logo
Конц

Задачи курса - сформировать у студентов:

1. Целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

2. Понимание возможности использования современных физико-математических методов для познания природы и овладение ими на уровне, необходимом для решения профессиональных задач с принципами моделирования природных процессов.

3. Знание сущности фундаментальных законов природы, составляющих каркас современной физики, химии и биологии, к которым сводится множество частных закономерностей различных дисциплин.

4. Формирование ясного представления о физической картине мира, ее эволюции на основе целостности диалектического подхода и системного многообразия.

Будущий специалист должен уметь:

1. Проводить системный анализ объектов исследования с учетом взаимосвязи между элементами внутри системы и с внешними по отношению к системе элементами.

2. Устанавливать основные закономерности развития систем, их особые свойства, определять их место в иерархической среде.

3. Разрабатывать стратегию устойчивого развития систем (природных, социальных, экономических) на основе их развития во времени и пространстве.

Перечисленные профессиональные задачи являются базисными, направленными на решение общесистемных, общенаучных задач и предназначены для обучения будущих специалистов методам разработки моделей, что используется в дальнейшем при освоении других дисциплин. Такой подход, с одной стороны определяет концепции современного естествознания как вузовскую дисциплину, а с другой – усиливает мировоззренческие аспекты.

Методология изучения дисциплины основывается на принципе единства знаний естественнонаучных, социально-экономических, математических и общих гуманитарных дисциплин с учетом профессиональной образовательной программы. Курс дисциплины строится так, чтобы обеспечить различный уровень освоения материала.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и программой преподавания новой дисциплины «Концепции современного естествознания».

Автор стремился к раскрытию соответствующих проблем в естествознании на основе синтеза наук о природе, философии и общественных наук, ибо только таким образом можно показать единство и многообразие мира, способствовать формированию у студентов целостного материалистического мировоззрения.

Учебное пособие состоит из 10 глав. В первой главе раскрывается история развития естественных наук от античного времени до наших дней. Приоритетной является тенденция раскрытия причинно-следственных связей и развития логического мышления.

Во второй главе рассматриваются теории о строении материи: механистическая, электромагнитная, атомно-молекулярная и физическая (квантово-полевая). Отмечается, что большим достижением науки является разработка квантово-полевой теории.

В третьей главе приводятся законы развития материального мира, законы диалектики: единства и борьба противоположностей, отрицания отрицания, переход количества в новое качество.

В четвертой главе раскрывается вопрос о системной организации материального мира и системный метод изучения материи.

Пятая и шестая главы посвящены эволюции вселенной.

В седьмой главе раскрываются циклы и ритмы Вселенной, и рассматривается их влияние на геофизические процессы Земли.

В восьмой и девятой главах раскрываются природные колебания климата Земли и антропогенные воздействия на климат биосферы.

В десятой главе приводятся законы Естествознания.