Методические указания к разделу «Охрана лесов от пожаров»
Лесной пожар это стихийное, неуправляемое распространение огня в лесу или на землях лесного фонда. Лесные пожары принято разделять на три вида: низовые, верховые и подземные. При изучении видов лесных пожаров важно уяснить их характеристику: что горит, в какой период возникает данный вид пожара, какова скорость распространения огня.
Обратите внимание на изучение особенностей возникновения, распространения и поведения лесных пожаров в зависимости от рельефно-ландшафтных, растительных, погодных и других условий. Эти знания необходимы для принятия решения о наиболее целесообразной организации тушения и безопасности лиц, участвующих в тушении пожара.
Пожарная опасность в лесу обусловливается типом лесорастительной формации и погодными условиями, поэтому важно знать шкалу оценки лесных участков по степени опасности возникновения пожаров и шкалу классов пожарной опасности по условиям погоды.
Следует иметь четкое представление о системе противопожарных мероприятий, включающих:
1. Противопожарную профилактику.
1.1 Предупреждение возникновения лесных пожаров (противопожарная пропаганда, разъяснительная и воспитательная работа; регулирование посещаемости лесов населением, лесная рекреация; контроль за соблюдением правил пожарной безопасности).
1.2 Ограничение распространения лесных пожаров (создание системы противопожарных барьеров; повышение пожароустойчивости насаждений регулированием состава древостоев; своевременная очистка от захламленности лесных участков; проведение санитарных рубок; создание сети лесных дорог, противопожарных водоемов).
1.3. Организационно-технические мероприятия (разработка и утверждение оперативных противопожарных планов; подготовка территории к авиационному обслуживанию; подготовка кадров лесхозов, лесопользователей и местного населения методам и формам предупреждения возникновения лесных пожаров, а также способам борьбы с ними; организация семинаров и смотров готовности к пожароопасному сезону лесопожарных служб и лесной охраны).
2. Мероприятия по обнаружению лесных пожаров (получение сведений о пожарной опасности, доведение их до лесной охраны; наземное и авиационное патрулирование и организация наблюдения за лесом с пожарно-наблюдательных вышек, пожарно-наблюдательных мачт, пожарно-наблюдательных пунктов, искусственных спутников Земли и т.д.; организация связи для получения сведений о возникновении лесных пожаров).
3. Организация борьбы с лесными пожарами (регламентация работы лесопожарных служб в зависимости от уровня пожарной опасности и фактической горимости лесов; организация связи при тушении лесных пожаров; организация доставки сил и средств пожаротушения к местам работ; организация тушения лесных пожаров).
4. Ликвидация последствий лесных пожаров (обследование гарей и горельников, очистка площадей, подготовка к лесовосстановлению и лесовосстановление).
Особое внимание уделите изучению протокола о лесном пожаре. Он составляется в течение 3-5 дней после окончания работ по тушению пожара. Протокол составляет руководитель тушения. К протоколу прилагается схематический план (чертеж) пожара. На основании плана производят расчет ущерба, причиненного пожаром, который включает стоимость: сгоревшей и поврежденной на корню древесины; погибших молодняков естественного и искусственного происхождения; сгоревшей заготовленной древесины, сена и другой лесной продукции; сгоревших и поврежденных жилых и производственных зданий и сооружений; работ по очистке площади, пройденной огнем, и лесовосстановления; потерь от снижения возможности побочного пользования; экологического ущерба; других потерь лесного хозяйства; затраты на тушение, включая затраты собственных средств, оплату привлеченных сил и средств, а также дополнительные затраты на ведение лесного хозяйства (рубки ухода, санитарные рубки, уборка захламленности и другие мероприятия) на площадях, пройденных огнем.
- 080502.65 Экономика и управление на предприятии
- 1. Пояснительная записка
- 1.1 Основные положения учебной дисциплины
- 1.2 Цель и задачи учебной дисциплины
- 1.3 Краткая характеристика дисциплины
- 1.4 Межпредметные связи учебной дисциплины
- 2 Содержание учебной дисциплины
- 2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
- 2.2 Распределение часов дисциплины по темам и видам работ
- 2.3 Содержание учебного материала дисциплины
- 3 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 3.1 Методические рекомендации для преподавателя
- 3.2 Методические указания для студентов
- 3.2.1 План практических и семинарских занятий
- 3.2.2 Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Методические указания к разделу «Вредители леса»
- Вопросы для самоконтроля
- Методические указания к разделу «Болезни леса»
- Вопросы для самоконтроля
- Методические указания к разделу «Методы лесозащиты»
- Вопросы для самоконтроля
- Методические указания к разделу «Охрана лесов от пожаров»
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы к контрольной работе
- 4 Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины, формы текущего промежуточного и итогового контроля
- 4.1 Требования к уровню освоения программы учебной дисциплины
- 4.2 Формы текущего промежуточного и итогового контроля знаний студентов
- 4.3 Текущая проверка знаний по разделам Тест к разделу I «Вредители леса»
- I вариант
- Тест к разделу I «Вредители леса»
- II вариант
- Проверочная работа по разделу «Болезни леса»
- 4.4 Примерный перечень вопросов для экзамена по дисциплине
- 4.5 Критерий оценки знаний студентов на экзамене
- 3. Не даны ответы на вспомогательные и дополнительные вопросы преподавателя.
- Глоссарий
- Контрольная работа
- Содержание
- 1 Пояснительная записка 3
- 1.1 Основные положения учебной дисциплины 3
- 4 Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины,