logo
BLOK_4

Развитие представлений о Ноосфере. Модели будущего человечества

Огромное влияние человека на природу и масштабные последствия его деятельности послужили основой для создания учения о ноосфере.Терминноосфера(от гр.noos– разум) переводится буквально как сфера разума. Впервые его ввел в научный оборот в 1927 г. французский ученыйЭ. Леруа. Вместе сТейяром де Шарденомон рассматривал ноосферу как некое идеальное образование, внебиосферную оболочку мысли, окружающую Землю.

Ряд ученых предлагает употреблять вместо понятия “ноосфера” другие понятия: “техносфера”, “антропосфера”, “психосфера”, “социосфера” или использовать их в качестве синонимов. Подобный подход представляется весьма спорным, так как между перечисленными понятиями и понятием “ноосфера” есть определенная разница.

Следует также отметить, что учение о ноосфере не носит пока законченного канонического характера, которое можно было бы принимать как некое безусловное руководство к действию. Учение о ноосфере было сформулировано и в трудах одного из его основателей – В. И. Вернадского. В его работах можно встретить разные определения и представления о ноосфере, которые к тому же менялись на протяжении жизни ученого. Вернадский началразвивать данную концепцию с начала 30-х гг. после детальной разработки учения о биосфере. Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и преобразовании планеты, В. И. Вернадский употребляет понятие “ноосфера” в разных смыслах: 1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой; 2) как область активного проявления научной мысли; 3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы.

Очень важным в учении В. И. Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наукпри изучении проблем глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающего среду. По его мнению, ноосфера есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и самого человека. Это не просто сфера приложения знаний человека при высоком уровне техники. Для этого достаточно понятия техносферы. Речь идет о таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и действительно разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетаться с “интересами природы”.

В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.

Говоря об эволюционном развитии мира, его переходе в ноосферу, основатели этого учения расходились в понимании сущности данного процесса. Тейяр де Шарден говорил о постепенном переходе биосферы в ноосферу, то есть «в сферу разума, эволюция которой подчиняется разуму и воле человека», путем постепенного сглаживания трудностей между человеком и природой.

У В. И. Вернадского мы встречаем иной подход. В его учении о биосфере живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство человека все увеличивается, человечество становится основной планетарной геолого-образующей силой. Поэтому человек несет прямую ответственность за эволюцию планеты (стержень учения Вернадского о ноосфере). Понимание им данного тезиса необходимо и для его собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу непригодной для обитания людей. В связи с этим человеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы. Воздействие на нее должно быть дозировано разумом в ходе эволюции биосферы и общества. Постепенно биосфера преобразуется в ноосферу, где ее развитие приобретает направляемый характер. По мнению Вернадского, переход биосферы, техносферы в ноосферу станет возможным при соблюдении следующих условий:

1)          заселение человеком всей планеты;

2)          резкое преобразование средств связи и обмена между странами;

3)          усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли;

4)    начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере;

5)          расширение границ биосферы и выход в космос;

6)          открытие новых источников энергии;

7)          равенство людей всех рас и религий;

8)    увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики;

9)          свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических воззрений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли;

10)   продуманная система народного образования и подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить голода, нищеты и ослабить влияние болезней;

11)        разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения;

12)        исключение войн из жизни общества.

В. И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в данное состояние. О ноосфере правильнее говорить как о том идеале, к которому следует стремиться человеку.

Основоположники учения о ноосфере верили, что человеческий разум, превращаясь в планетарную геологическую силу, приведет к упорядочению природной и социальной действительности, к более совершенным формам бытия. Как результат сознательного, планомерного преобразования биосферы, ее перехода в качественно новое состояние возникнет ноосфера. Вернадский и Шарден связывали этот процесс с социальной ориентацией, расширяя задачи преодоления стихийности природы до преодоления стихийности в жизни общества. В некоторых контекстах ноосфера рассматривалась как полное устранение зла, как всеобщее благо (особенно в космических вариантах, например, у К. Э. Циолковского).

Суть взгляда на ноосферу, который представляется наиболее реалистичным, состоит в том, что представление о ноосфере с самого начала формирования содержало элементы выхода за пределы наличного знания, связанные со смещением аксиологического и онтологического подходов. Однако отношение к ноосфере ныне сугубо восторженное. По мысли Вернадского, ноосфера – это гармоническое соединение природы и общества, торжество разума и гуманизма, это мир без оружия, войн и экологических проблем, это мечта, цель, стоящая перед людьми доброй воли, это вера в великую миссию науки и человечества, вооруженного наукой.

Современные тенденции развития, к сожалению, не свидетельствуют о приближении к ноосферному идеалу, они быстро ведут (в ряде случаев уже привели) к серьезным нарушениям (если не к полному уничтожению) природных экосистем. Наши нынешние отношения с окружающей средой весьма далеки от устойчивости.

В рамках экологии, поскольку сейчас наша цивилизация находится в процессе перехода от биосферы к ноосфере, когда разум становится определяющей силой общества, вполне естественно определить перспективы дальнейшего развития мира. Оптимистические прогнозы утверждают, что новые технологии будут безотходными, менее энергоемкими и более совершенными. Пессимистические прогнозы считают, что из-за технологического и энергетического загрязнения мир идет к гибели. В этой связи заслуживает внимания инициатива ученых и общественных деятелей, объединившихся в рамках Римского клуба, изучающих пределы роста и актуальные проблемы человечества. Они показали, что если потребление ресурсов и промышленный рост вместе с увеличением численности населения будут продолжаться прежними темпами, то будет достигнут предел роста, за которым последует катастрофа.