3.7. Человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе. Биоэтика
Человек, биосфера и космические циклы. Человек как сложная система и часть многоуровневых сложных систем – Природы и Общества. Место человека в истории Земли.
Влияние космических факторов на биологические и социальные процессы на Земле. Гелиобиологическая концепция (А.Л. Чижевский).
Социобиология о природе человека. Понятие генно-культурной коэволюции
Необратимость времени.
Самоорганизация материи как отражение фундаментального принципа Природы – развитие от простого к сложному. Самоорганизация в живой природе. Самоорганизующиеся системы, их классы. Общие закономерности самоорганизации. Условия самоорганизации. Механизмы самоорганизации. Эволюция самоорганизующихся систем. Точка бифуркации. Деградация и самоорганизация как возможные пути эволюции.
Учение о биосфере. Концепция биосферы. Состав современной биосферы – живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Границы биосферы и ее строение. Распределение живого вещества в биосфере. Роль и функции живого вещества. Круговорот веществ в природе и превращение энергии в биосфере. Биосфера как система, ее иерархическая организация.
Устойчивость биосферы. Стабильность, устойчивость и непрерывность развития биосферы как следствие деятельности живого вещества и его разнообразия.
Эволюция биосферы: влияние живого вещества на геологические процессы, первичное разнообразие жизни, появление новых и усложнение старых трофических связей, увеличение эффективности преобразования энергии и вещества биологическими системами, человеческий фактор – мощная природная движущая сила.
Биосфера и космические циклы: влияние солнечного излучения, гравитационных сил, магнитных полей Солнца, Луны и др. Цикличность процессов как свойство Вселенной. Гипотеза цикличности эволюции. Концепция А. Л. Чижевского о солнечно-земных связях. Взаимовлияние космоса и Земли.
Этапы эволюции биосферы. Биосфера и феномен человека. Взаимоотношение понятий: «природа», «географическая среда», «окружающая среда». Влияние природы на человека. Географический детерминизм. Окружающая среда, ее компоненты. Влияние человека на природу. Техносфера.
Ноосфера в представлении Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден. Учение Вернадского о ноосфере. Место человека в развитии системы «человек-природа».
Противоречия в системе: природа – биосфера – человек. Необратимость и неизбежность преобразования биосферы.
Основы экологии. Экологические факторы. Абиотические и биотические факторы среды, характер их действия на живой организм. Лимитирующие факторы. Понятие экологической ниши. Основные пути приспособления организмов к условиям среды. Биоритмы и их роль в механизмах адаптации. Аутэкология. Синэкология. Экологическая характеристика вида. Экология сообществ. Понятие экологической системы. Основные характеристики экосистемы. Биогеоценоз: определение, структура, отношения организмов в биогеоценозе. Пищевые взаимоотношения организмов. Цепи питания. Экологическая пирамида.
Экологический кризис и его специфика. Симптомы экологического кризиса. Глобальный экологический кризис. Особенности экологической проблемы в современной России. Ресурсная и биосферная модели при определении порога устойчивости Земли.
Охрана окружающей среды и рациональное природопользование. Принципы устойчивого развития.
Биоэтика. Определение биоэтики. Значение биоэтики как механизма регулирования поведения людей. Причины выделения биоэтики в особую сферу. Принципы биоэтики. Социально-этические проблемы евгеники, генной инженерии человека, эвтаназии, права на аборт, реанимации, трансплантологии, трансексуальной хирургии.
- Екатеринбург 2007
- Заведующий кафедрой общей физики а.С. Борухович
- Председатель методической комиссии ипи ргппу в.Ф. Журавлев
- Введение
- Раздел1 базируется на материале таких основных естественных наук, как физика, химия, биология и, связанных с ними, наук – астрономия, геология, экология и т.Д.
- Раздел 2 основан на биологии и экологии и раскрывает концепции биологической картины мира.
- Раздел 1. Современные концепции физической картины мира (микромир, макромир и мегамир) и представления о саморганизации в
- 1. Виды и объёмы учебной работы, график изучения дисциплины
- Виды и объёмы учебной работы, график изучения дисциплины «Концепции современного естествознания»
- 2. Тематический план изучения дисциплины
- 3. Содержание тем ( разделов) дисциплины
- 3.2. Пространство, время, симметрия
- 3.4 Порядок и беспорядок в природе
- 3.4.1 Механический детерминизм. Хаотическое поведение динамических
- 3.4.3 Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношения неопределенностей
- 3.5.2 Космогония. Геологическая эволюция
- 4.Темы практических занятий ( семинар, лабораторный практикум )
- Раздел 2. Современные концепции биологической картины мира и представления самоорганизации в живой природе
- 2. Тематический план изучения дисциплины
- По очной форме обучения
- По очной форме обучения
- По очной форме обучения
- 3. Наименование тем лекций и их содержание
- 3.1. Особенности биологического уровня организации материи
- 3.2. Происхождение жизни на Земле.
- 3.3. Принципы воспроизводства и развития живых систем
- 3.4. Принципы эволюции. Генетика и эволюция
- 3.5. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы
- 3.6. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность
- 3.7. Человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе. Биоэтика
- 3.8. Принципы универсального эволюционизма
- 3.9. Путь к единой культуре
- 4. Темы семинарских занятий, объем в часах.
- 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.