Занятие 25
Изучение резидентной микрофлоры полости рта.
Иммунная защита полости рта.
Цель самоподготовки.
После самостоятельного изучения темы студент должен знать формы симбиоза микро- и макроорганизма, видовой состав микрофлоры в различных биотопах полости рта, иммунные и не иммунные факторы, влияющие на состав микрофлоры полости рта.
Исходный уровень знаний.
Для усвоения материала необходимо знать:
Принципы классификации микроорганизмов, основные формы и размеры бактерий, методы окраски.
Строение и функции иммунной системы, виды и факторы иммунитета.
Цель занятия.
Усвоить особенности видового микрофлоры полости рта.
Ознакомиться с основными представителями резистентной микрофлоры полости рта.
Выработать чёткое представление о механизмах иммунной защиты полости рта.
План изучения темы.
1. Повторение: принципы классификации микроорганизмов, основные формы бактерий, методы окраски, типы питания, типы дыхания.
2. Симбиоз, этапы симбиоза.
3. Микробиоценоз полости рта, видовой состав.
4. Клеточные и гуморальные факторы врождённой иммунной защиты полости рта.
После изучения темы студент должен уметь.
1.Дифференцировать основные формы грамположительных и грамотрицательных представителей микробиоценоза полости рта.
Контрольные вопросы.
Определение понятия симбиоз. Формы симбиоза микро- и макроорганизма. Этапы и факторы симбиоза. Определение понятий: биотоп, микробиоценоз. Полость рта как экологическая ниша организма. Микрофлора ротовой полости: аутохтонная и аллохтонная, резистентная и транзиторная. Видовой состав нормальной микрофлоры полости рта, морфология, отношение к окраске по Граму, характеристика по способу дыхания. Этапы формирования микробиоценоза полости рта в онтогенезе. Факторы ротовой полости, влияющие на качественный и количественный состав оральной микрофлоры. Механизм очищения полости рта от бактерий. Структурные компоненты, ответственные за врождённую иммунную защиту полости рта. Механические факторы защиты полости рта. Клеточные механизмы врождённого иммунитета полости рта. Роль фагоцитоза. Гуморальные факторы врождённого иммунитета полости рта (перечислить, охарактеризовать). Понятие о местном иммунитете. Факторы, его обеспечивающие. Перечислите и охарактеризуйте механизмы специфической защиты, действующие в полости рта. Иммуноглобулины класса A, их характеристика, функции, биологическая роль в местном иммунитете ротовой полости.
- Государственное бюджетное образовательное учреждние высшего профессионального образования
- Методические указания к самостоятельной подготовке студента.
- План практических занятий.
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Периодические издания
- Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы.
- Занятие 1
- План изучения темы.
- После изучения темы студент должен уметь.
- Правила для студентов, работающих на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии.
- Обязанности дежурного.
- Дополнительный материал к занятию. Правила микроскопии с иммерсионной системой.
- Приготовление фиксированных препаратов из культур микроорганизмов.
- Техника окраска по Граму в модификации Синёва.
- Отношение бактерий к окраске по Граму.
- Окраска по Цилю-Нильсену.
- Контрольные вопросы.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 2
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 3
- После изучения темы студент должен уметь.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 4
- Контрольные вопросы по разделу «Морфология микробов» (подробную расшифровку вопросов смотрите в занятиях 1-3).
- Работа студента на практическом занятии.
- Методы выделения чистых культур бактерий
- Техника посева микроорганизмов на питательные среды
- Приборы, методы и среды для культивирования анаэробов
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 6
- После изучения темы студент должен уметь.
- Дополнительный материал к занятию. Методы стерилизации
- Методы контроля стерильности.
- Методы частичного обеспложивания.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 7
- Дополнительный материал к занятию.
- Методы проведения санитарно-микробиологических исследований
- Допустимые уровни бактериальной обсеменённости воздушной среды помещений лечебных учреждений в зависимости от их функционального назначения и класса чистоты
- Контрольные вопросы.
- Задание на самостоятельную работу.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 8
- Контрольные вопросы.
- Контрольные практические задания по разделу «Физиология микробов.
- Работа студента на практическом занятии.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Запись в тетради
- План изучения темы.
- После изучения темы студент должен уметь.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 11
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 12
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Занятие 13
- Работа студента на практическом занятии.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 15
- Применение бактериофагов.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 16
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 17
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 18
- План изучения темы.
- После изучения темы студент должен уметь.
- Дополнительный материал к занятию Микробиологические методы идентификации микробов рода Staphylococcus
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 19
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 20
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 21
- Цель самоподготовки
- Контрольные вопросы по разделу
- Занятие 23
- Методы определения вида и типа вирусов
- Контрольные вопросы
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Самостоятельная работа студента на практическом занятии
- Занятие 24
- План изучения темы.
- После изучения темы студент должен уметь.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 25
- Задания для самостоятельной работы.
- Задание для самостоятельной работы.
- Задание для самостоятельной работы.
- Задание для самостоятельной работы.
- Задания для самостоятельной работы.
- Работа студентов на практическом занятии.
- Занятие 30
- Занятие 31
- Занятие 32
- Работа студента на практическом занятии