1.3.1. Подготовительный период
(Общество рабовладельческое)
Рабовладельческое общество - первая наиболее грубая форма эксплуатации, при которой рабы являются собственностью владельцев средств производства. Основой производства является труд рабов. Основными источниками рабства были: обращение в рабов военнопленных, пиратство, покупка рабов, а также обращение в рабов должников – единоплеменников.
Подготовительный этап в естествознании является начальной стадией развития естественных наук. Научные исследования осуществлялись в основном аристократами, для которых ручной труд был неприемлем, поэтому «опытное дело» не находило широкого распространения.
Исследования шли в направлении теоретических разработок. Строились гипотезы и разрабатывались теории, из которых не все в последствии нашли подтверждение. В VII-VI вв. до н.э. научными центрами были Греция, Египет, Индия и Китай. Наибольшее развитие получили такие науки как механика и астрономия.
Позднее начала выделяться физика, химия (в первоначальной форме алхимия), биология. Анатомия, медицина и другие науки находились в самом зачаточном состоянии. В VI в. до н.э. Пифагор Самосский высказал гипотезу о шарообразной форме Земли и внес большой вклад в развитие математики и физики. Левкипп – 500 –440 гг. до н.э. и Демокрит – 460 – 370 гг. до н.э. создали гипотезу атомического строения материи.
Появление алхимии в VI в. до н.э. было вызвано рядом причин как социального, так и идеологического характера. К их числу, прежде всего, следует отнести увеличение спроса на благородные металлы, вызванное расширением торгового обмена и частичным снижением продуктивности старых золотоносных месторождений.
Механика возникла в связи с развитием городов, военного дела, мореплавания, земледелия, а также для решения таких задач, как искусственное поднятие воды для орошения в Египте.
В 4 тысячелетии до н.э. в долине больших рек развивается строительство оросительных систем. При их сооружении используются землемерные инструменты и измерительные приспособления. В Египте сооружаются пирамиды. При их расчетах египтяне используют различные астрономические познания и сведения из геометрии. Большое развитие получает греческая медицинская школа под руководством отца медицины Гиппократа с острова Косс.
В первой половине VI в. до н.э. Архип Таренский вводит математику в механику. Предложенные им математические расчеты были расширены Архимедом. Архимед заложил основы статики и гидростатики. Он ввел понятие «центр тяжести», «статический момент», «вес», и вывел основной закон гидростатики – «закон Архимеда». В сочинениях Аристотеля излагаются представления о кинетической энергии и распространении света. Дано верное толкование распространению звука в воздухе, объяснено явление эха как отражение звука от препятствий. Аристотель впервые разработал классификацию животных и описал условия их жизни.
В VI в. до н.в. начались первые путешествия, связанные с построением карт земной поверхности. Скилак (Иран) организовал экспедицию и осуществил путешествие в долину реки Инд. Геротод (Греция) в V в. до н.э. в результате путешествий в бассейн реки Ефрат, Малую Азию и Причерноморье собрал сведения о передней Азии и странах Средиземноморья. Мегасфен (Сирия) в III в. до н.э. осущиствил путешествие в Индию, собрал географические сведения о Гималаях и бассейнах рек Инд и Ганг.
В I в. до н.э. расширяются экспедиционные исследования в области географических открытий. Тадзима Мори (Япония) посетил и составил первое описание Китая. Гань Ин (Китай) в 98 г. н.в. осуществил путешествие из Китая в Среднюю Азию, Иран и Месопотамию.
Чжан Цянь (Китай) 138-126 до н.в. совершил путешествие в бассеин реки Тарим и Среднюю Азию.
Аристарх Самосский (IV – III в до н.э.) высказал гипотезу о движении Земли по кругу, в центре которого находится Солнце. Свои наблюдения за Солнцем он сообщил в трактате «Псаммит» и в работе «О размерах и расстояниях до Солнца и Луны». Церковь преследовала Аристраха Самосского за безбожье. Он был казнен, а работы были подвергнуты сожжению.
В начале III в. до н.э. Теофраст из Ереса заложил основы минералогии. Герофий из Ханкедона разработал основы анатомии. Во второй половине 3 тысячелетия до н.э. появляется первый египетский учебник по хирургии. В 2296 г. до н.э. появилась первая запись в китайском каталоге, регистрирующая наблюдения за кометами.
В 2200 г. до н.э. составлен шумерский сборник врачебных рецептов. В это же время китайские астрономы рассчитали периоды солнечного и лунного затмений. В I в. до н.э. Тит Лукреций Кар составил модель Вселенной, в которой утверждал, что Вселенная, как атомы, «вечна и бесконечна, находится в постоянном движении».
В I в. до н.э. начался распад рабовладельческого общества. Это связано с тем, что ручной труд рабов был малопроизводительным и неэффективным. На смену ручного труда шло ремесленное производство. Возникли противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Это несоответствие и привело к разрушению системы рабовладельческого строя.
Со стороны рабовладельцев усиливалось физическое насилие. Рабов на тяжелых работах заставляли работать по 18 часов в сутки. Это привело к восстаниям (74-72 гг. до н.э. восстание Спартака). Восстание рабов было жестоко подавлено, но и рабовладельческие колонии прекратили свое существование.
- Концепции современного естествознания
- Задачи курса - сформировать у студентов:
- Ключевые слова содержания дисциплины «Концепции современного естествознания», в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
- Глава 1 Естествознание. История развития естественных наук
- 1.1.Естествознание. Методы исследований
- 1.2.Философские концепции в развитии естественных наук
- 1.3.История развития естественных наук
- 1.3.1. Подготовительный период
- 1.3.2. Механистический период
- 1.3.3. Новое время
- 1.3.4. Новейшее время
- Тестовые задания к главе 1
- Глава 2 Теории о строении материи
- 2.1. Механистическая теория
- 1. Все состояния механического движения тел по отношению ко времени оказываются в принципе одинаковыми, поскольку время считается обратимым.
- 5. Действие и сигналы могут передаваться в пустом пространстве с какой угодно скоростью.
- 2.2. Электромагнитная теория
- 2.3. Электронная (атомно-молекулярная) теория
- 2.4. Физическая (квантово-полевая) теория
- Тестовые задания к главе 2.
- Глава 3 Законы развития материального мира
- 3.1. Законы диалектики
- 3.2. Категории диалектики
- 1. Единичное и общее
- 2. Причина и следствие
- 3. Необходимость и случайность
- 4. Возможность и действительность
- 5. Содержание и форма
- 6. Сущность и явление
- 7. Самоорганизация
- 8. Состояние
- 9. Взаимодействие
- 10. Близкодействие и дальнодействие
- 11. Принцип относительности
- 12. Принцип инвариантности
- 13. Принципы симметрии
- 14. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности
- 15.Принцип системной целостности
- Тестовые задания к главе 3.
- Глава 4 системнАя организациЯ и законы энергии материального мира
- 4.1. Формы существования материи
- Системный подход к изучению материи
- Современное естествознание о микро-, макро- и мегамирах
- Структурная организация микромира
- 4.3. Законы взаимопревращения различных видов энергии материального мира
- Законы сохранения энергии в макроскопических процессах
- Принципы возрастания энтропии. Термодинамические законы
- Химические процессы. Реактивная способность веществ
- Тестовые задания к главе 4
- Глава 5 эволюция вселенной
- 5.1. Метагалактика. Галактика. Солнце
- 5.2. Происхождение Солнечной системы
- Тестовые задания к главе 5
- Глава 6 эволюция земли. Биосфера
- 6.1. Основные этапы истории развития Земли
- Этапы эволюционного развития Земли Образование основных оболочек Земли
- Зарождение жизни
- 6.2. Биосфера Земли Характеристика и состав биосферы
- В.И. Вернадский о биосфере и «живом веществе»
- Биогенная миграция химических элементов
- Развитие органического мира
- Появление многоклеточных организмов
- 6.3. Антропогенез. Эволюция мозга и развитие сознания
- Этапы развития человека
- Развитие сознания
- Психика человека
- Психика животных
- 2. Стадия перцептивной психики
- 3. Стадия интеллекта
- Эволюция психической деятельности человека
- Строение и функции нервной системы человека
- Варианты психической деятельности человека
- Тестовые задания к главе 6
- Глава 7 циклы и Ритмы Вселенной и их влияние на эволюцию земли
- 7.1. Ритмы Галактики
- 7.2. Ритмы Солнца
- 7.3. Влияние ритмов Галактики и Солнца на геофизические процессы Земли
- Тестовые задания к главе 7.
- Глава 8 колебания климата земли
- 8.1. Причины колебаний климата Земли
- 1. Астрономические факторы (положение Земли в космическом пространстве).
- 8.2. Палеоклиматическая реконструкция климата Земли
- 8.3. Моделирование климата Земли за 3,5 млрд. Лет и долгосрочный прогноз его изменчивости
- Моделирование процесса динамики температурного режима земной поверхности за 3,5 млрд. Лет
- Реконструкция температурных аномалий за 3,5 млрд. Лет до н.В. И прогноз на 1 млрд. Лет вперед
- Реконструкция температурных аномалий
- Реконструкция температурных аномалий за 100 тыс. Лет до н.В. И прогноз на 100 тыс. Лет вперед
- Реконструкция температурных аномалий за 8 тыс. Лет до н.В. И прогноз на 12 тыс. Лет вперед
- Атлантический период отмечен значительным сдвигом природных зон умеренных широт в северном направлении. Судя по палеотемпературной реконструкции, он продолжался 1300 лет (от 6800 до 5500 лет назад).
- Тестовые задания к главе 8.
- Глава 9
- 9.1. Антропогенные воздействия на микроклимат сельской местности
- 9.2. Антропогенные воздействия на микроклимат города
- 9.3. Антропогенное воздействие на глобальный климат планеты
- Глава 10 Законы естествознания
- 10.1. Законы существования материального мира
- 10.2. Законы системной целостности
- 10.3. Законы внутреннего развития систем
- 39. Закон согласования строения (функции) частей подсистемы.
- 10.4. Законы термодинамики систем
- 10.5. Законы иерархии систем
- 51. Периодический закон химических элементов д.И.Менделеева
- 10.6. Законы «система-среда»
- Сверлова Любовь Ивановна доктор географических наук, профессор Концепции современного естествознания
- 680042, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, хгаэп, риц