Работа студента на практическом занятии.
1. Подведение итога по разделу «Физиология микробов». Выполнить контрольное итоговое задание ЭВМ и ответить на вопросы.
Занятие 9
Инфекционный процесс.
Патогенность и вирулентность микроорганизмов.
Факторы врожденного иммунитета.
Цель самоподготовки.
После самостоятельного изучения материала необходимо знать:
- понятие об инфекции, формы инфекции;
- понятие о патогенности и вирулентности микроорганизмов, факторы вирулентности и способы их выявления.
- определение понятия иммунитет, виды иммунитета;
- клеточные и гуморальные факторы врождённого (видового) иммунитета.
Исходный уровень знаний.
Для усвоения материала студенту необходимо повторить:
-виды симбиоза макро– и микроорганизмов;
-основные группы микроорганизмов из разделов «Морфология микроорганизмов», «Физиология микроорганизмов».
Из курса биологии вспомнить клетки крови, их морфологию; приготовление мазка из крови, фиксацию, окраску.
Цель занятия.
1.Изучить:
- методы выявления факторов патогенности микроорганизмов;
- особенности и динамику развития инфекционного процесса, формы его проявления, пути передачи.
2. Познакомиться:
- с основными методами экспериментального заражения и бактериологического исследования трупов животных;
- с клеточными и гуморальными механизмами врождённого иммунитета (фагоцитоз, лизоцим, комплемент, интерфероны).
3. Освоить методы оценки факторов врождённого иммунитета организма человека.
План изучения темы.
Инфекционный процесс (определение).
Роль микроорганизма в инфекционном процессе.
Роль макроорганизма и условий внешней среды.
Характерные черты инфекционной болезни.
Формы проявления инфекционного процесса.
Элементы эпидемического процесса.
Иммунитет его виды.
Врожденные факторы защиты. Фагоцитоз.
Противовирусный иммунитет.
После изучения темы студент должен уметь.
1.Определять факторы вирулентности микроорганизмов.
2.Оценить факторы врождённого иммунитета организма (гуморальные и клеточные).
3. Определить активность лизоцима в слюне.
Контрольные вопросы.
Формы симбиоза микро- и макроорганизма. Дайте определение понятия «инфекционный процесс». Назовите условия, от которых зависит возникновение, течение и исход инфекционного процесса. Что такое патогенность микроба? Что такое специфичность и органотропность микроба? Что такое вирулентность микробов. Как её определяют, в каких единицах измеряют?
Задача: расположите микробы в порядке возрастания вирулентности в зависимости от Dlm микроба: 250 млн. микробных клеток, 500 млн. микробных клеток, 1 млрд. микробных клеток.
Каким образом можно понизить вирулентность микробов? Каким образом можно повысить её? Назовите и охарактеризуйте свойства патогенных микробов: адгезивность, инвазивность, антифагоцитарная активность, токсинообразование. С какими факторами вирулентности связаны эти свойства? Бактериальные экзотоксины и эндотоксины, различия между ними: образование, получение, химическая природа, характер действия, антигенность, действие формалина и тепла. Какой экзотоксин сильнее - с Dlm 0,03 мл или с Dlm 0,001 мл? Анатоксины, их получение и основные свойства. Перечислите токсигенные бактерии. Пирогены бактериального происхождения, их характеристика, применение в медицине; в каких препаратах присутствие пирогенов является нежелательным? Как определяется пирогенность воды и растворов? Влияние состояния макроорганизма и условий внешней среды на возникновение и течение инфекционного процесса. Что такое условно-патогенные микробы и какова их роль в современной инфекционной патологии? Укажите признаки, по которым инфекционные болезни отличаются от неинфекционных. Периоды течения инфекционной болезни. Элементы эпидемического процесса: источник, механизм и пути передачи возбудителя, восприимчивость населения. Что такое факторы передачи возбудителей? Поднятие о спорадической заболеваемости, эпидемии, пандемии, эндемии. Что такое внутрибольничные (госпитальные) инфекции? Какие микробы чаще всего их вызывают? Понятие о «госпитальных штаммах», их основные свойства. Экспериментальный метод исследования - в каких целях применяется? Какие животные чаще всего используются в микробиологических лабораториях? Какие меры предосторожности следует соблюдать при проведении исследований? Способы заражения животных.
Определение понятия «иммунитет». Виды иммунитета в зависимости от способа его формирования. Виды иммунитета в зависимости от агента, против которого он направлен. Характеристика естественной резистентности организма (видовой или индивидуальный, специфический или неспецифический, передаётся ли по наследству). Назовите основные факторы врождённого иммунитета организма. Охарактеризуйте защитные функции кожи, слизистой оболочки полости рта и кишечника, лимфатических узлов, мерцательного эпителия. Автор фагоцитарной теории иммунитета, основные положения этой теории. Какие клетки обладают фагоцитарной активностью? Назовите фазы фагоцитарного процесса. Какими показателями определяют фагоцитарную активность лейкоцитов? Какое различие между завершённым и незавершённым фагоцитозом? При каких заболеваниях наблюдается незавершённый фагоцитоз? Укажите факторы, усиливающие фагоцитоз. Перечислите гуморальные защитные факторы крови. Лизоцим: кто впервые обнаружил лизоцим, в каком материале; химическая природа лизоцима, отношение к нагреванию, где содержится в организме; что происходит с бактериями под действием лизоцима, влияет ли он на вирусы. Комплемент, его химическая структура, отношение к нагреванию, из каких фракций состоит, где содержится в организме; пути активации комплемента; какое животное используется для получения комплемента; почему? При какой температуре и в течение какого времени можно разрушить комплемент; как называется сыворотка, полученная при таком режиме? Противовирусный иммунитет имеет свои особенности - почему? Чем характеризуется врождённый противовирусный иммунитет? Неспецифические противовирусные ингибиторы, их химическая природа, виды, механизм действия. Интерфероны, история открытия и изучения. Что такое интерфероногены, какие лекарственные средства являются инерфероногенами? Какие клетки организма продуцируют интерфероны? Классы интерферонов, их происхождение и действие. Механизм противовирусного действия интерферона, в чём выражается его специфичность.
- Государственное бюджетное образовательное учреждние высшего профессионального образования
- Методические указания к самостоятельной подготовке студента.
- План практических занятий.
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Периодические издания
- Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы.
- Занятие 1
- План изучения темы.
- После изучения темы студент должен уметь.
- Правила для студентов, работающих на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии.
- Обязанности дежурного.
- Дополнительный материал к занятию. Правила микроскопии с иммерсионной системой.
- Приготовление фиксированных препаратов из культур микроорганизмов.
- Техника окраска по Граму в модификации Синёва.
- Отношение бактерий к окраске по Граму.
- Окраска по Цилю-Нильсену.
- Контрольные вопросы.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 2
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 3
- После изучения темы студент должен уметь.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 4
- Контрольные вопросы по разделу «Морфология микробов» (подробную расшифровку вопросов смотрите в занятиях 1-3).
- Работа студента на практическом занятии.
- Методы выделения чистых культур бактерий
- Техника посева микроорганизмов на питательные среды
- Приборы, методы и среды для культивирования анаэробов
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 6
- После изучения темы студент должен уметь.
- Дополнительный материал к занятию. Методы стерилизации
- Методы контроля стерильности.
- Методы частичного обеспложивания.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 7
- Дополнительный материал к занятию.
- Методы проведения санитарно-микробиологических исследований
- Допустимые уровни бактериальной обсеменённости воздушной среды помещений лечебных учреждений в зависимости от их функционального назначения и класса чистоты
- Контрольные вопросы.
- Задание на самостоятельную работу.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 8
- Контрольные вопросы.
- Контрольные практические задания по разделу «Физиология микробов.
- Работа студента на практическом занятии.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Запись в тетради
- План изучения темы.
- После изучения темы студент должен уметь.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 11
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 12
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Занятие 13
- Работа студента на практическом занятии.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 15
- Применение бактериофагов.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 16
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 17
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 18
- План изучения темы.
- После изучения темы студент должен уметь.
- Дополнительный материал к занятию Микробиологические методы идентификации микробов рода Staphylococcus
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 19
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 20
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 21
- Цель самоподготовки
- Контрольные вопросы по разделу
- Занятие 23
- Методы определения вида и типа вирусов
- Контрольные вопросы
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Самостоятельная работа студента на практическом занятии
- Занятие 24
- План изучения темы.
- После изучения темы студент должен уметь.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 25
- Задания для самостоятельной работы.
- Задание для самостоятельной работы.
- Задание для самостоятельной работы.
- Задание для самостоятельной работы.
- Задания для самостоятельной работы.
- Работа студентов на практическом занятии.
- Занятие 30
- Занятие 31
- Занятие 32
- Работа студента на практическом занятии