3. Содержание тем ( разделов) дисциплины
В данной учебной программе отражены как содержание дисциплины «Концепции современного естествознания» (КСЕ) в государственных образовательных стандартах (ГОС) высшего профессионального образования (ВПО), так и аттестационных педагогических материалов (АПИМ), используемых в рамках Интернет-экзамена в сфере профессионального образования. Структура программы дисциплины КСЕ отражает структуру дидактических единиц (ДЕ) материалов АПИМ.
3.1. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины Мира
3.1.1 Научный метод
Понятия: метод, научный метод познания; уровни научного познания: эмпирический, теоретический; критерии научного знания; определения методов научного познания; свойства научного знания; требования к научным гипотезам; функции науки; принцип соответствия, соотношение абсолютной и относительной истин, область применимости теории.
3.1.2 Естествознание и его роль в культуре
Понятия: естествознание; естественные науки, их иерархию; процесс интеграции и дифференциации наук; различия естественнонаучного и гуманитарного знания; суть проблемы двух
3.1.3 Этика научных исследовании. Псевдонаука
Этические принципы научных исследований; различия между наукой и псевдонаукой; разновидности псевдонауки; понятия о биоэтике, евгенике, генной инженерии, клонировании трансплантации, эвтаназии
3.1.4 Формирование научных программ
Основы формирования трех научных программ - атомистической, континуальной и математической.
3.1.5 Естественнонаучные картины мира
Основные естественнонаучные картины мира; отличие научной картины мира от научной теории и от художественного образа; фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная картина мира; развитие представлений о материи, о движении, о взаимодействии, о причинности и закономерности, космологических представлений в научных картинах мира.
3.1.6 Развитие представлений о материи
Понятие о материи, ее формах; понятие о веществе в механической картине мира; атомно-молекулярное учение (работы А. Лавуазье, М.В. Ломоносова); учение о составе (закон Ж. Пруста и теория Дж. Дальтона); учение о строении вещества (теория А.М. Бутлерова).
3.1.7 Развитие представлений о движении
Понятия: движение, волна; формы движения; основные характеристики механического движения: материальная точка, траектория, скорость, ускорение, путь, сила, импульс тела, момент импульса, механическая работа; 1 и 2 законы Ньютона; виды и характеристики волн: скорость, длина волны, частота; общие свойства волн: дифракция, интерференция, поляризация
Развитие представлений о взаимодействии 3-й закон Ньютона; виды и характеристики фундаментальных взаимодействий, принципы дальнодействия, близкодействия; полевой и квантово-полевой механизм передачи взамодействия; принцип суперпозиции.
- Екатеринбург 2007
- Заведующий кафедрой общей физики а.С. Борухович
- Председатель методической комиссии ипи ргппу в.Ф. Журавлев
- Введение
- Раздел1 базируется на материале таких основных естественных наук, как физика, химия, биология и, связанных с ними, наук – астрономия, геология, экология и т.Д.
- Раздел 2 основан на биологии и экологии и раскрывает концепции биологической картины мира.
- Раздел 1. Современные концепции физической картины мира (микромир, макромир и мегамир) и представления о саморганизации в
- 1. Виды и объёмы учебной работы, график изучения дисциплины
- Виды и объёмы учебной работы, график изучения дисциплины «Концепции современного естествознания»
- 2. Тематический план изучения дисциплины
- 3. Содержание тем ( разделов) дисциплины
- 3.2. Пространство, время, симметрия
- 3.4 Порядок и беспорядок в природе
- 3.4.1 Механический детерминизм. Хаотическое поведение динамических
- 3.4.3 Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношения неопределенностей
- 3.5.2 Космогония. Геологическая эволюция
- 4.Темы практических занятий ( семинар, лабораторный практикум )
- Раздел 2. Современные концепции биологической картины мира и представления самоорганизации в живой природе
- 2. Тематический план изучения дисциплины
- По очной форме обучения
- По очной форме обучения
- По очной форме обучения
- 3. Наименование тем лекций и их содержание
- 3.1. Особенности биологического уровня организации материи
- 3.2. Происхождение жизни на Земле.
- 3.3. Принципы воспроизводства и развития живых систем
- 3.4. Принципы эволюции. Генетика и эволюция
- 3.5. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы
- 3.6. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность
- 3.7. Человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе. Биоэтика
- 3.8. Принципы универсального эволюционизма
- 3.9. Путь к единой культуре
- 4. Темы семинарских занятий, объем в часах.
- 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.