logo
BLOK_4

Тема 4.2. Происхождение и эволюция человека Развитие представлений о возникновении человека: креационизм, ранние эволюционные представления

Вопрос о том, как на Земле появился человек, разумное общественное существо, своим трудом преобразующее природу и созидающее культуру, по мере развития человечества приобретает все большую актуальность. В решении этой проблемы особенно остро проявляется борьба материалистических и идеалистических взглядов. Первые попытки понять и объяснить возникновение человека восходят к глубокой древности. Они отражены в легендах, сказаниях, верованиях самых разных племен и народов. Характер этих донаучных представлений тесно связан с особенностями общественной организации и взаимодействия с природной средой. Так, для первобытного общества, в котором человек, охотник и собиратель, был теснейшим образом связан с миром живой природы, были характерны представления о происхождении человека от какого-либо вида животных или растений. Такие взгляды сохранились и в наше время у племен, ведущих первобытный образ жизни. С развитием производящей экономики и усложнением социальной структуры развивается и сфера верований, формируется и становится господствующим мифологическое, а затем религиозное мировоззрение. Уже во времена первых цивилизаций в вопросе о происхождении человека утверждается креационизм – система представлений о сверхъестественном происхождении человека в результате акта божественного творения. Согласно большинству религиозных концепций, человек был создан Творцом по своему образу и подобию, и с момента сотворения до наших дней существует в неизменном виде. Такие взгляды на происхождение человека господствовали на протяжении тысячелетий.

Постепенно, с утверждением в науке и общественном сознании идей развития окружающего мира, эволюционный подход стал применяться к человеку и обществу. Проблема антропогенеза, то есть происхождения и становления человека, стала рассматриваться с научных позиций в XVIII в. Важной предпосылкой научной постановки этого вопроса стали труды шведского ученого К. Линнея. В своей знаменитой работе «Система природы» (1735), заложившей принципы современной биологической систематики, он, основываясь на особенностях анатомического строения, отнес человека разумного (Homo sapiens) к животному миру, поместив его в своей классификации в отряд приматов, рядом с человекообразными обезьянами. Линней не объяснял с эволюционных позиций ни морфологического сходства Homo sapiens с родственными приматами, ни характерных отличий, позволяющих выделить его в отдельный вид. Несмотря на это, созданная Линнеем классификация сыграла заметную роль в появлении теории эволюции, став стимулом для многочисленных сравнительных исследований. Так, голландский анатом П. Кампер показал глубокое сходство в строении основных органов человека и животных. В 1766 г. французский биолог Ж. Бюффон опубликовал научную работу об орангутанге, в которой обсуждалось сходство строения и поведения этой обезьяны с человеком.

В XVIII – первой половине XIX в. развитие археологии, палеонтологии, этнографии привело к накоплению большого эмпирического материала, который лег в основу учения об антропогенезе. Большую роль в изменении взглядов на происхождение человека сыграли исследования французского археолога Буше де Перта. В 40–50-х гг. XIX в. он высказал предположение, что каменные орудия, которые он и другие исследователи обнаруживали рядом с окаменелыми останками мамонтов и других доисторических животных, изготавливал и использовал живший одновременно с ними первобытный человек. Эти открытия, опровергавшие библейскую хронологию, встретили бурное сопротивление. Лишь в 60-е гг. XIX в. идеи Буше де Перта нашли признание в науке.

Постепенно к середине XIX в. сформировалась антропология– наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение.