logo
учебник по естествознинию / Концепции современного естествознания_Бондарев В

§ 9.5. Человек: феномен, происхождение, биоэтика

Человек в системе животного мира

Человек — общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек познает и изменяет мир и самого себя, творит культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства.

Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса — антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны [2, 21, 31, 38]. На планете Земля людям принадлежит уникальное место среди других существ, что обусловлено приобретением ими в процессе антропогенеза особого качества — социальной сущности. Это означает, что уже не биологические механизмы, а в первую очередь общественное устройство, производство, труд обеспечивают выживание, расселение, благополучие человечества. Однако социальность не противопоставляет людей остальной живой природе. Приобретение этого качества указывает лишь на то, что после некоторого момента развитие представителей вида Homo sapiens подчиняется законам не только биологического, но и в существенной степени общественного развития. Однако человек остается включенным в систему органического мира. Люди составляют своеобразный, но неотъемлемый компонент биосферы. Вследствие животного происхождения жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, которые составляют его биологическое наследство.

Существует несколько точек зрения на соотношение социального и биологического в онтогенезе человека. Концепция панбиологизма исходит из того, что индивидуальное развитие человека целиком обусловлено генами, т.е. биологическими факторами. Согласно концепции пансоциологизма, все люди рождаются с одинаковыми биологическими задатками, а основную роль в развитии их способностей играет социальная среда. Еще одна концепция утверждает, что наследуются не сами способности как таковые, а лишь их задатки, в большей или меньшей степени проявляющиеся и реализующиеся в условиях социальной среды.

Общие принципы строения организма человека заложены в период возникновения первой клетки и формирования генетического кода. План строения тела человека такой же, как у всех представителей типа хордовых (см. рис. 9.2). Принадлежность человека к подтипу позвоночных определяется наличием осевого скелета в виде позвоночника, покровных тканей (черепа), защищающих переднюю часть нервной трубки, двух пар конечностей. Четырехкамерное сердце и редукция одной из двух дуг аорты, теплокровность, сильно развитая кора больших полушарий головного мозга, млечные железы, волосы на поверхности тела, дифференциация зубов на резцы, клыки и коренные свидетельствуют о принадлежности человека к классу млекопитающих. Зародыш человека развивается в теле матери и питается через плаценту, что определяет его положение в подклассе плацентарных. Такие признаки, как конечности хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным), замена когтей плоскими ногтями, наличие одной пары млечных желез, у мужских особей семенники, спущенные в мошонку, хорошо развитые ключицы, замена молочных зубов на постоянные в ходе онтогенеза, наличие слепой кишки и др., позволяют отнести человека к отряду приматов. Эти признаки во многом предопределили ход эволюции отряда, приведшей к возникновению человека.

Характерные признаки человека как представителя отряда приматов хорошо объясняются приспособлением его к окружающей среде. Так, приспособления к древесному образу жизни у предка человека обусловили: способность его рук к тонким и разнообразным движениям, а также характер развития пищеварительной системы и снижение рождаемости. Последнее привело к расширению возможностей обучения потомства.

Особое значение имеет развитие у приматов специфического органа - мозга. Передвижение по деревьям в разных направлениях, на различные расстояния и с меняющейся скоростью, новой ориентировкой и новым прицелом перед прыжком определило высокое развитие ряда отделов мозга, особенно двигательных. Объем мозга в целом возрастает главным образом за счет коры больших полушарий, в которой увеличивается число борозд (извилин). Большая затылочная доля мозга связана с усложнением зрительных образов. При этом возрастает острота зрения, глазницы перемещаются с боковой поверхности на переднюю, благодаря чему поля зрения перекрываются и формируется бинокулярное зрение, которое дает стереоскопический эффект, позволяющий оценивать расстояния. Усложнение лобных долей объясняется необходимостью управлять мышечной деятельностью и голосовым аппаратом. Потребность в более совершенном различении звуков, нужном для звуковой сигнализации, привела к усложнению височных долей. Прогрессивно развивался мозжечок. Все эти изменения вызвали совершенно новое явление в эволюции мозга - доминирование (преобладание) коры больших полушарий над деятельностью низших мозговых центров. Увеличение мозга и преобразование органов чувств сопровождались ростом размеров лобной, теменной и затылочной костей черепа (рис. 9.3).

Такие признаки, как редукция хвостового отдела позвоночника, наличие аппендикса, большое количество извилин коры полушарий головного мозга, четыре основные группы крови, развитие мимической мускулатуры и др., позволяют отнести человека к подотряду человекообразных обезьян (антропоидов), или высших приматов. В этом подотряде выделяют надсемейство гоминид, которое включает человека и человекообразных обезьян. Наконец, семейство гоминид объединяет вид «человек разумный» и ископаемых людей (питекантропы, синантропы, неандертальцы и некоторые австралопитеки).

Особое значение для доказательства животного происхождения человека как результата длительной эволюции позвоночных имеет следующее обстоятельство. В эмбриональном периоде развития у зародыша человека закладываются двухкамерное сердце, шесть пар жаберных дуг, хвостовая артерия - признаки рыбообразных предков. От амфибий человек унаследовал плавательные перепонки между пальцами, которые имеются у зародыша. У новорожденных и детей до 5 лет наблюдается несовершенная терморегуляция, что указывает на происхождение от животных с непостоянной температурой тела. Головной мозг плода гладкий, без извилин, как у примитивных млекопитающих мезозойской эры. У шестинедельного зародыша имеется несколько пар млечных желез, закладывается также хвостовой отдел позвоночника, который затем редуцируется и превращается в копчик.

В XIX в. Φ. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон, согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида, к которому эта особь относится. В соответствии с этим законом рассмотренные выше и многие другие признаки, возникающие у человека в эмбриональном периоде развития, могут быть интерпретированы как повторение признаков предков, причем эмбрионы всех позвоночных животных на ранних стадиях развития более сходны друг с другом, чем на более поздних.

Человек как вид имеет специфические, присущие только ему особенности: прямохождение, мощно развитую мускулатуру нижних конечностей, сводчатую стопу с сильно развитым первым пальцем, подвижную кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, очень большой мозг по отношению к массе тела, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого отдела черепа, очень длительный период, предшествующий половому созреванию, членораздельную речь, общественный образ жизни. Эти особенности строения и физиологии человека - результат эволюции его животных предков.

Этапы антропогенеза

По современным представлениям, которые восходят к взглядам Ч. Дарвина, человек произошел от высокоразвитых обезьян. Эта гипотеза, называемая симиальной, имеет ряд модификаций. Рассмотрим одну из них. Многие независимые данные разных отраслей биологии подтверждают наибольшую близость человека к африканским человекообразным обезьянам (понгидам), в первую очередь к шимпанзе. Ранние этапы эволюции общего понгидно-гоминидного ствола представлены североафриканским египтопитеком и группой дриопитеков, особенно древнейшим африканским дриопитеком из Кении, возраст которого примерно 20 млн лет. Предполагают, что отделение собственно гоминидной ветви эволюции произошло не ранее 14—15 млн лет и не позднее 6 млн лет назад. Основными тенденциями гоминизации считают прямохождение, увеличение объема мозга, прежде всего новой коры, и дифференциацию его структуры, развитие руки как органа труда, удлинение периода роста и развития, освоение нового способа поведения - адаптацию к трудовой деятельности, что означало образование принципиально иной адаптационной ниши. Эволюция гоминид была неравномерной. По-видимому, скорость морфологических изменений не совпадала полностью с темпами биохимической эволюции; не было строгого соответствия прогресса морфофункциональной организации и культуры.

Примерно 5 млн лет назад гоминиды были представлены двуногими человекообезьянами - австралопитековыми, которые 4,5—1 млн лет назад довольно широко распространились в Африке, а возможно, и за ее пределами. В одной из периферийных популяций ранних австралопитековых могли сформироваться первые представители рода Homo, сосуществовавшие с австралопитековыми на большом временном промежутке, о чем свидетельствуют находки в Кении и Танзании. По другим представлениям, австралопитековые и Homo сформировались независимо при конвергентном развитии двуногого хождения в обеих линиях. Ископаемые остатки Homo (древностью около 2 млн лет) в ряде районов Восточной Африки (Танзания, Кения, Эфиопия) нередко находят вместе с «праорудиями» древнейшей каменной культуры человечества — олдовайской.

Принято считать, что первым был вид человек умелый (Homo habilis), сменившийся около 1,5 млн лет назад видом человек прямоходящий (Homo erectus). В дальнейшем происходило постепенное расширение экологической ниши Homo, и она поглотила экологические ниши австралопитековых. Примерно 1 млн лет назад Homo erectus стал единственным представителем гоминид на Земле. Этот вид обнаруживается в различных регионах Африки и Евразии примерно до 0,3 млн лет.

Человек современного типа (Homo sapiens) появился не позднее 40 тыс. лет назад. Его предками одни ученые считают ранних прогрессивных неандертальцев (Homo neandertalus), a другие — представителей конкурирующих ветвей Homo, линии которых разошлись всего 500 тыс. лет назад. Окончательное формирование современного типа человека датируют временем приблизительно 10—8 тыс. лет до н.э., когда он уже широко расселился по планете. Таким образом, развитие от первых человекообразных обезьян к современному человеку было очень сложным и не имело прямолинейного характера.

Существуют разногласия по вопросу о древности расовых различий, территории и количестве центров сапиентизации. Но большинство ученых полагает, что после расселения единый вид Homo sapiens распался на ряд рас - географических популяций. Они различаются по ряду внешних признаков (цвет кожи, форма головы, форма волос, форма носа, губ и т.п.), по частоте некоторых генов, детерминирующих биохимические признаки. Обычно выделяют три большие расы: экваториальную, или австрало-негроидную; евроазиатскую, или европеоидную; азиатско-американскую, или монголоидную, каждая из которых в свою очередь подразделяется на более мелкие расы.

С биологической точки зрения различия между расами не являются существенными и при смешении не препятствуют образованию полноценного плодовитого потомства. Общий уровень физического и умственного развития одинаков у всех людей. При этом признаки, лежащие в основе формирования расы, при переходе из одного географического района в другой изменяются постепенно, без резких скачков и часто перекрываются.

Соотношение природного и социального в антропогенезе было неодинаково на разных его этапах. В первобытном обществе гоминид прогресс социальной организации в значительной степени зависел от биологических изменений человека и в то же время процесс естественного отбора зависел от возникновения и развития общественных закономерностей и создания культурной среды. Относительная стабильность физического типа современного человека сохраняется примерно с середины позднего палеолита.

Считается, что в современном обществе отбор выступает как механизм поддержания сформировавшейся морфофункциональной организации в пределах видовой нормы реакции (стабилизирующий отбор) или как фактор внутривидового полиморфизма (дизруптивный отбор). Биологическое развитие современного человека проявляется обычно в виде разнонаправленных изменений различных признаков, а также структуры заболеваемости, темпов развития и т.д.

Биоэтика

В связи с развитием знаний о жизни у человека появилась возможность влиять на нее. Дело в том, что глубокое проникновение биологии в различные сферы общественной жизни потребовало усиления контроля со стороны общества за использованием ее научных достижений. Известно, что зачастую наиболее действенными средствами контроля оказываются общепринятые нормы морали. Эффективность норм нравственного регулирования объясняется силой привычки, традициями, обычаями, а также их универсальным характером. Моральные нормы чаще всего не нуждаются в контроле, так как они опираются на внутренний контроль, заложенный в душе каждого человека. Нормы морали очень динамичны, чутко реагируют на возникшие социальные проблемы. Они значительно опережают правовые нормы. Вероятно, это объясняет появление в последние годы новой сферы профессиональной этики - биоэтики (биологической или биомедицинской этики) [7].

Предметом изучения биоэтики являются быстро накапливающиеся достижения естествознания, в первую очередь биологии и медицины, глубокое их исследование и определение степени опасности в настоящем и будущем при их приложении к человеку и обществу в целом. Конечная цель биоэтики -разработка мер морального, а чаще законодательного характеpa, которые оградили бы каждого конкретного человека и человечество от нежелательных или губительных последствий внедрения новых и, к сожалению, не всегда до конца выверенных биологических и медицинских достижений.

Первоочередная проблема биоэтики связана с угрозой уничтожения всех форм жизни на Земле, ответственность за которую несут не только политики, но и ученые, особенно специалисты различных отраслей естествознания. Особое значение биоэтики обусловлено поразительными успехами современной генетики, внедрением искусственного оплодотворения, лекарственным «взрывом», наводнением внешней среды ксенобиотиками (чужеродными для организма соединениями — пестицидами, препаратами бытовой химии, лекарственными средствами и т.п.), разработкой новых способов регуляции деторождения, прогрессом трансплантологии, развитием вакцинопрофилактики инфекционных и вирусных заболеваний человека. В рамках биоэтики также привлекается внимание к проблемам гуманного отношения к животным, к совершенно новым и во многом еще не решенным проблемам ВИЧ-инфекции, принудительного лечения, врачебной тайны, эвтаназии (целесообразность поддержания жизни смертельно больного человека, допустимость использования человеком его «права на смерть»), к проведению научных экспериментов над животными и людьми, целесообразности применения достижений генетики для клонирования (копирования) животных и людей.

В процессе решения подобных и других биоэтических проблем утверждаются основные принципы биоэтики, среди которых чаще всего упоминают следующие:

◊ принцип единства жизни и этики, их глубокое соответствие и взаимообусловленность. Если жизнь - это высшее проявление упорядоченности, организованности в мире природы, то этика есть высшее выражение сил, противостоящих хаосу в обществе;

◊ принцип признания жизни в качестве высшей категории среди всех этических ценностей, принцип известного гуманиста А. Швейцера «преклонения перед жизнью»;

◊ принцип гармонизации системы человек - биосфера, выдвигающий в качестве актуальной задачи современности налаживание оптимальных взаимоотношений между человеком и природой и требующий от общества все более полного учета биологических оснований социального бытия, поиска путей превращения биосферы в ноосферу (сферу разума) и предотвращения возможности ее уничтожения.

Современная биоэтика основывается на принципе уважения к жизни и достоинству каждого человека, интересы которого во всех случаях должны ставиться выше интересов науки и общества. Одним из коренных положений биоэтики является автономия (неприкосновенность) психического и физического статуса человека. Заметим, что при изучении проблем биоэтики перекрещиваются интересы биологических, медицинских, философских и юридических наук. Поэтому успехи в научном и практическом решении проблем биоэтики в немалой степени зависят от налаживания плодотворного сотрудничества представителей различных областей знания.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Что такое жизнь? Каковы основные свойства жизни?

  2. Какие основные уровни организации живой материи вы знаете?

  3. Как устроена и как функционирует клетка?

  4. Как, по современным представлениям, зародилась жизнь на Земле? Перечислите основные условия и факторы, способствовавшие этому.

  5. Какие основные принципы биологической эволюции вы знаете?

  6. Что такое микро- и макроэволюция? Как они соотносятся?

  7. В чем состоят основные позиции синтетической теории эволюции?

  8. В чем сходство и различия теории Ч. Дарвина и синтетической теории эволюции?

  9. Когда зародилась жизнь и как происходило развитие жизни на ее самых ранних стадиях?

  1. Какими путями развивалась жизнь в архейском и протерозойском зонах? Назовите характерные формы жизни того времени.

  2. Как развивалась жизнь в палеозойскую эру? Какие формы жизни в это время вымирают, а какие появляются?

  3. В чем состоят основные изменения в живой природе в мезозойскую и кайнозойскую эры? Какие формы жизни были унаследованы от предыдущих эр, какие вымерли в эти эры, а какие появились?

  1. Как происходило становление человека как вида? Перечислите основные этапы антропогенеза.

  1. Каково соотношение биологического и социального в истории становления человечества? Продолжается ли в настоящее время биологическая эволюция человека?

  2. Что такое биоэтика, чем она занимается и каковы ее основные принципы?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Айала Ф. Введение в популяционную и эволюционную генетику. М., 1984.

  2. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

  3. Алихаян С.И., Акифьев А.П., Чернин Л.С. Общая генетика. М., 1985.

  4. Аллен Р.Д. Наука о жизни. М., 1981.

  5. Берг Л.С. Труды по теории эволюции. М., 1977.

  6. Биологический энциклопедический словарь. М., 1995.

  7. Биомедицинская этика / Под ред. В.И. Покровского. М., 1997.

  8. Бондаренко О.Б., Михайлова И.А. Палеонтология. Т. 1,2. М., 1997.

  9. Вайскопф В. Наука и удивительное. Как человек понимает природу. М., 1965.

  1. Вернадский В И. Живое вещество. М., 1978.

  2. Вилли К, Детъе В. Биология. М., 1975.

  3. Воронцов H.H. Теория эволюции: Истоки, постулаты и проблемы. М., 1984.

  4. Ганты Т. Жизнь и ее происхождение. М., 1984.

  5. Грант В. Эволюция организмов. М., 1980.

  6. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. М., 1993.

  7. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: Структурный курс основ естествознания. М., 2000.

  8. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М., 1986.

  9. Иванов A.B. Происхождение многоклеточных животных. Л., 1968.

  10. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. М., 1988.

  11. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии. М., 1992.

  12. Матюшин Г.Н. У истоков человечества. М., 1982.

  13. Медников Б.М. Аксиомы биологии. М., 1982.

  14. Опарин А.И. Возникновение жизни на Земле. М., 1957.

  15. Опарин А.И. Материя, жизнь, интеллект. М., 1977.

  16. Орлов Ю.А. В мире древних животных. М., 1968.

  17. Северцов А.С. Основы теории эволюции. М., 1987.

  1. Татаринов Л.П. Палеонтология и эволюционное учение. М., 1985.

  1. Уровни организации биологических систем. М., 1980.

  2. Фолсом К.Э. Происхождение жизни. М., 1982.

  3. Фролов И.Т. Философия и история генетики. М., 1988.

  4. .Хрисанова E.H., Перевозчиков И.В. Антропология. М., 2002.

  1. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М., 1980.

  2. Шмалъгаузен И.И. Вопросы дарвинизма. М., 1990.

  3. Шмалъгаузен И.И. Пути и закономерности эволюционного процесса. М., 1983.

  4. Шрёдингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? М., 1972.

  5. Энгельгардт В.А. Познание явлений жизни. М,, 1984.

  6. Югай Г.А. Общая теория жизни. М., 1985.

  7. Яблоков A.B., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М., 1998.