По очной форме обучения
Наименование темы (раздела) дисциплины | Коды специальностей отраслей или областей, специали- заций, учебные планы которых включают дисциплину «Концепции современного естествознания» | |||||
04020165 (020300) | 05050165 (030502.04, 030503.04, 030504.04) | |||||
Количество аудиторных часов | ||||||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Раздел 1. Особенности биологического уровня организации материи | 2 | 2 | - | 2 | - | - |
1.1. Определение понятия “жизнь”. Особенности биологической формы организации материи. Система органического мира Земли. | 1 |
|
| 1 |
|
|
1.2. Клетка как структур-ная и функциональная единица живого | 0,5 |
|
| 0,5 |
|
|
1.3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке | 0,5 |
|
| 0,5 |
|
|
Раздел 2. Происхождение жизни на Земле | 2 | - | - | 2 | - | - |
2.1. Абиотические взгляды на происхождение жизни | 1 |
|
| 1 |
|
|
2.2. Современные концеп ции происхождения жизни. Формирование биосферы Земли | 1 |
|
| 1 |
|
|
Раздел 3. Принципы воспроизводства и развития живых систем | 4 | 2 | - | 2 | 2 | - |
3.1. Жизненный цикл клетки. Размножение организмов | 2 | 1 |
| 1 | 1 |
|
3.2. Индивидуальное развитие организмов | 2 | 1 |
| 1 | 1 |
|
Раздел 4. Принципы эволюции. Генетика и эволюция
| 4 | 6 | - | 4 | 4 | - |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4.1. Эволюция биологичес ких систем. Доказательства иэтапы биологической эволюции | 1 | 1 |
| 1 | 1 |
|
4.2. Основные теории эволюции. Эволюционное учение Ч.Дарвина | 1 | 1 |
| 1 | 1 |
|
4.3. Генетика - наука о зако- номерностях наследствен -ности и изменчивости | 1 | 1 |
| 1 | 1 |
|
4.4. Генетика и эволюция. Синтетическая теория эволюции | 0,5 | 1 |
| 0,5 | 0,5 |
|
4.5. Антропогенез. Биоло-гические законы и общество | 0,5 | 2 |
| 0,5 | 0,5 |
|
Раздел 5. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы | 2 | 2 | - | 2 | - | - |
5.1. Биологическое многообразие. Критерии эволюционного прогресса | 1 | 1 |
| 1 |
|
|
5.2. Биоразнообразие как основа устойчивости биосферы | 1 | 1 |
| 1 |
|
|
Раздел 6. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность | 2 | 2 | - | 2 | 2 | - |
6.1. Физиология человека | 0,5 | 0,5 |
| 0,5 | 0,5 |
|
6.2. Сущность и истоки человеческого сознания | 0,5 | 0,5 |
| 0,5 | 0,5 |
|
6.3. Физиология, здоровье и болезнь | 0,5 | 0,5 |
| 0,5 | 0,5 |
|
6.4. Эмоции, творчество, работоспособность | 0,5 | 0,5 |
| 0,5 | 0,5 |
|
Раздел 7. Человек, биосфера и космические циклы. Биоэтика | 2 | 6 | - | 2 | 2 | - |
7.1. Место человека в истории Земли. Гелиобиологическая концепция | 0,5 | 1 |
| 1 | 1 |
|
7.2. Необратимость времени. Самоорганизация в живой природе
| 0,5 | 1 |
| 1 | 1 |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7.3. Учение о биосфере. Эволюция биосферы | 0,5 | 1 |
| - | - |
|
7.4. Ноосфера | 0,5 | 1 |
| - | - |
|
7.5. Основы экологии. Экологический кризис | - | 1 |
| - | - |
|
7.6 Биоэтика | - | 1 |
| - | - |
|
Раздел 8. Принципы универсального эволюционизма | 2 | - | - | 2 | - | - |
8.1. Эволюционно-синергетическая парадигма | 1 |
|
| 1 |
|
|
8.2. Принципы универсального эволюционизма | 1 |
|
| 1 |
|
|
Раздел 9. Путь к единой культуре | 2 | - | - | 2 | - | - |
9.1. Кризис современной культуры, его причины | 1 |
|
| 1 |
|
|
9.2. Принципы становления единой культуры | 1 |
|
| 1 |
|
|
ИТОГО по видам занятий | 22 | 20 | - | 20 | 10 | - |
ВСЕГО по дисциплине | 42 | 30 |
Таблица 10
Тематический план изучения дисциплины «Концепции современного знания»
- Екатеринбург 2007
- Заведующий кафедрой общей физики а.С. Борухович
- Председатель методической комиссии ипи ргппу в.Ф. Журавлев
- Введение
- Раздел1 базируется на материале таких основных естественных наук, как физика, химия, биология и, связанных с ними, наук – астрономия, геология, экология и т.Д.
- Раздел 2 основан на биологии и экологии и раскрывает концепции биологической картины мира.
- Раздел 1. Современные концепции физической картины мира (микромир, макромир и мегамир) и представления о саморганизации в
- 1. Виды и объёмы учебной работы, график изучения дисциплины
- Виды и объёмы учебной работы, график изучения дисциплины «Концепции современного естествознания»
- 2. Тематический план изучения дисциплины
- 3. Содержание тем ( разделов) дисциплины
- 3.2. Пространство, время, симметрия
- 3.4 Порядок и беспорядок в природе
- 3.4.1 Механический детерминизм. Хаотическое поведение динамических
- 3.4.3 Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношения неопределенностей
- 3.5.2 Космогония. Геологическая эволюция
- 4.Темы практических занятий ( семинар, лабораторный практикум )
- Раздел 2. Современные концепции биологической картины мира и представления самоорганизации в живой природе
- 2. Тематический план изучения дисциплины
- По очной форме обучения
- По очной форме обучения
- По очной форме обучения
- 3. Наименование тем лекций и их содержание
- 3.1. Особенности биологического уровня организации материи
- 3.2. Происхождение жизни на Земле.
- 3.3. Принципы воспроизводства и развития живых систем
- 3.4. Принципы эволюции. Генетика и эволюция
- 3.5. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы
- 3.6. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность
- 3.7. Человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе. Биоэтика
- 3.8. Принципы универсального эволюционизма
- 3.9. Путь к единой культуре
- 4. Темы семинарских занятий, объем в часах.
- 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.