2.1. У истоков биологического знания
Каждая историческая эпоха в качестве мировоззренческого основания системы интеллектуальной и нравственной ориентации имела свою концепцию природы и человека. Но концепция эта всегда являлась многослойной, содержащей разные аспекты рассматриваемого отношения, которые могут переплетаться и создавать противоречивую картину. На наш взгляд, можно выделить, по крайней мере, этический, деятельностный, религиозный, экологический аспекты отношения «человек – природа».
Этот период изучения и понимания живого начался еще тогда, когда первобытные люди подражали поведению животных во время ритуальных поединков и танцев, пытались предсказывать будущее по их повадкам, рисовали образы животных или растений на стенах своих пещер. Биоморфные (основанные на животных/растительных мифологических образах) мифы были весьма характерны для древних культур Египта, Индии и Крита. Так, критские вазы начала II тысячелетия до нашей эры украшались биоморфными орнаментами (например, образами осьминогов и других обитателей морских глубин). Много биоморфных и, в частности, зооморфных (подобных животным) мифологических персонажей, обожествляемых в микенскую эпоху (XVI – XII века до н.э.), были в дальнейшем включены в состав пантеона Античной Греции. Так вошел в состав древнегреческого пантеона, например, козлоногий Пан. Критская богиня Ма обыкновенно изображалась в виде прекрасной молодой женщины, держащей змей в обеих руках. Биоморфные мифы, переплетаясь с эмпирическими многовековыми наблюдениями, были в дальнейшем (в античную эпоху) подвергнуты рационализации и систематизации, что привело к возникновению первых научных теорий.
Первая попытка систематизировать, критически осмыслить и обобщить накопленные знания о растениях и животных и их жизнедеятельности была осуществлена Аристотелем в IV в. до н.э., но задолго до него в литературных памятниках различных народов древности (египтян, вавилонян, индийцев и китайцев) излагались отрывочные сведения о растениях, о строении, развитии, образе жизни животных, об устройстве и жизнедеятельности человеческого тела, главным образом, в связи с агрономией, животноводством и медициной.
Корни биологических знаний уходят в глубокую древность, их источник – непосредственная практическая деятельность людей. По наскальным и пещерным рисункам и резным изображениям эпохи кроманьонского человека (верхний палеолит: 13 тыс. лет до н.э.), можно установить, что уже в то время люди хорошо различали большое число животных, служивших объектом их охоты.
Встречаются удивительно точные, динамические изображения шерстистого носорога, северного оленя большерогого и благородного оленя, древнего слона, шерстистого носорога, лося, сайги, косули, бизона, первобытного и мускусного быков, мамонта, кабана, пещерного медведя, росомахи, пещерного льва и гиены, волка, лисицы, песца, зайца, сурка и птиц – белой и тундряной куропаток, утки, гуся, лебедя, орла, из рыб- лосося, форели, карпа, леща, щуки, голавля. Из беспозвоночных – краба, моллюсков, известен верхне-палеолитический рисунок, изображающий женщину, обирающую мед диких пчел.
Древнему человеку были известны сезонные кочевки оленьих стад, сезонность, появление перелетных птиц, миграции морских рыб и время их появления в реках.
В неолите (VI-IIтыс.до н.э.были одомашнены овца, коза, свинья, крупный рогатый скот, осел, лошадь и верблюд. На ранней стадии одомашнивания растений и животных человек улучшал и изменял породы животных. Ч.Дарвин показал, что искусственный отбор лучших особей на племя должен был возникнуть стихийно на самых начальных стадиях скотоводства. Бессознательный отбор привел к образованию разных пород собак, лошадей, рогатого скота.
В позднем неолите возделывают много культурных растений. Так, в XI-Vтыс. до н.э. в Передней и Западной Азии и Северной Африке культивировали пшеницу и ячмень. В неолите появились рожь, кукуруза и огородные культуры, плодовые деревья и технические культуры (лен, конопля). В Китае, Индонезии и Индии начали разводить рис, чай и хлопок, в Абиссинии – кофе, в Америке – какао, помидоры, картофель, подсолнечник.
Древний человек не противопоставлял себя природе: все предметы и явления казались ему «живыми». Так возник первобытный антроморфизм и, как его следствие, религиозные верования в форме анимизма, для которого характерно представление о "душе", обладающей способностью выходить из тела и вести самостоятельное существование. Возникают представления о «живом» и «мертвом» (без души). Затем, в эпоху неолита, бронзы и железа сформировалось представление о "душе" как о самостоятельной сущности, которая при жизни находится в какой-либо важной части тела – голове, груди, сердце, крови. Возникло представление и о множественности душ, каждая из которых, находясь в том или ином органе, выполняет присущую данному органу функцию.
В период цивилизации Древнего Востока человечество сделало значительный шаг вперед в познании природы, что оказало впоследствии воздействие на науку античной Греции и Рима.
Элементы древних представлений об организмах часто облекались в религиозную форму, а медицина развивалась как система магических воздействий в руках жрецов, но постепенно медико-биологические воззрения начинали обособляться от религии и магии и приобретать характер натурфилософских систем.
Древнейшие сведения о биологических объектах (IVтыс. до н.э.) в Месопотамии содержатся в клинописных табличках. Это списки животных и растений. Народы Месопотамии делили животный мир на "рыб" (водные животные), членистых, змей, птиц и четвероногих. Среди последних различали плотоядных (собаки, гиены, львы) и травоядных (ослы, лошади, верблюды).
Растения подразделялись на деревья, овощи, лекарственные травы и пряности.
В медицинских табличках описаны различные болезни и способы их лечения, однако в них нет сведений о строении и деятельности органов человека. По мнению вавилонян жизнь связана с кровью, а печень - главный орган жизни, содержащий запас крови. Органом мышления считали сердце.
Значительные успехи были достигнуты народами Месопотамии при выведении новых пород домашних животных (верховых лошадей). В середине XIVв. до н.э. появился трактат о коневодстве одна из наиболее древних рукописей на биологическую тему, и вероятно, одно из самых первых сочинений по биологии, сохранивших имя автора -Киккули из Митаннии (область в Малой Азии в верховьях Евфрата). В Месопотамии выведены крупные породы ослов, рабочих лошадей, овец и крупного рогатого скота, здесь скрещивали домашний рогатый скот с диким туром, при спаривании осла и кобылы был получен мул.
Важным практическим открытием было искусственное опыление финиковой пальмы, что привело к широкому применению гибридизации ее разновидностей и получению большого разнообразия ее сортов.
Биологические знания и воззрения древнего Египта очень близки к упомянутым представлениям ассиро-вавилонян. Папирус Эберса (XVI век до н.э.) содержит дифференцированную анатомическую терминологию по заболеваниям разных органов. Сердце считается важным органом тела, а биение пульса показывало, что "голос сердца" может быть услышан во всех членах". Перечень перечисленных в папирусе лекарственных растений показывает, как много культурных растений было освоено в древнем Египте.
Больших успехов достигло земледелие: египтяне культивировали несколько видов хлебных злаков, множество овощей, фруктовых деревьев, лен, маслину.
В Египте разводили крупный рогатый скот, лошадей, ослов, овец, коз, свиней. Одомашнены одногорбый верблюд, антилопы, кошка, гуси, утки, лебеди, голуби. Из Индии завезены куры, инкубировали яйца в печах.
В Индии уже в середине III тысячелетия до н.э. выращивали культурные растения и разводили рогатый скот, собак и голубей. Здесь были впервые одомашнены куры и в древности приручен слон.
Анатомия, физиология и эмбриология развивались в связи с религиозной медициной, но уже с VIII в. до н.э. начинает проявляться тенденция к обособлению медицины от религии и магии. Это отразилось в главном медицинском сочинении индийцев "Аюр-веды" (VI в. до н.э.).
По мнению древних индийцев в природе существует 5 стихий или элементов: огонь, земля, вода, воздух и эфир. Сочетаясь с ними три вещества организма (слизь, желчь, воздух) образуют хилус, кровь, мясо, жир, кости и мозг.
Уже в I тысячелетии до н.э. в Индийской философии возникли материалистические течения, согласно которым единственным источником познания мира является восприятие органами чувств предметов внешнего мира. Из комбинаций 4х элементов (земли, воды, воздуха и огня) образуются все тела природы, в том числе и живые организмы - растения и животные. После смерти они распадаются на те же элементы.
Великие памятники индийского народного эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна» (VI-V вв. до н.э.) очень ярко описывают явления природы, содержат сведения по экологии животных и растений, тонкие описания их образа жизни).
Древний Китай – один из крупнейших очагов возникновения многих важных видов культурных растений и домашних животных. Во II тысячелетии до н.э. в Китае существовало очень интенсивное земледельческое и скотоводческое хозяйство. Старинные гравюры показывают посев риса и крестьян, работающих на рисовом поле.
Разведение шелковичного червя началось здесь еще раньше. На этой старинной гравюре показано производство шелка в Китае. Гусеницы шелкопряда, поедая листья шелковицы, выпускают тонкую нить, образующую коконы. Из коконов нить разматывают и делают из нее пряжу.
Биологические представления в Китае развивались в тесной связи с медициною под воздействием натурфилософских учений. В IX-VII вв до н.э. развивались представления о том, что все вещи состоят из полярных по своей природе материальных частиц. При их воздействии возникают 5 основных стихий, или элементов – вода, дерево, огонь, земля и металл, которые дают начало всему многообразию мира, включая растения, животных и человека.
Анатомия примитивна из-за запрета касаться ножом живого и мертвого тела, поэтому расположение и форму внутренних органов знали лишь в самых общих чертах.
Стихийно-материалистические воззрения древнего Китая были обобщены в учении китайского философа-материалиста I в. до н.э. Ван Чуна. Он создал учение о естественной необходимости, согласно которому природа материальна и развивается в силу слепой естественной необходимости. Это учение привело Ван Чуна к решительному отрицанию телеологического понимания явлений природы, характерного для религиозного мышления.
- Глава 1. Методология биологии и биофизики
- 1.1. Предмет и основные задачи курса истории науки
- 1.2. Наука, научная методология. Методология и проблемы в биологии и биофизике
- 1.3. О научном методе в общем
- 1.4. О научной методологии чуть более строго
- 1.5. Что такое научное знание и как оно развивается
- 1.6. Методология об этапах развития научного знания
- 1.7. Эвристика индивидуального научного поиска
- 1.8. Определение, методология и проблемы биологии
- 1.9. Основные проблемы современной биологии
- 1.10. Определение, методология и проблемы биофизики
- Глава 2. От протознания к естественной истории (от первобытного общества к эпохе Возрождения)
- 2.1. У истоков биологического знания
- 2.2. Культурный переворот в античной Греции: от мифа к логосу, от теогонии к возникновению природы
- 2.3. Эллинизм как синтез восточной и древнегреческой науки
- 2.4. Отношение к образованию и к науке в средневековье
- 2.5. Эпоха Возрождения и революция в идеологии и естествознании
- 2.5.1. Изобретение книгопечатания
- 2.5.2. Развитие науки в период становления капитализма
- 2.5.3. Новые организационные и материальные возможности раз-вития науки
- 2.5.3.1. Организация Академий наук
- 2.5.3.2. Открытие обсерваторий
- 2.5.3.3. Открытие ботанических садов
- 2.5.3.4. Организация музеев
- 2.5.3.5. Публикация трудов Академий
- 2.5.3.6. Создание библиотек
- 2.5.3.7. Изобретение приборов
- 2.5.3.8. Путешествия
- 2.5.4. Разработка новых принципов познания
- 2.5.5. Развитие принципов естественнонаучного познания природы в трудах Бэкона, Галилея и Декарта
- 2.5.6. Лейбниц и идея «лестницы существ»
- 2.5.6. И. Ньютон
- 2.5.7. Французский материализм XVIII века
- 2.6. Создание Российской Академии наук
- 2.6.1 Исторические условия создания ран
- 2.6.2. Первые учреждения ран
- 2.6.3. Социо-культурные условия формирования науки в России
- Глава 3. От естественной истории к современной биологии (биология нового времени до середины XIX в.)
- 3.1. Развитие ботанических исследований
- 3.1.1. Попытки классификации растений в XVI веке
- 3.1. 2. Систематика и морфология растений в XVII веке
- 3.1.3. Развитие микроскопической анатомии растений в XVII веке
- 3.1.4. Система к. Линнея
- 3.1.5. Попытки создания «естественных» систем в XVIII веке
- 3.1.6. Зарождение физиологии растений
- 3.1.7. Развитие учения о поле и физиологии размножения растений
- 3.2. Развитие зоологических исследований
- 3.2.1. Описания и попытки классификации животных в XVI – XVII веках
- 3.2.2.Зоологические исследования в XVIII веке
- 3.2.3. Изучение ископаемых организмов
- 3.3. Развитие исследований по анатомии, физиологии, сравнительной анатомии и эмбриологии животных
- 3.3.1. Анатомия животных и человека в XVI – XVII веках
- 3.3.2. В. Гарвей и становление физиологии
- 3.3.3. Микроскопическая анатомия и изучение простейших
- 3.3.4. Физиология в XVIII веке
- 3.3.5. Становление сравнительной анатомии
- 3.3.6.Эмбриология животных. Преформизм и эпигенез
- 3.4. Господство метафизического мировоззрения в естествознании XVII – XVIII веков
- 3.4.1. Достижения биологии XVII – XVIII веков
- 3.4.2. Господство метафизического мышления
- 3.4.3. Концепция постоянства видов и преформизм
- 3.4.4. Идеалистическая трактовка органической целесообразности
- 3.5. Возникновение и развитие представлений об изменяемости живой природы
- 3.5.1. Допущение ограниченной изменчивости видов
- 3.5.2.Представление о "естественном сродстве" и "общих родоначальниках".
- 3.5.3. Фактор времени в изменении организмов.
- 3.5.4. Последовательность природных тел. "Лестница существ".
- 3.5.5. Идея «прототипа» и единства плана строения организмов
- 3.5.6. Идея трансформации органических форм
- 3.5.7. Идея самозарождения и ее отношение трансформизму
- 3.5.8. Естественное возникновение органической целесообразности
- 3.6. Первая попытка создания концепции эволюции органического мира (Ламарк и его учение)
- 3.6.1. Ламарк. Краткие биографические сведения
- 3.6.2. Философские воззрения Ламарка
- 3.6.3. Сущность жизни по Ламарку
- 3.6.4. Представления Ламарка о происхождении жизни
- 3.6.5. Развитие от простого к сложному и градация форм по Ламарку
- 3.6.6. Отрицание реальности видов
- 3.6.7. Причины развития живой природы по Ламарку
- 3.7. Основные черты учения ч. Дарвина
- 3.7.1. Зарождение эволюционной идеи ч. Дарвина
- 3.7.2. Содержание теории эволюции ч. Дарвина
- 3.8. Создание и развитие эволюционной палеонтологии
- 3.8.1. Роль теории ч. Дарвина в перестройке палеонтологии
- 3.8.2. В. О. Ковалевский и создание эволюционной палеонтологии
- 3.8.3. Попытки ламаркистского истолкования данных палеонтологии
- 3.8.4. Развитие палеонтологического метода в трудах л. Долло
- 3.8.5. Обнаружение новых ископаемых форм
- 3.9. Создание эволюционной эмбриологии животных
- 3.9.1. Сравнительное изучение эмбрионального развития
- 3.9.2. Создание а. О. Ковалевским и и. И. Мечниковым эволюционной эмбриологии
- 3.9.3. Подтверждение гомологии зародышевых листков позвоночных и беспозвоночных
- 3.9.4. Проблемы происхождения многоклеточных организмов
- 3.10. Перестройка сравнительной анатомии на основе Дарвинизма
- 3.10.1. Возникновение филогенетического направления
- 3.10.2. Учение о гомологии
- 3.10.4. Новая трактовка зоологических типов
- 3.10.5. Кризис филогенетического направления в морфологии
- 3.11. Развитие филогенетической систематики животных
- 3.11.1. Представления ч. Дарвина и э. Геккеля о принципах
- 3.11.2. Эмбриологическое направление в систематике
- 3.11.3. Пересмотр основных типов в систематике животных
- 3.12. Развитие физиологии животных и человека
- 3.12.1. Общая характеристика развития физиологии XIX веке
- 3.12.2. Новые физиологические методы
- 3.12.3. Организация первых физиологических лабораторий и
- 3.12.4. Развитие физиологии в отдельных странах
- 3.12.5. Достижение физиологии в XIX столетии
- 3.13. Развитие эмбриологии растении
- 3.13.1. Ч. Дарвин и раскрытие значения перекрестного опыления
- 3.13.2. Изучение зародышевого мешка и пыльцевых зерен. Выяснение э. Страсбургером и и. Н. Горожанкиным механизма оплодотворения
- 3.13.3. Дальнейшие исследования процесса оплодотворения. Работы в. И. Беляева, м. Трейба, с. Г. Навашина и других
- 3.13.4. Открытие с. Г. Навашиным двойного оплодотворения
- 3.14. Начало перестройки морфологии и систематики растений на эволюционной основе
- 3.14.1. Поиски свидетельств филогенетического единства
- 3.14.2. Разработка систематики низших растений
- 3.14.3. Первые попытки создания филогенетических систем в трудах э. Краузе и ю. Сакса
- 3.14.4. Филогенетические системы конца XIX века. Разработка
- 3.14.5. Позднейшие системы растений
- 3.15. Оформление физиологии растений в самостоятельную науку
- 3.15.1. Продукты и схемы процесса фотосинтеза
- 3.15.2. Пигменты растений
- 3.15.3. Фотосинтез и различные факторы среды
- 3.15.4. Почвенное питание растений
- 3.15.5. Азотное питание растений
- 3.15.6. Осмос и передвижение растительных соков
- 3.15.7. Транспирация растений
- 3.15.8. Дыхание и брожение
- 3.15.9. Рост растений
- 3.15.10. Раздражимость и движение растений
- 3.15.11. Экспериментальная морфология растений
- 3.16. Изучение процесса размножения клеток
- 3.16.2. Детальные описания митозов во второй половине 70-х годов
- 3.16.3. Выяснение невозможности «свободного образования» клеток
- 3.17. Эволюционная теория во второй половине XIX века
- 3.17.1. Дарвинизм — единственная подлинно научная теория
- 3.17.2. Борьба за утверждение дарвинизма
- 3.17.3. Неоламаркизм и его разновидности
- 3.17.4. Телеологические концепции эволюции
- 3.17.5. Предтечи мутационной теории эволюции
- 3.17.6. Особенности развития эволюционной теории в России
- 3.17.7. Гипотеза «органического», или «совпадающего», отбора
- 3.17.8. Первые экспериментальные доказательства эффективности естественного отбора
- Глава 4. Становление и развитие современной биологии (с середины XIX в. До начала XXI в.)
- 4.1. Изучение физико-химических основ жизни
- 4.1.1. Первые попытки создать специфическую физику и химию живого
- 4.1.2. Создание теорий химического строения, жиров, углеводов и белков
- 4.1.3. Появление калориметрии
- 4.1.4. Первые успехи в изучении природы биокаталитических реакций
- 4.1.5. Разработка биохимических основ учения о питании
- 4.1.6. Открытие витаминов и коэнзимов
- 4.1.7. Открытие гормонов
- 4.1.8. Создание новых методов
- 4.1.9. Структура и функции белков
- 4.1.10. Изучение структуры нуклеиновых кислот
- 4.1.11. Биосинтез белка
- 4.1.12. Решение проблемы аэробного дыхания
- 4.1.13. Создание представлений о системе биохимических обменных процессов
- 4.1.144. Исследования в области молекулярной биоэнергетики
- 4.1.15. Попытки реконструировать предбиологическую эволюцию
- 4.2. Микробиология и ее преобразующее воздействие на биологию
- 4.2.1. Открытие микроорганизмов
- 4.2.2. Учения о брожениях, открытие анаэробиоза
- 4.2.3. Опровержение л. Пастером теории самопроизвольного зарождения микроорганизмов
- 4.2.4. Формирование представлений о микробной природе инфекционных заболеваний. Подтверждение л.Пастером микробной теории инфекционных заболеваний
- 4.2.5. Золотой век медицинской микробиологии
- 4.2.6. Фагоциторная концепция и.И. Мечникова
- 4.2.7. Развитие гуморальной теории иммунитета
- 4.2.8. Практическое применение иммунизации и химиотерапии
- 4.2.9. Открытие антибиотиков
- 4.2.10. Разработка методов микробиологических исследований
- 4.2.11. Изучение участия микробов в природных процессах.
- 4.2.12. Открытие хемосинтеза. Создание почвенной и экологической бактериологии
- 4.2.13. Физиология и биохимия микроорганизмов
- 4.2.14. Изучение фотосинтезирующих и азотфиксирующих бактерий
- 4.2.15. Теория биохимического единства жизни
- 4.2.16. Морфология и цитология микроорганизмов
- 4.2.17. Систематика микроорганизмов, построение филогенетического древа
- 4.2.18. Молекулярная палеонтология
- 4.2.19. Практическое использование биосинтетической и трансформирующей деятельности микробов
- 4.2.20. Проблема управляемого культивирования
- 4.2.21. Основные этапы развития генетики микроорганизмов
- 4.2.22. Генетика бактерий
- 4.2.23. Изучение трансформации, трансдукции, конъюгации и лизогенной конверсии
- 4.3. Возникновение и развитие вирусологии
- 4.3. 1.Открытие вирусов
- 4.3.2. Биоразнообразие вирусов
- 4.3.3. Этапы развития вирусологии
- 4.3.4. Развитие концепции о природе вирусов
- 4.3.5. Принципы организации вирусов
- 4.3.6. Вирусы бактерий
- 4.3.7. Вирусы как возбудители заболеваний человека
- 4.3.8. Вирусы и рак
- 4.3.9. Применение вирусов
- 4.3.10. Интерферон
- 4.4. Развитие клеточной теории во второй половине XIX века, начало цитологических исследований, изучение структуры клетки
- Развитие цитологии в первой половине XX века
- Хромосомная теория наследственности
- Новые методы исследований
- Ультраструктура клетки
- Проницаемость клеток и модели мембраны
- Цитология во 1950-1980 гг.
- Деление клеток и его регуляция
- Симбиотическая теория
- Современная клеточная теория
- 4.5. От экспериментальной эмбриологии к генетике эмбриогенеза
- 4.6. Основные направления в физиологии животных и человека
- 4.7. Экология и биосфера
- 4.8. Антропология и эволюция человека
- Библиографический список