logo
BLOK_4

Социальная характеристика человека. Проблема соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека

Человек представляет собой систему, характеризующуюся единством наследственно обусловленного и приобретенного в течение жизни, природного и социального, физического и духовного. Как биологическое существо, человек включен в природную связь явлений, и его существование подчиняется физическим, химическим и биологическим закономерностям.Как личность, обладающая сознанием, человек обращен к социальному бытию с его специфическим закономерностями. Каждый человек является носителем признаков, свойств и качеств, приобретенных человечеством в ходе естественного отбора и передающихся по механизму биологической наследственности. В то же время человек реализует признаки и качества, которые передаются посредством общения и накапливаются человечеством в ходеисторического развития способов производства, общественных отношений, культурных традиций.

Природные, генетически определенные задатки человека реализуются только в условиях социального образа жизни, в процессе общения ребенка со взрослыми. Как социальное существо, являющееся продуктом общественного развития, человек характеризуется теми чертами, для формирования которых, кроме наследственно обусловленных особенностей, необходима социальная среда.

Важнейшей социальной особенностью человека является его трудовая деятельность. Именно совместный труд позволяет человеку удовлетворять свои потребности через активное, целенаправленное преобразование окружающей среды. Коллективный труд скрепляет человеческое общество, усложнение трудовой деятельности приводит к дифференциации структуры общества, к выработке норм и правил, регулирующих взаимодействие людей. Через труд происходит “очеловечивание” природы, формируется культура как совокупность ценностей не только материальных, но и духовных.

Взаимодействие членов человеческого общества осуществляется посредством речи. Речь, как и труд, характеризуют человека как существо социальное. Способность к речевому общению, как и способность к труду, приобретается человеком в ходе обучения. Причем для развития речи необходимо наличие речевой среды в первые годы жизни ребенка. Речевое взаимодействие взрослых с ребенком особенно важно в первые три года жизни. Дефицит такого общения трудно восполним, а если он длится до 8–10-ти лет, неустраним, так как способность к развитию нервных связей, необходимых для развития центра речи, утрачивается. Речь является одной из сложнейших человеческих функций. Выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.

Коммуникативная функцияречи заключается в осуществлении общения между людьми посредством языка. Эта функция речи позволяет фиксировать и передавать информацию. Знания, накопленные человечеством и зафиксированные в устной и письменной речи, составляют основу человеческой культуры.

Регулирующая функцияречи реализуется в высших психических функциях – сознательных формах психической деятельности, регулируемых произвольно. Первоначально один человек, взрослый, регулирует поведение другого человека, ребенка, с помощью раздражителей, среди которых наибольшее значение имеет речь. Затем, применяя к своему поведению речевые стимулы, которые первоначально использовались для регуляции поведения другими людьми, человек овладевает собственным поведением.

Программирующая функцияречи заключается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе данного процесса лежит внутреннее программирование, которое осуществляется с помощью внутренней речи. Внутреннее программирование необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий, в том числе трудовых.

Развитие речи у человека связано с формированием второй сигнальной системы. И. П. Павлов показал, что в ходе индивидуального развития у человека формируется две системы условных рефлексов, или сигнальных систем. Первая сигнальная система свойственна как животным, так и человеку. Это система условных рефлексов на конкретные, образные раздражители окружающего мира. Вторая сигнальная система свойственна только человеку. Это система условных рефлексов на речевые, словесные раздражители. Особенность этих рефлексов в том, что слово, как раздражитель, выполняет функцию обобщения предметов и явлений окружающей среды и функцию абстрагирования, отвлечения от их конкретных свойств. И. П. Павлов назвал слово “сигналом сигналов”. Благодаря развитию на основе речи второй сигнальной системы, у человека формируется не только присущее животным конкретно-образное мышление, но и специфически человеческоеабстрактно-логическое мышление. Высшие животные, даже реагируя на слова и эмоции, не способны, в отличие от человека, к формированию отвлеченных понятий.Именно развитие понятийного мышления делает человека человеком разумным.Благодаря отвлеченному, понятийному мышлению, человек планирует свою трудовую деятельность, он способен целенаправленно изготавливатьорудия труда. Он обладаетсознанием, способен сознавать и понимать происходящее в мире.

На примере речи ярко проявляется взаимодействие биологических и социальных факторов в развитии человека. С одной стороны, для развития речи у ребенка необходимы нормально сформированный речевой аппарат, развитый слух, наличие и целостность речевых зон коры больших полушарий. С другой стороны, ребенок должен находиться в таких социальных условиях, которые обеспечивают его взаимодействие с предметами окружающего мира, а также речевое взаимодействие со взрослыми. В ходе индивидуального развития соотношение значения биологических и социальных факторов меняется. В первые дни и месяцы жизни развитие ребенка определяется почти исключительно биологически детерминированными особенностями его организма. Они определяют возможность развития социальных качеств. Но постепенно возрастает значимость социальных факторов, они начинают играть ведущую роль и влиять на развитие биологических особенностей. Так, по мере развития речи возникают различия в деятельности правого и левого полушария, левое полушарие берет на себя функции, связанные с речью и абстрактно-логическим мышлением. Здоровье новорожденного полностью определяется врожденными особенностями функционирования его организма. Здоровье взрослого гораздо больше зависит от знаний человека, его привычек, стереотипов организации труда и отдыха.

Человек непрерывно взаимодействует с обществом, даже когда остается наедине с собой. Осознание человеком самого себя опосредствовано его отношением к другим людям. Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индивидуальность и вместе с тем несет в себе исторический опыт общества. В процессе приобщения к культуре у человека вырабатываются механизмы самоконтроля. Самоконтроль позволяет подавлять неприемлемые для данной социальной группы импульсы и составляет необходимое условие жизни общества. Чем более интенсивно развивается человечество, тем все более сложными оказываются проблемы образования и воспитания, формирования человека как личности.