logo
КСЕ

3. Содержание тем ( разделов) дисциплины

В данной учебной программе отражены как содержание дисциплины «Концепции современного естествознания» (КСЕ) в государственных образовательных стандартах (ГОС) высшего профессионального образования (ВПО), так и аттестационных педагогических материалов (АПИМ), используемых в рамках Интернет-экзамена в сфере профессионального образования. Структура программы дисциплины КСЕ отражает структуру дидактических единиц (ДЕ) материалов АПИМ.

3.1. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины Мира

3.1.1 Научный метод

Понятия: метод, научный метод познания; уровни научного познания: эмпирический, теоретический; критерии научного знания; определения методов научного познания; свойства научного знания; требования к научным гипотезам; функции науки; принцип соответствия, соотношение абсолютной и относительной истин, область применимости теории.

3.1.2 Естествознание и его роль в культуре

Понятия: естествознание; естественные науки, их иерархию; процесс интеграции и дифференциации наук; различия естественнонаучного и гуманитарного знания; суть проблемы двух

3.1.3 Этика научных исследовании. Псевдонаука

Этические принципы научных исследований; различия между наукой и псевдонаукой; разновидности псевдонауки; понятия о биоэтике, евгенике, генной инженерии, клонировании трансплантации, эвтаназии

3.1.4 Формирование научных программ

Основы формирования трех научных программ - атомистической, континуальной и математической.

3.1.5 Естественнонаучные картины мира

Основные естественнонаучные картины мира; отличие научной картины мира от научной теории и от художественного образа; фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная картина мира; развитие представлений о материи, о движении, о взаимодействии, о причинности и закономерности, космологических представлений в научных картинах мира.

3.1.6 Развитие представлений о материи

Понятие о материи, ее формах; понятие о веществе в механической картине мира; атомно-молекулярное учение (работы А. Лавуазье, М.В. Ломоносова); учение о составе (закон Ж. Пруста и теория Дж. Дальтона); учение о строении вещества (теория А.М. Бутлерова).

3.1.7 Развитие представлений о движении

Понятия: движение, волна; формы движения; основные характеристики механического движения: материальная точка, траектория, скорость, ускорение, путь, сила, импульс тела, момент импульса, механическая работа; 1 и 2 законы Ньютона; виды и характеристики волн: скорость, длина волны, частота; общие свойства волн: дифракция, интерференция, поляризация

      1. Развитие представлений о взаимодействии 3-й закон Ньютона; виды и характеристики фундаментальных взаимодействий, принципы дальнодействия, близкодействия; полевой и квантово-полевой механизм передачи взамодействия; принцип суперпозиции.