logo
BLOK_4

Индивидуальное и популяционное здоровье. Эмоции, творчество, работоспособность

Здоровье выступает одной из наиболее значимых основ благополучия человека. Проблема здоровья всегда остается в центре внимания познавательной деятельности человека. Изучение составляющих здоровья, закономерностей его формирования, факторов, влияющих на здоровье, осуществляется многими естественными науками, в том числе медициной, генетикой, эмбриологией, физиологией, биохимией и т. д. При этом единого взгляда на то, что такое здоровье, не существует. Согласно определению, данному во второй половине двадцатого века Всемирной организацией здравоохранения, здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, обусловленное не только отсутствием заболеваний и повреждений. С другой стороны, распространен взгляд на здоровье как наспособность человека к удовлетворению всех естественных, неискаженных потребностей личности. Отсюда понятно, что структура здоровья человека определяется его потребностно-мотивационной сферой. Поскольку эта сфера у человека намного сложнее, чем у животных, здоровье человека имеет большее количество аспектов.

Базовую группу потребностей человека составляют биологические, или физиологические, потребности. Это потребности, удовлетворение которых обеспечивает существование организма и вида: дыхательная, пищевая, выделительная, сексуальная потребности, потребности в движении, в отдыхе, в защите и т. д. Биологические потребности объединяют человека с животными, но, в отличие от животных, эти потребности человек удовлетворяет в социально обусловленной форме. Остальные группы потребностей специфичны для человека, отражают его психосоциальную природу, и подходы к их классификации весьма разнообразны. Часто выделяют группупсихических потребностей, к которым относят потребность в информации, безопасности, надежности, в одобрении и понимании и т. д. Ксоциальным потребностямотносят потребность в общении, реализации социальных функций, в утверждении своего социального статуса и т. п. Кдуховным потребностям, занимающим высшую ступень в иерархии, относят потребность в любви, идеалах, творчестве, в самосовершенствовании и самореализации.

Удовлетворение  потребностей сопровождается формированием положительных эмоций,неудовлетворение – отрицательных. Таким образом, как у животных, так и у человека эмоции выполняют роль механизма оценки факторов окружающей среды и поведения, способствующих удовлетворению потребностей. По мере формирования на базе биологических потребностей высших потребностей, усложняется и эмоциональная сфера человека. Способность радоваться красоте природы, интеллектуальным успехам, смеяться над шуткой, огорчаться неудачам окружающих не дана человеку от рождения. Она воспитывается в ходе социальных взаимодействий в конкретных общественно-исторических условиях.

Соответственно этим группам потребностей, можно выделить физический, психический, социальный и духовный аспекты здоровьячеловека. С позиций потребностной концепции здоровья, человек здоров тогда, когда может удовлетворять нормально сформированные естественные потребности и когда у него отсутствуют искаженные, неестественные потребности. Нарушение здоровья наблюдается в том случае, когда либо невозможно удовлетворить естественные потребности, либо сфера потребностей человека деформирована. Невозможность удовлетворения естественных потребностей может быть вызвана как наследственно обусловленными особенностями организма, так и влиянием различных факторов природной и социальной среды.

Так, если режим дня человека не позволяет в полной мере реализовать потребность в отдыхе, развивается переутомление, что может привести к формированию неврозов. Если при воспитании ребенка его двигательная активность не поощряется, или, более того, наказывается, происходит снижение естественной потребности в движении. Это приводит к развитию такого состояния, как гиподинамия, то есть дефицит движения: человек при малейшей возможности пользуется лифтом, транспортом, ведет сидячий, малоактивный образ жизни. Гиподинамия, в свою очередь, приводит к накоплению избыточного веса, снижает тренированность сердца, повышает риск развития инфарктов и инсультов, диабета. К похожим последствиям ведет патологическое повышение другой естественной биологической потребности – потребности в пище. Если в силу особенностей воспитания человек стеснителен и не способен удовлетворить нормальную социальную потребность в общении, он может либо прибегнуть к “помощи” алкоголя, либо к виртуальному общению через Интернет. В такой ситуации возможно развитие либо алкогольной, либо компьютерной зависимости.

Поскольку человек является социальным существом, разделяют понятие индивидуального и популяционного здоровья. Индивидуальное здоровье – это физическое, психическое, социальное и духовное здоровье отдельно взятого человека. Показателями индивидуального здоровьячеловека являются наличие или отсутствие хронических нарушений, адаптационный потенциал человека, его физическая и умственная работоспособность, стрессоустойчивость.Показателями популяционного здоровьяявляются уровень заболеваемости населения, средняя продолжительность жизни, рождаемость и смертность.

Изучение вклада факторов, влияющих на уровень здоровья, показало, что меньше всего здоровье человека зависит от уровня развития системы здравоохранения – в среднем всего на 10 %. Наследственные факторы определяют уровень здоровья на 20 %. Еще на 20 % здоровье человека зависит от влияния природной и социальной среды (климат, состав питьевой воды, радиационный фон, отношения в семье, традиции, условия труда и т. п.). Фактором, в наибольшей мере влияющим на здоровье, является образ жизни человека. На 50 % здоровье человека определяется его режимом дня, режимом питания, двигательной активностью и другими привычками.

Для каждого отдельно взятого человека соотношение этих факторов может быть индивидуальным. Так, такой показатель здоровья, как хронические нарушения, может быть связан не с последствиями нездорового образа жизни, а, например, с дефектами наследственности, и кардинально влиять на уровень здоровья. Известно, что в генофонде человека присутствуетмножество рецессивных мутаций, переход которых в гомозиготное состояние приводит к развитию наследственных заболеваний. Именно поэтому нежелательны браки между близкими родственниками – в таких семьях велика вероятность рождения больного ребенка.

Адаптационный потенциал характеризует способность организма человека приспосабливаться к изменению факторов среды. Для человека характерна физиологическая, психологическая и поведенческая адаптация. Поскольку поведение человека часто направлено на взаимодействие с другими людьми и носит социальный характер, в поведенческой адаптации выделяют адаптацию социальную.

Если неблагоприятные факторы среды действуют сильно или длительно, у живых существ, в том числе у человека, развивается общая неспецифическая реакция на это воздействие – стресс. Причины стресса у человека весьма разнообразны. Это могут быть как недоедание, дефицит сна, физические перегрузки, так и психоэмоциональное напряжение, информационная перегрузка и т. п. Стресс – нормальная реакция организма. Как правило, небольшие стрессы тренируют организм, повышают его устойчивость. Но длительный, сильный стресс, причиной которого может быть как высокая интенсивность стрессирующего фактора, так и низкая стрессоустойчивость организма, может быть опасен для здоровья, приводить к его резкому ухудшению и даже к гибели.

Важнейшим показателем здоровья человека является его работоспособность, то есть способность быстро и качественно осуществлять физическую и умственную деятельность. Во время выполнения любой работы закономерно сменяют друг друга фазы врабатывания (то есть повышения работоспособности), высокой работоспособности, снижения работоспособности, первая фаза утомления и вторая фаза утомления. Смена этих фаз обусловлена изменением состояния нервных центров, обеспечивающих выполнение данной деятельности. Продолжение деятельности вплоть до развития второй фазы утомления, во время которой наблюдается резкий спад скорости и ухудшение качества работы, не опасно и даже полезно для организма. При этом происходит тренировка работоспособности, ее повышение, но только при условии последующего отдыха, смены деятельности. Если же режим работы не позволяет восстанавливать ресурсы организма, развивается переутомление. А это состояние уже нельзя считать естественным, оно ведет к снижению здоровья и развитию заболеваний. Изучение закономерностей изменения работоспособности взрослых и детей позволило разработать научно обоснованные нормативы, регламентирующие режим труда и отдыха. Так была определена восьмичасовая продолжительность рабочего дня, сорокаминутная продолжительность урока, длительность перемен, количество уроков в разные дни недели. Отступление от этих нормативов опасно для здоровья взрослых и детей.