Задачи курса - сформировать у студентов:
1. Целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе.
2. Понимание возможности использования современных физико-математических методов для познания природы и овладение ими на уровне, необходимом для решения профессиональных задач с принципами моделирования природных процессов.
3. Знание сущности фундаментальных законов природы, составляющих каркас современной физики, химии и биологии, к которым сводится множество частных закономерностей различных дисциплин.
4. Формирование ясного представления о физической картине мира, ее эволюции на основе целостности диалектического подхода и системного многообразия.
Будущий специалист должен уметь:
1. Проводить системный анализ объектов исследования с учетом взаимосвязи между элементами внутри системы и с внешними по отношению к системе элементами.
2. Устанавливать основные закономерности развития систем, их особые свойства, определять их место в иерархической среде.
3. Разрабатывать стратегию устойчивого развития систем (природных, социальных, экономических) на основе их развития во времени и пространстве.
Перечисленные профессиональные задачи являются базисными, направленными на решение общесистемных, общенаучных задач и предназначены для обучения будущих специалистов методам разработки моделей, что используется в дальнейшем при освоении других дисциплин. Такой подход, с одной стороны определяет концепции современного естествознания как вузовскую дисциплину, а с другой – усиливает мировоззренческие аспекты.
Методология изучения дисциплины основывается на принципе единства знаний естественнонаучных, социально-экономических, математических и общих гуманитарных дисциплин с учетом профессиональной образовательной программы. Курс дисциплины строится так, чтобы обеспечить различный уровень освоения материала.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и программой преподавания новой дисциплины «Концепции современного естествознания».
Автор стремился к раскрытию соответствующих проблем в естествознании на основе синтеза наук о природе, философии и общественных наук, ибо только таким образом можно показать единство и многообразие мира, способствовать формированию у студентов целостного материалистического мировоззрения.
Учебное пособие состоит из 10 глав. В первой главе раскрывается история развития естественных наук от античного времени до наших дней. Приоритетной является тенденция раскрытия причинно-следственных связей и развития логического мышления.
Во второй главе рассматриваются теории о строении материи: механистическая, электромагнитная, атомно-молекулярная и физическая (квантово-полевая). Отмечается, что большим достижением науки является разработка квантово-полевой теории.
В третьей главе приводятся законы развития материального мира, законы диалектики: единства и борьба противоположностей, отрицания отрицания, переход количества в новое качество.
В четвертой главе раскрывается вопрос о системной организации материального мира и системный метод изучения материи.
Пятая и шестая главы посвящены эволюции вселенной.
В седьмой главе раскрываются циклы и ритмы Вселенной, и рассматривается их влияние на геофизические процессы Земли.
В восьмой и девятой главах раскрываются природные колебания климата Земли и антропогенные воздействия на климат биосферы.
В десятой главе приводятся законы Естествознания.
- Концепции современного естествознания
- Задачи курса - сформировать у студентов:
- Ключевые слова содержания дисциплины «Концепции современного естествознания», в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
- Глава 1 Естествознание. История развития естественных наук
- 1.1.Естествознание. Методы исследований
- 1.2.Философские концепции в развитии естественных наук
- 1.3.История развития естественных наук
- 1.3.1. Подготовительный период
- 1.3.2. Механистический период
- 1.3.3. Новое время
- 1.3.4. Новейшее время
- Тестовые задания к главе 1
- Глава 2 Теории о строении материи
- 2.1. Механистическая теория
- 1. Все состояния механического движения тел по отношению ко времени оказываются в принципе одинаковыми, поскольку время считается обратимым.
- 5. Действие и сигналы могут передаваться в пустом пространстве с какой угодно скоростью.
- 2.2. Электромагнитная теория
- 2.3. Электронная (атомно-молекулярная) теория
- 2.4. Физическая (квантово-полевая) теория
- Тестовые задания к главе 2.
- Глава 3 Законы развития материального мира
- 3.1. Законы диалектики
- 3.2. Категории диалектики
- 1. Единичное и общее
- 2. Причина и следствие
- 3. Необходимость и случайность
- 4. Возможность и действительность
- 5. Содержание и форма
- 6. Сущность и явление
- 7. Самоорганизация
- 8. Состояние
- 9. Взаимодействие
- 10. Близкодействие и дальнодействие
- 11. Принцип относительности
- 12. Принцип инвариантности
- 13. Принципы симметрии
- 14. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности
- 15.Принцип системной целостности
- Тестовые задания к главе 3.
- Глава 4 системнАя организациЯ и законы энергии материального мира
- 4.1. Формы существования материи
- Системный подход к изучению материи
- Современное естествознание о микро-, макро- и мегамирах
- Структурная организация микромира
- 4.3. Законы взаимопревращения различных видов энергии материального мира
- Законы сохранения энергии в макроскопических процессах
- Принципы возрастания энтропии. Термодинамические законы
- Химические процессы. Реактивная способность веществ
- Тестовые задания к главе 4
- Глава 5 эволюция вселенной
- 5.1. Метагалактика. Галактика. Солнце
- 5.2. Происхождение Солнечной системы
- Тестовые задания к главе 5
- Глава 6 эволюция земли. Биосфера
- 6.1. Основные этапы истории развития Земли
- Этапы эволюционного развития Земли Образование основных оболочек Земли
- Зарождение жизни
- 6.2. Биосфера Земли Характеристика и состав биосферы
- В.И. Вернадский о биосфере и «живом веществе»
- Биогенная миграция химических элементов
- Развитие органического мира
- Появление многоклеточных организмов
- 6.3. Антропогенез. Эволюция мозга и развитие сознания
- Этапы развития человека
- Развитие сознания
- Психика человека
- Психика животных
- 2. Стадия перцептивной психики
- 3. Стадия интеллекта
- Эволюция психической деятельности человека
- Строение и функции нервной системы человека
- Варианты психической деятельности человека
- Тестовые задания к главе 6
- Глава 7 циклы и Ритмы Вселенной и их влияние на эволюцию земли
- 7.1. Ритмы Галактики
- 7.2. Ритмы Солнца
- 7.3. Влияние ритмов Галактики и Солнца на геофизические процессы Земли
- Тестовые задания к главе 7.
- Глава 8 колебания климата земли
- 8.1. Причины колебаний климата Земли
- 1. Астрономические факторы (положение Земли в космическом пространстве).
- 8.2. Палеоклиматическая реконструкция климата Земли
- 8.3. Моделирование климата Земли за 3,5 млрд. Лет и долгосрочный прогноз его изменчивости
- Моделирование процесса динамики температурного режима земной поверхности за 3,5 млрд. Лет
- Реконструкция температурных аномалий за 3,5 млрд. Лет до н.В. И прогноз на 1 млрд. Лет вперед
- Реконструкция температурных аномалий
- Реконструкция температурных аномалий за 100 тыс. Лет до н.В. И прогноз на 100 тыс. Лет вперед
- Реконструкция температурных аномалий за 8 тыс. Лет до н.В. И прогноз на 12 тыс. Лет вперед
- Атлантический период отмечен значительным сдвигом природных зон умеренных широт в северном направлении. Судя по палеотемпературной реконструкции, он продолжался 1300 лет (от 6800 до 5500 лет назад).
- Тестовые задания к главе 8.
- Глава 9
- 9.1. Антропогенные воздействия на микроклимат сельской местности
- 9.2. Антропогенные воздействия на микроклимат города
- 9.3. Антропогенное воздействие на глобальный климат планеты
- Глава 10 Законы естествознания
- 10.1. Законы существования материального мира
- 10.2. Законы системной целостности
- 10.3. Законы внутреннего развития систем
- 39. Закон согласования строения (функции) частей подсистемы.
- 10.4. Законы термодинамики систем
- 10.5. Законы иерархии систем
- 51. Периодический закон химических элементов д.И.Менделеева
- 10.6. Законы «система-среда»
- Сверлова Любовь Ивановна доктор географических наук, профессор Концепции современного естествознания
- 680042, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, хгаэп, риц