных долей, совместно с гиппокампом и миндалиной, приводило к исчезновению чувства страха, агрессивности, снижению сексуальной активности. Таким образом, целостность височных структур мозга необходима для сохранения нормального эмоционального статуса, связанного с агрессивно-оборонительным поведением.
Память – одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительное время хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма, неоднократно вводить эту информацию в область сознания и поведения. Обучение и память – это две стороны одного процесса. Пространственная организация памяти связана со многими структурами мозга. Прежде всего, это височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело мозжечка, а также связанные с ними структуры мозжечка, коры больших полушарий, специфические и неспецифические таламические ядра.
Память человека и животных включает четыре характеристики – запоминание информации, её сохранение, извлечение и воспроизведение. Благодаря свойствам памяти человек использует свои индивидуальный опыт в своей будущей деятельности. У человека существует три различных типа памяти: непосредственный отпечаток сенсорной информации, кратковременная и долговременная память. В зависимости от рецепторов, воспринимающих раздражения, выделяют зрительную память, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую и т.д.
Сознание человека – это способность отделения себя («Я») от других людей и окружающей среды.
Сознание базируется на коммуникации между людьми, развивается по мере приобретения жизненного опыта и связано с языком, с помощью которого человек выражает свой опыт (посредством речи, научных и художественных произведений).
Сознание развивалось в антропогенезе с образованием мышления и речи в процессе труда и общения членов первобытного коллектива. Человек может «терять» сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза и тяжелых психических заболеваний. В остальное время субъективное содержание его психики и сознания – явления тождественные.
Различают три формы сознания: индивидуальное, групповое и общественное. На базе биологических и социальных потребностей человека создается подсознание (автоматизированные навыки и нормы поведения), самосознание (диалог с самим собой), сознание (знание, которое может быть передано другим) и сверхсознание (творческая интуиция).
Речь – способность знаково-символического отражения предметов и явлений окружающего мира, собственных состояний является уникальной способностью человека. Посредством слова осуществляются обобщения. Основной характеристикой речи человека является её фразовая разборчивость. Отмечена асимметрия в функции коры больших полушарий. Левое полушарие необходимо для обнаружения и опознания звуков речи, правое полушарие – для опознавания интонаций, транспортных и бытовых шумов, музыкальных мелодий.
Восприятие, генерация звуков речи (т.е. речевая активность) обеспечивается левым полушарием, а улучшение выделения сигналов из шума – правым. Правое полушарие обеспечивает понимание устной речи и написанных слов. Деятельность речевой системы контролируется слуховым аппаратом, нервно-мышечным (правильность двигательного мышечного акта при произношении звуков) и зрительным.
Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующейся обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира и внутренних переживаний. Первый этап в формирования мышления – построение сенсомоторных схем (до 2-х лет). Сенсомоторная схема – это выполнение организованной последовательности действии, составляющих определенную схему поведения (ходьба, еда, речь).
Развитием речи и появлением способности мысленно совершать действия формируется первая фаза человеческого мышления (2-7 лет). Основной особенностью этой фазы человеческого мышления становится способность ребенка предсказывать результат действия, не производя его фактически например, если бросить чашку со стола, то она разобьется; если поднести руку к огню, то можно обжечься – формируется способность к логическому рассуждению и его использованию.
Вторая фаза человеческого мышления – конкретные понятия в пределах реальных событий (7-10 лет). В этот период активируются корковые ассоциативные связи в коре.
Третья фаза – способность к формальным операциям, к оценке гипотез (11-15 лет). Считают, что в этот период завершается формирование связей лобной коры с другими отделами мозга. Мысленное моделирование человеком различных событий составляет сущность его мышления. Мышление имеет два аспекта: распознавание (принятие решений) и устойчивое сохранение поиска (стратегия решения задач).
В табл. 6.4.1. приведены некоторые эмоциональные показатели, которые, по мнению психологов, могут способствовать хорошему здоровью или привести к развитию функциональных нарушений.
Таблица 6.4.1.
Два аспекта распознавания состояния психического здоровья
Способствуют хорошему здоровью | Могут привести к заболеваниям |
Чувство удовлетворения | Чувство неудовлетворения |
Сознание правоты | Сознание неправоты |
Бодрость | Подавленность |
Смелость | Трусость |
Надежда | Печаль |
Вера | Предательство |
Любовь | Ненависть, ревность |
Радость | Горе |
Сознание полезности | Сознание ненужности |
Благодарность | Неблагодарность |
Поведение человека основывается на взаимодействии рефлекторной деятельности, мышления и сознания. Вся сложная деятельность мозга детерминирована воздействием на него материальных раздражителей.
Предметы и явления материального мира, объективные связи между ними отражаются мозгом и, таким образом, дают содержание ощущениям, восприятию, мышлению и другим психическим явлениям. Без внешних материальных воздействий работа мозга становится невозможной. Мозг как орган мышления перестает функционировать.
Психические функции мозга, такие как ощущения, восприятие, сохраняются лишь до тех пор, пока анализаторы испытывают толчок извне от тех или иных предметов, и исчезают, когда устраняется действие этого толчка. Соответственно и высшая функция мозга, возникая на базе ощущения и восприятия, зависит, прежде всего, от воздействия материального мира и изменяется в соответствии с его изменением.
- Концепции современного естествознания
- Задачи курса - сформировать у студентов:
- Ключевые слова содержания дисциплины «Концепции современного естествознания», в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
- Глава 1 Естествознание. История развития естественных наук
- 1.1.Естествознание. Методы исследований
- 1.2.Философские концепции в развитии естественных наук
- 1.3.История развития естественных наук
- 1.3.1. Подготовительный период
- 1.3.2. Механистический период
- 1.3.3. Новое время
- 1.3.4. Новейшее время
- Тестовые задания к главе 1
- Глава 2 Теории о строении материи
- 2.1. Механистическая теория
- 1. Все состояния механического движения тел по отношению ко времени оказываются в принципе одинаковыми, поскольку время считается обратимым.
- 5. Действие и сигналы могут передаваться в пустом пространстве с какой угодно скоростью.
- 2.2. Электромагнитная теория
- 2.3. Электронная (атомно-молекулярная) теория
- 2.4. Физическая (квантово-полевая) теория
- Тестовые задания к главе 2.
- Глава 3 Законы развития материального мира
- 3.1. Законы диалектики
- 3.2. Категории диалектики
- 1. Единичное и общее
- 2. Причина и следствие
- 3. Необходимость и случайность
- 4. Возможность и действительность
- 5. Содержание и форма
- 6. Сущность и явление
- 7. Самоорганизация
- 8. Состояние
- 9. Взаимодействие
- 10. Близкодействие и дальнодействие
- 11. Принцип относительности
- 12. Принцип инвариантности
- 13. Принципы симметрии
- 14. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности
- 15.Принцип системной целостности
- Тестовые задания к главе 3.
- Глава 4 системнАя организациЯ и законы энергии материального мира
- 4.1. Формы существования материи
- Системный подход к изучению материи
- Современное естествознание о микро-, макро- и мегамирах
- Структурная организация микромира
- 4.3. Законы взаимопревращения различных видов энергии материального мира
- Законы сохранения энергии в макроскопических процессах
- Принципы возрастания энтропии. Термодинамические законы
- Химические процессы. Реактивная способность веществ
- Тестовые задания к главе 4
- Глава 5 эволюция вселенной
- 5.1. Метагалактика. Галактика. Солнце
- 5.2. Происхождение Солнечной системы
- Тестовые задания к главе 5
- Глава 6 эволюция земли. Биосфера
- 6.1. Основные этапы истории развития Земли
- Этапы эволюционного развития Земли Образование основных оболочек Земли
- Зарождение жизни
- 6.2. Биосфера Земли Характеристика и состав биосферы
- В.И. Вернадский о биосфере и «живом веществе»
- Биогенная миграция химических элементов
- Развитие органического мира
- Появление многоклеточных организмов
- 6.3. Антропогенез. Эволюция мозга и развитие сознания
- Этапы развития человека
- Развитие сознания
- Психика человека
- Психика животных
- 2. Стадия перцептивной психики
- 3. Стадия интеллекта
- Эволюция психической деятельности человека
- Строение и функции нервной системы человека
- Варианты психической деятельности человека
- Тестовые задания к главе 6
- Глава 7 циклы и Ритмы Вселенной и их влияние на эволюцию земли
- 7.1. Ритмы Галактики
- 7.2. Ритмы Солнца
- 7.3. Влияние ритмов Галактики и Солнца на геофизические процессы Земли
- Тестовые задания к главе 7.
- Глава 8 колебания климата земли
- 8.1. Причины колебаний климата Земли
- 1. Астрономические факторы (положение Земли в космическом пространстве).
- 8.2. Палеоклиматическая реконструкция климата Земли
- 8.3. Моделирование климата Земли за 3,5 млрд. Лет и долгосрочный прогноз его изменчивости
- Моделирование процесса динамики температурного режима земной поверхности за 3,5 млрд. Лет
- Реконструкция температурных аномалий за 3,5 млрд. Лет до н.В. И прогноз на 1 млрд. Лет вперед
- Реконструкция температурных аномалий
- Реконструкция температурных аномалий за 100 тыс. Лет до н.В. И прогноз на 100 тыс. Лет вперед
- Реконструкция температурных аномалий за 8 тыс. Лет до н.В. И прогноз на 12 тыс. Лет вперед
- Атлантический период отмечен значительным сдвигом природных зон умеренных широт в северном направлении. Судя по палеотемпературной реконструкции, он продолжался 1300 лет (от 6800 до 5500 лет назад).
- Тестовые задания к главе 8.
- Глава 9
- 9.1. Антропогенные воздействия на микроклимат сельской местности
- 9.2. Антропогенные воздействия на микроклимат города
- 9.3. Антропогенное воздействие на глобальный климат планеты
- Глава 10 Законы естествознания
- 10.1. Законы существования материального мира
- 10.2. Законы системной целостности
- 10.3. Законы внутреннего развития систем
- 39. Закон согласования строения (функции) частей подсистемы.
- 10.4. Законы термодинамики систем
- 10.5. Законы иерархии систем
- 51. Периодический закон химических элементов д.И.Менделеева
- 10.6. Законы «система-среда»
- Сверлова Любовь Ивановна доктор географических наук, профессор Концепции современного естествознания
- 680042, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, хгаэп, риц