logo
BLOK_4

Значение работ ч. Дарвина. Трудовая теория антропогенеза (ф. Энгельс)

С позиций современной науки, антропогенез (от греч.anthropos– человек иgenesis– происхождение) – процесс историко-эволюционного формирования человека современного физического типа, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Основными проблемами антропогенеза являются: место и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии антропогенеза, его движущие силы на различных этапах; соотношение эволюции физических особенностей человека с прогрессом его культуры, развитием первобытного общества. Методологической основой для решения этих проблем стали сложившиеся во второй половине XIX в.эволюционное учениеЧ. Дарвина итрудовая теория антропогенеза, разработанная Ф. Энгельсом.

Долгое время научные знания были слишком отрывочными и неполными, чтобы решить проблему происхождения человека. Революционную роль в учении об антропогенезе сыграла теория биологической эволюции Ч. Дарвина, основные положения которой были сформулированы в 1859 г. в труде «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». В этой работе Ч. Дарвин специально не останавливался на вопросах эволюции человека. Но еще в 1838 г., после возвращения из кругосветного путешествия, в своей записной книжке «Трансмутация видов» он отмечал черты специфичности человека, высказывал мысли об ископаемых приматах, о происхождении человека из животного мира как закономерном процессе, приводил эмбриологические доказательстваживотного происхождения человека и соображения в пользу видового единства человечества: «…животные, наши собратья по боли, болезни, смерти, страданию и голоду…могут вместе с нами происходить от одного общего предка, все мы можем быть связаны вместе».

В 1871 г. в своем труде «Происхождение человека и половой отбор» и в 1872 г. в книге «Выражение эмоций у человека и животных» Ч. Дарвин в законченном виде сформулировал представления об историческом происхождении человека современного типа и о тех движущих силах, которые привели к превращению древних высших обезьян в людей. Важными особенностями дарвиновской теории антропогенеза были синтез данных различных наук и преемственность взглядов предшественников. Он учитывал представления английского геолога Ч. Лайеля о значительной древности существования человека и гипотезу французского естествоиспытателя Ж.-Б. Ламарка о возникновении людей от развитой формы обезьян. «Если мы не станем нарочито закрывать глаза, то при современном уровне знаний сможем приблизительно узнать наших прародителей, и нам незачем стыдиться их», – писал Ч. Дарвин. Согласно его взглядам, самые близкие родичи человека в настоящее время – это африканские человекообразные обезьяны, шимпанзе и горилла, которые, однако, не являются прямыми предками человека, но вместе с ним произошли от какого-то общего прародителя, причем обе линии развития начали расходиться примерно в эоцене.

Опираясь на накопленный к тому времени обширный фактический материал, Дарвин сформулировал ряд эмбриологических, анатомических, физиологических, палеонтологических, медицинских и биохимических доказательств родства человека и современных обезьян.

Анатомические и физиологические доказательства.Дарвин отмечал, что тело человека «устроено по одному общему типу с другими млекопитающими. Все кости его скелета могут выдержать сравнение с соответствующими костями обезьяны, летучей мыши или тюленя». По строению и физиологическим особенностям наиболее близки к человеку человекообразные обезьяны (антропоиды). К ним относятся шимпанзе, горилла, орангутанг. О близком родстве между ними и человеком говорят сходные детали строения: характер телосложения, редукция хвоста, хватательная кисть с плоскими ногтями и противопоставленным большим пальцем, форма глаз и ушей, одинаковое число резцов, клыков и коренных зубов, полная смена молочных зубов и многое другое. В качестве доказательства Дарвин приводил и зачаточные рудиментарные органы человека: остаток мигательной перепонки, хорошо развитой у птиц; копчиковую кость, являющуюся остатком редуцированного хвоста; слепую кишку, которая  «представляет ветвь или отросток толстой кишки и у многих из низших травоядных млекопитающих бывает чрезвычайно длинна». «Едва ли можно сомневаться, что волосы, рассеянные по телу, суть остатки сплошного волосяного покрова низших животных». Рудиментов в теле человека около 90, они бесполезны для человека и являются наследием животных предков. К атавизмам (необычайно сильно развитым у отдельных людей рудиментам) относятся наружный хвост, обильный волосяной покров на лице и теле, многососковость, сильно развитые клыки и др.

Медицинские и биохимические доказательства.Дарвин указывает на способность человека и высших (человекообразных) обезьян – орангутанга и шимпанзе – к заболеваниям бешенством, оспой, сифилисом, холерой и др. «Человек способен воспринимать от низших животных, например, определенные болезни. Этот факт подтверждает сходство их тканей и крови как структурное, так и композиционное, что можно увидеть и в микроскоп, и посредством химического анализа…Обезьяны подвержены многим болезням, от которых страдаем и мы: катарру с обычными симптомами последнего, частое повторение катарра кончалось у них чахоткой. Эти же обезьяны страдают от удара, воспаления кишок и катаракты. Их дети при прорезывании молочных зубов часто умирали от лихорадки. Лекарства производят на них то же действие, что и на нас.…Трудно переоценить моменты общего структурного соответствия в строении тканей, в химическом составе и конституции между человеком и высшими животными, особенно антропоморфными обезьянами…».

Эмбриологические доказательства. «…человеческий зародыш вполне походит на зародышей других млекопитающих и во многих отношениях сходен по своему строению с некоторыми низшими формами взрослых животных. Так, например, его сердце представляет сначала простой бьющийся сосуд; продукты выделения выводятся наружу клоакой и копчик имеет вид настоящего хвоста…». «Тонкий шерстообразный пух, которым густо покрыто все тело человеческого зародыша в течение шестого месяца, может служить еще более любопытным примером. Вся поверхность тела, не исключая лба и ушей, густо покрыта пухом; но замечательно, что ладони и подошвы совершенно голы…».

Сравнивая человеческий организм с животным, Дарвин не ограничился анатомическими и физиологическими признаками. Он подверг тщательному сравнению выразительные движения, которыми сопровождаются эмоциональные состояния, установив сходство между этими движениями у человека и высокоорганизованных живых существ (обезьян). По мнению Дарвина, выразительные движения (оскал зубов, сжатие кулаков и др.) – это рудименты (остаточные явления) движений наших далеких предков. Некогда в условиях непосредственной борьбы за жизнь эти движения имели важный практический смысл.

Доказывая, что предком людей был один вид обезьян, Дарвин обосновал видовое единство человека, единое происхождение его рас. Он полагал, что древнейшие люди могли возникнуть в Африке, и считал, что на этом континенте могут быть обнаружены останки ископаемых существ, представляющих собой промежуточные звенья между древними обезьянами и человеком современного типа.

Главным фактором происхождения человека Дарвин считал естественный отбор. Именно борьбе за существование и естественному отбору, по его мнению, человек обязан выпрямленным положением тела, строением своих рук и совершенством их движений, а также высоким развитием головного мозга и его большими размерами. Дарвин подчеркивал: «Человек не мог достигнуть своего настоящего преобладающего положения в свете без руки, которая приспособлена к действию по указанию воли». Значительную роль в происхождении таких особенностей человека, как редукция волосяного покрова, фонографическое звучание речи, большей части его расовых признаков сыграл, по мнению Дарвина, половой отбор.

Утверждая единство механизмов происхождения человека и остальных видов живых существ (наследственная изменчивость как основа эволюционных преобразований, естественный отбор как движущий фактор эволюции), Ч. Дарвин не смог объяснить, какие особенности антропогенеза привели к диалектическому скачку, ознаменовавшему переход от эволюции биологического вида к историческому развитию общества.

Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта в 1896 г. немецким философом-материалистом Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Главной движущей силой эволюции человека он считал трудовую деятельность. Глубокие качественные различия между человеком и человекообразными обезьянами, по мнению Ф. Энгельса, связаны именно с этой деятельностью. Труд, по его словам, «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Отличительная черта человека – создание и применение орудий труда. С их помощью он изменяет среду обитания, сам производит необходимое; животные же используют лишь данное природой. На протяжении миллионов лет среди обезьяноподобных предков человека шел отбор особей, способных к орудийной деятельности, более смекалистых, с более ловкими руками. Переход от использования предметов к изготовлению орудий труда – рубеж между обезьяной и человеком. Совместный труд (охота, изготовление орудий) порождал необходимость общения и вел к возникновению речи. Под влиянием труда и речи «мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всем сходстве с обезьяньим далеко превосходит его по величине и совершенству». Развитие мозга и органов чувств, совершенствование сознания «оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию». Изготовление и применение орудий труда, осознание этой деятельности давали человеку все возраставшие возможности активного воздействия на природу, постепенно устраняли действие биологических факторов эволюции. В этом заключается качественное отличие антропогенеза от эволюцииорганического мира, регулируемой исключительно природными закономерностями.

Высказанные Ч. Дарвином и Ф. Энгельсом идеи о закономерностях происхождения человека от обезьяноподобных предков во многом блестяще подтвердились на протяжении ХХ в. Так, весьма скудные во времена Ч. Дарвина палеонтологические доказательствасуществования древних приматов начали расширяться уже в 1891 г., когда датским анатомом Э. Дюбуа на о. Ява были обнаружены останки вымершего существа, сочетавшего в своем строении черты человека и обезьяны. Оно получило название питекантроп –Pithecanthropus erectus, то есть «обезьяночеловек выпрямленный». В настоящий момент в распоряжении антропологов сотни экземпляров ископаемых существ, относящихся к десяткам видов, судя по строению, стоящих на различных ступенях эволюционной лестницы от древних высших обезьян до современного человека разумного. Эти находки обнаружены на обширных территориях Европы и Азии, но большая их часть, как и предсказывал Ч. Дарвин, обнаружена в Африке. Достаточно сказать, что лишь за 1990–2000 гг. описано более десяти новых видов (1994 г. –Ardipithecus ramidus, 1995 г. –Australopithecus anamensisиAustralopithecus bahrelghazali, 1997 г. –Homo antecessor и Australopithecus garhi, 1999 г. –Kenyanthropus platyops, 1997–2000 гг. –Ardipithecus kadabba, 2000 г. –Orrorin tugenensis, 2001 г. –Sahelanthropus tchadensisиHomo georgicus, 2004 г. –Homo floresiensis).

Существенно расширились доказательства биохимического сходствачеловекообразных обезьян и человека. Выяснилось, что у них общие системы групп крови (система АВО, система резус-фактора). Биохимически ближе всего к человеку находится шимпанзе. Сравнение белков человека и шимпанзе показало, что в 44 белках последовательности аминокислот отличаются у них лишь на 1 %. Многие белки человека и шимпанзе идентичны. Так, у человека и у шимпанзе последовательности аминокислот в гемоглобине одинаковы, гемоглобины человека и гориллы различаются лишь по двум аминокислотам. Различия в строении гемоглобина гораздо шире между человеком и представителями других отрядов млекопитающих – от 10 до 26 %, а особенно между человеком и представителями других классов позвоночных: различия с лягушкой составляют 46 %, а с карпом – 50 %.

С развитием теории наследственности появилась еще одна группа доказательств происхождения человека от антропоидов – генетические. Обнаружена поразительная близость их хромосомного аппарата: диплоидное число хромосом (2n) у всех человекообразных обезьян (48)и у человека (46). Различие в хромосомных числах обусловлено тем, что одна пара хромосом человека образована слиянием двух пар хромосом, гомологичных таковым у шимпанзе. В ДНК человека и шимпанзе не менее 90 % (по некоторым оценкам 98 %) идентичных генов.

Данные современной антропологии подтвердили и теорию Ф. Энгельса о роли труда в происхождении человека. На всем пути палеонтологической летописи человека останкам наших далеких предков сопутствуют остатки орудий труда той или иной степени сложности. Именно обнаружение орудий труда рядом с останками человекоподобных существ играет решающую роль в отнесении их к роду Homo (Человек). Биологическая эволюция предковых форм человека сопровождается прогрессивной эволюцией орудий труда. На основании сложности, разнообразия и конструктивных особенностей выделяют последовательно сменяющие друг друга культуры, называемые по месту первых находок: олдувайскую, шелльскую, ашельскую, мустьерскую и т. д.