logo
BLOK_4

Экоцентризм как новый тип экологического сознания

На рубеже 2-го и 3-го тысячелетий н. э. в мышлении человека и его практической деятельности происходит смена парадигмы – экономические приоритеты заменяются экологическими. Господствовавший вплоть до конца XX столетия экономический императив все чаще заменяется экологическим. Именно от того, сможет ли человечество в ближайшее время разумно сочетать экономические и экологические интересы, зависит его будущее.

Тип экологического сознания отражает существующие на данный момент представления о взаимоотношениях человека и природы и определяет поведение людей при их взаимодействии с природой. Можно выделить два основных типа экологического сознания: антропоцентризм и экоцентризм.

Антропоцентризм основывается на представлениях о “человеческой исключительности”, противопоставлении человека природе. Основные особенности антропоцентризма следующие:

1.     Высшую ценность представляет человек. Лишь он представляет самостоятельную ценность. Все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку. Природа объявляется собственностью человека, причем, как само собой разумеющееся, считается, что он имеет на это право.

2.     Иерархическая картина мира: на вершине стоит человек, несколько ниже – вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы, место которых в иерархии определяется полезностью для человека. Мир людей противопоставлен миру природы.

3.     Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей: производственных, научных и т. д., получение определенной пользы для человека. Сущность этого подхода выражается словом “использование”.

4.     Характер взаимодействия с природой определяется “прагматическим императивом”: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству.

5.     Природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как безличная “окружающая среда”.

6.     Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.

7.     Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека.

8.     Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом – необходимо сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения.

Экоцентризм основывается на понимании необходимости коэволюции человека и биосферы. Экоцентризм характеризуется следующими основными особенностями:

1.     Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование вне зависимости от полезности, бесполезности или вредности для человека. Человек – не собственник, природы, а один из членов природного сообщества.

2.     Отказ от иерархической картины мира: человек не признается обладающим какими-то особенными привилегиями на том основании, что он имеет разум. Наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе. Мир людей не противопоставлен миру природы, они оба являются элементами единой системы.

3.     Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.

4.     Характер взаимодействия с природой определяется “экологическим императивом”: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.

5.     Природа и все природное воспринимается как полноправный субъект взаимодействия с человеком.

6.     Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.

7.     Развитие природы и человека мыслится как процесс взаимовыгодного единства.

8.     Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.

Таким образом, для антропоцентризма характерно:

а)   противопоставление человека как высшей ценности природе как его собственности;

б)   восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека;

в)   прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с природой.

Для экоцентризма характерно:

а)   ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления человека природе;

б)   восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком;

в)   баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

В настоящее время единственный способ не допустить перерастания глобального экологического кризиса в катастрофу – это переход от антропоцентрического типа общественного сознания к экоцентрическому.

Экоцентризм определяет новый этап взаимодействия в системе “биосфера – человек”.