Занятие 13
Итог по разделу «Инфекция и иммунитет».
Цель самоподготовки.
После самостоятельного изучения материала студент должен ответить на все контрольные вопросы к итоговому занятию, быть готовым к выполнению практической задачи, то есть уметь правильно разбираться в биологических препаратах.
Исходный уровень знаний.
Материал предыдущих занятий с 9 по 12.
Цель занятия.
1. Систематизировать знания по инфекции и иммунитету.
2. Продемонстрировать овладение умениями, полученными при изучении раздела «Инфекция и иммунитет».
План изучения темы.
1. Инфекция.
2. Элементы эпидемического процесса.
3. Иммунитет. Виды иммунитета.
4. Факторы врождённого иммунитета.
5. Приобретённый иммунитет.
6. Реакции иммунитета.
7. Медицинские биологические препараты для диагностики, профилактики и лечения.
После изучения раздела студент должен уметь.
1. Оценить факторы врождённого иммунитета организма (гуморальные и клеточные).
2. Ставить, учитывать и интерпретировать результаты иммунологических реакций.
3. Давать характеристику диагностическим и лечебно-профилактическим препаратам.
4. Подбирать препараты для диагностики, профилактики и терапии инфекционных заболеваний.
Контрольные вопросы.
(подробную расшифровку вопросов см. занятия 9-12)
1. Понятие об инфекционном процессе, условия возникновения и развития.
2. Патогенность и вирулентность микробов. Факторы вирулентности.
3. Микробные токсины.
4. Характерные черты инфекционной болезни.
5. Формы проявления инфекционного процесса.
6. Элементы эпидемического процесса.
7. Условно-патогенные микробы и роль их в современной инфекционной патологии. Внутрибольничные инфекции.
8. Иммунитет, определение понятия. Виды иммунитета.
9. Врожденные факторы защиты организма. Гуморальные защитные факторы крови.
10. Фагоцитарная теория И.И.Мечникова.
11. Понятие об антигенах. Антигены микробов и вирусов. Практическое применение.
12. Иммунная система организма. Органы иммунной системы. Иммунокомпетентные клетки.
13. Взаимодействие клеток в иммунном ответе. Клеточный и гуморальный иммунитет.
14. Понятие об антителах. Химическая природа, структура, классы иммуноглобулинов.
15. Динамика антителообразования. Особенности вторичного иммунного ответа. Иммунологическая память.
16. Реакции иммунитета: механизм, ингредиенты, практическое применение, способы постановки. Реакции нейтрализации токсина антитоксинами; реакция преципитации, реакция агглютинации; РНГА; РСК.
17. Реакции с участием меченых антигенов и антител: РИФ, ИФА, РИА, ИЭМ.
18. Реакции иммунитета при вирусных заболеваниях.
19. Диагностические препараты, содержащие антигены.
20. Диагностические препараты, содержащие антитела.
21. Патология иммунного ответа. Иммунодефициты. Иммунофармакологические средства.
22. Медицинские биологические препараты для профилактики и лечения инфекционных заболеваний.
23. Вакцины и анатоксины, виды вакцин, получение, применение.
24. Антитоксические сыворотки, получение, очистка, титрование, применение.
25. Иммуноглобулины, получение, применение.
26. Понятие об аллергии, её типы. Гиперчувствительность немедленного типа. Методика введения гетерогенных лечебных сывороток.
27. Гиперчувствительность замедленного типа. Аллергические диагностические пробы. Аллергены.
28. Лекарственная аллергия.
Практическая задача. Каждый студент получает ампулу с биопрепаратом и должен охарактеризовать его, ответив на следующие вопросы: что содержит препарат (антиген, антитела, аллерген); как приготовлен; для чего применяется: если препарат диагностический, что обнаруживают с помощью этого препарата; дозируется ли препарат и в каких единицах?
- Государственное бюджетное образовательное учреждние высшего профессионального образования
- Методические указания к самостоятельной подготовке студента.
- План практических занятий.
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Периодические издания
- Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы.
- Занятие 1
- План изучения темы.
- После изучения темы студент должен уметь.
- Правила для студентов, работающих на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии.
- Обязанности дежурного.
- Дополнительный материал к занятию. Правила микроскопии с иммерсионной системой.
- Приготовление фиксированных препаратов из культур микроорганизмов.
- Техника окраска по Граму в модификации Синёва.
- Отношение бактерий к окраске по Граму.
- Окраска по Цилю-Нильсену.
- Контрольные вопросы.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 2
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 3
- После изучения темы студент должен уметь.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 4
- Контрольные вопросы по разделу «Морфология микробов» (подробную расшифровку вопросов смотрите в занятиях 1-3).
- Работа студента на практическом занятии.
- Методы выделения чистых культур бактерий
- Техника посева микроорганизмов на питательные среды
- Приборы, методы и среды для культивирования анаэробов
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 6
- После изучения темы студент должен уметь.
- Дополнительный материал к занятию. Методы стерилизации
- Методы контроля стерильности.
- Методы частичного обеспложивания.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 7
- Дополнительный материал к занятию.
- Методы проведения санитарно-микробиологических исследований
- Допустимые уровни бактериальной обсеменённости воздушной среды помещений лечебных учреждений в зависимости от их функционального назначения и класса чистоты
- Контрольные вопросы.
- Задание на самостоятельную работу.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 8
- Контрольные вопросы.
- Контрольные практические задания по разделу «Физиология микробов.
- Работа студента на практическом занятии.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Запись в тетради
- План изучения темы.
- После изучения темы студент должен уметь.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 11
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 12
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Занятие 13
- Работа студента на практическом занятии.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 15
- Применение бактериофагов.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 16
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 17
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 18
- План изучения темы.
- После изучения темы студент должен уметь.
- Дополнительный материал к занятию Микробиологические методы идентификации микробов рода Staphylococcus
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 19
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 20
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 21
- Цель самоподготовки
- Контрольные вопросы по разделу
- Занятие 23
- Методы определения вида и типа вирусов
- Контрольные вопросы
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Самостоятельная работа студента на практическом занятии
- Занятие 24
- План изучения темы.
- После изучения темы студент должен уметь.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 25
- Задания для самостоятельной работы.
- Задание для самостоятельной работы.
- Задание для самостоятельной работы.
- Задание для самостоятельной работы.
- Задания для самостоятельной работы.
- Работа студентов на практическом занятии.
- Занятие 30
- Занятие 31
- Занятие 32
- Работа студента на практическом занятии