§7.1. Химические явления и их сущность
Сущность химических явлений
Изучение химических явлений основывается на фундаментальных принципах физической картины мира и вносит большой вклад в описание явлений живой и неживой природы.
Простейшим носителем химических свойств служит атом (в том числе ионизированный) — система, состоящая из ядра и движущихся вокруг него (в его электрическом поле) электронов. В результате химического взаимодействия атомов образуются молекулы (радикалы, ионы, атомные кристаллы) - системы, состоящие из нескольких ядер, в общем поле которых движутся электроны. При химическом взаимодействии молекул одна конфигурация ядер и электронов разрушается и образуется новая. Акт химического взаимодействия состоит в образовании новых электронных (молекулярных) орбиталей.
В химических реакциях участвуют не отдельные частицы, а их большие коллективы — вещества, причем химическое изменение сопровождается появлением новых химических индивидов, или химических веществ. Химическим индивидом обычно называют наименьшее количество вещества, повторением которого в пространстве можно воспроизвести данное вещество. Таким образом, химическими индивидами будут атомы в атомной решетке простого вещества (поэтому графит и алмаз, которые содержат атомы углерода С в своих кристаллических решетках, являются одним и тем же химическим индивидом) или группы атомов в составе сложного атомного вещества (SiC в решетке карбида кремния), молекулы в веществе молекулярного строения (Н2О в воде), ионные пары или более сложные ионные комплексы в ионном веществе (NaCl в поваренной соли, Na2CO3·10Н2О в кристаллической соде) и т.д. При таком определении изменение агрегатного состояния, полиморфный переход, механическое разрушение, образование некоторых растворов (например, газовых) нельзя назвать химическими явлениями.
Химические явления определяют развитие неживой и живой природы и отличаются от других, рассматриваемых в естествознании. Так, геолого-географические явления отличаются от химических участием во взаимодействии не веществ, а вещественных систем в литосфере, атмосфере, гидросфере и т.д., а также макромасштабами взаимодействий. Увеличение количества (массы) реагирующих участников процесса приводит к новым, отсутствующим в химии, закономерностям; примером может служить несмешиваемость вод Гольфстрима с окружающими их водами северных морей. Один из простейших носителей биологических явлений - клетка. В отличие от химических реакций, протекающих в неживых системах и основанных на статистических столкновениях беспорядочно распределенных в пространстве молекул, в клетке реагируют молекулы, пространственно закрепленные на матрице. Следовательно, в первом приближении есть возможность выделить химические явления среди других.
Изучение химических явлений требовалось человеку преимущественно для того, чтобы получать из природных веществ все необходимые ему материалы - металлы и керамику, известь и цемент, стекло и бетон, красители и фармацевтические препараты и т.д. Поэтому все химические знания объединяет главная задача — получение веществ с заданными свойствами. Чтобы реализовать эту задачу, надо уметь из одних веществ производить другие, т.е. осуществлять их качественные превращения. А поскольку качество - это совокупность свойств вещества, то следует знать, как именно управлять его свойствами, знать, от чего они зависят; иначе говоря, требуется решать проблему генезиса свойств вещества. В различные исторические эпохи эта проблема решалась по-разному.
Основные концептуальные системы химии
При всем многообразии химических явлений выделяют четыре основные концептуальные системы [15]. Эти системы появлялись последовательно во времени, причем каждая новая химическая концепция возникала на основе научных достижений предыдущей (рис. 7.1).
Первая химическая концепция - учение о составе - возникла в 1660-х гг. и связана с исследованием свойств веществ в зависимости от их химического состава. В период с середины XVII до второй половины XIX в. учение о составе веществ представляло собой практически всю химию. В настоящее время в ее рамках рассматриваются проблемы периодичности, стехиометрии (соотношения между количествами вступивших в реакцию реагентов и образующихся продуктов), а также физико-химический анализ как основа изучения многокомпонентных систем на основе построения диаграмм состав-свойство.
В 1800-е гг., когда стало очевидным, что свойства веществ и их качественное разнообразие обусловливаются не только составом, но и структурой молекул, возникла концепция структурной химии, предполагающая исследование структуры, т.е. способа взаимодействия элементов. Эта концепция опирается на атомно-молекулярную концепцию строения вещества. Развитие современной структурной химии связано с познанием в области квантово-механической теории строения атома, химической связи и строения вещества.
Третья концептуальная система - учение о химическом процессе - в 1950-е гг. завершает свой этап становления. В основании ее лежит представление о химической кинетике и химической термодинамике, а в ее рамках исследуются внутренние механизмы и условия протекания химических процессов (скорости протекания процессов, температура, давление и т.п., влияние катализаторов, ингибиторов и пр.).
Идеи четвертой концептуальной системы — эволюционной химии,- были сформулированы в 1970-х гг. Эта система находится в стадии становления. В центре ее внимания — открытые высокоорганизованные химические системы, развитие которых приводит к возникновению биологической формы движения. Эволюционная химия включает в себя учение об эволюционном катализе (теории саморазвития химических систем), а также теории биоорганической и бионеорганической химии.
- Оглавление
- Глава 1
- § 1.1. Естественно-научная и гуманитарная культуры
- § 1.2. Классификация наук и отраслей естествознания
- § 1.3. Естествознание и религия
- § 1.4. Естествознание и философия
- § 1.5. Естествознание и математика
- Глава 2
- § 2.1. Сущность научного знания
- § 2.2. Средства и методы науки
- § 2.3. Структура и уровни научного знания
- § 2.4. Этические проблемы в науке
- Глава 3
- § 3.1. История естествознания и модели развития науки
- § 3.2. Традиции и новации в истории естествознания
- § 3.3. Этапы становления современного естествознания
- § 3.4. История отраслей естествознания
- Глава 4
- § 4.1. Системный подход
- § 4.2. Модели и моделирование систем
- § 4.3. Системные исследования
- Глава 5
- § 5.1. Пространство и время в естествознании
- § 5.2. Свойства пространства и времени
- § 5.3. Методы оценки пространства
- § 5.4. Методы оценки времени
- Глава 6
- § 6.1. Иерархичность миров и границы нашего познания
- § 6.2. Концепции макромира и классическая механика
- § 6.3. Концепции мегамира и теория относительности
- § 6.4. Концепции микромира и квантовая механика
- § 6.5. Концепции возникновения и развития Вселенной
- Глава 7
- §7.1. Химические явления и их сущность
- § 7.2. Химический состав вещества
- § 7.3. Химическая структура вещества
- § 7.4. Химические процессы
- § 7.5. Химическая эволюция
- Глава 8
- § 8.1. Форма и строение Земли
- § 8.2. Вещественный состав и строение земной коры
- § 8.3. Гидросфера и атмосфера Земли
- § 8.4. Геодинамические процессы
- § 8.5. Возникновение и геологическая история Земли
- Глава 9
- § 9.1. Сущность и уровни организации жизни
- § 9.2. Концепции возникновения жизни
- § 9.3. Эволюционное учение в биологии
- § 9.4. Развитие жизни на Земле
- § 9.5. Человек: феномен, происхождение, биоэтика
- Глава 10
- § 10.1. Основные свойства географической оболочки
- § 10.2. Функционирование географической оболочки
- § 10.3. История развития географической оболочки
- § 10.4. Географическая среда и глобальные проблемы человечества
- Глава 11
- § 11.1. Глобальный эволюционизм
- § 11.2. Самоорганизация как элементарный процесс эволюции
- § 11.3. Закономерности самоорганизации и эволюционного процесса