logo search
Конц

1.2.Философские концепции в развитии естественных наук

Естествознание в течение всей ее истории развивалось под влиянием двух философских идеологий: идеалистической и материалистической. Материалисты отводили главную роль существованию материи как основной субстанции бытия и человеческого познания. А идеалисты на первое место ставили разум, дух (Бога).

Религиозные верования возникли еще в палеолите 40-20 тыс. лет до н.э. Материализм стихийно зародился значительно позже (в VI веке до н.э.) в связи с развитием естественных наук. Одновременно возникает и диалектика как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Однако, долгое время (до 19 столетия н.э.) материализм опирался на метафизику, науку о постоянстве и стабильности и неизменности материи. Это было выгодно буржуазным правительствам, находившимся у власти. На метафизику опиралась и идеалистическая философия.

В 1883 г. Карл Маркс и Фридрих Энгельс совершили настоящую революцию в философии. Они удалили из материализма метафизику и заменили её диалектикой, создав, таким образом, стройную теорию диалектического и исторического материализма. Теория диалектического материализма получила широкое распространение и стала основой развития естественных наук. Если теория диалектического материализма изучает законы развития и функционирования материального мира во времени и пространстве, то теория исторического материализма изучает законы развития общества и разрабатывает законы, оптимального взаимодействия человека с природной средой.

Диалектический материализм сыграл решающую роль в стремительном прогрессе развития естественных наук.

Идеалистическая идеология

На 1-й стадии развития естественных наук, когда сведения о природе были ограничены, развитие естествознания шло под влиянием идеалистического направления в философии. Энгельс в своей работе «Анти-Дюринг» писал: «…Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». (Соч., т.20, с.328). В данном определении следует выделить два аспекта. Во-первых, Ф. Энгельс указывает на то, что всякая религия представляет собой фантастическое, искаженное отражение мира, отражение, при котором земные силы принимают форму неземных, сверхъестественных. Во-вторых, Энгельс идет дальше своих предшественников, объяснявших существование религии чаще всего невежеством масс и обманом их со стороны служителей культа и власть имущих. Он отмечает, что в головах людей происходит фантастическое отражение тех сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни. Теперь обратимся к вопросу о происхождении религии. В отличие от богословских и идеалистических концепций, выдающих религию за необходимый элемент любого общества и культуры, исследуем реальные причины зарождения религии.

Формирование человека и общества охватывает длительный исторический период. Судя по археологическим находкам в Африке, он продолжался более 2,5 млн. лет. На первых этапах формирования человека, когда его психика была целиком вплетена в материальную деятельность, когда отсутствовала членораздельная речь, понятийное мышление, религия отсутствовала. Для возникновения религии необходим был определенный уровень развития мышления, речи, воображения человека, необходимо было возникновение «способности ошибаться». Религия отражала бессилие первобытного человека в борьбе с природой, но для возникновения самых примитивных верований это бессилие должно было быть осознанным, хотя и в ложных, фантастических формах.

Бесспорные свидетельства наличия религиозных верований датируются верхним палеолитом (40-20 тыс. лет до н.э.), когда уже существовали люди современного антропологического типа (обычно называемых кроманьонцами). Наиболее древними формами первобытной религии были магия (колдовство), фетишизм (вера в сверхъестественные свойства материальных предметов) и тотемизм (вера в сверхъестественное родство членов данного племени с каким-либо животным или растением – тотемом). К помощи религиозных верований первобытный человек прибегал в тех случаях, когда пытался иллюзорными средствами восполнить свое практическое бессилие перед стихийными силами природы или враждебными ему иноплеменниками.

Так, например, промысловая магия предваряла рыбную ловлю или охоту, обеспечивая, по мнению первобытных людей, их удачу. Перед охотой как залог удачи ими исполнялся танец, в ходе которого они копьем поражали изображение зверя – предполагаемой добычи. Магия погоды у земледельческих племен призвана была, например, вызывать дожди, необходимые для хорошего урожая. «Вредоносная» магия, согласно верованиям первобытных людей, предохраняла общину от злых умыслов иноплеменников, наносила последним вред, а то и вызывала их смерть. Вера в силу колдовства у австралийских аборигенов, например, была настолько велика, что зафиксированы случаи, когда «околдованный» австралиец действительно умирал. В системе тотемических верований и обрядов особую роль играли обряды ритуального поедания тотема, которые символизировали «приобщение» членов племени к силе и могуществу животного, почитаемого племенем как «родственника». Фетиши якобы предохраняли первобытного человека от болезней, от гибели в бою с врагами.

Таким образом, религия в первобытном обществе была тесно связана с нуждами и потребностями людей, она восполняла иллюзорными средствами их неспособность решать те или иные практические задачи. Главные корни религии в первобытном обществе состояли в бессилии людей перед лицом природы.

В ранних формах религии сверхъестественное еще не отделилось от естественного. Последующая эволюция первобытных верований привела к тому, что сверхъестественное в сознании людей отделилось от естественного и превратилось в самостоятельную нематериальную сущность. Возникла вера в духов и в души (аминизм). Дух и душа уже противопоставлялись материальным вещам и человеческому телу и рассматривались как особые духовные сущности. Появились особые люди (шаманы), чья социальная функция состояла в «общении» с духами, причем они либо «изгоняли» злых духов, либо, напротив, задабривали.

Религии первобытного общества были племенными, они формировались в рамках отдельных родоплеменных общностей и отражали в верованиях и обрядах условия их жизни. Изменения в характере производственной деятельности племени, в его жизни и быте получали фантастическое отражение в религиозных верованиях. Так, переход от матриархата к патриархату привел к замене женских духов мужскими. Выделение из первобытной общины вождей сопровождалось формированием особого культа племенных вождей, наделенных якобы сверхъестественным могуществом.

Разложение родоплеменных отношений, связанное с усилением имущественного неравенства, привело к существенным изменениям в содержании религиозных верований. По мере объединения племен складывался политеизм (многобожие) как идеологическое отражение образовавшихся родоплеменных союзов. Прежние духи превращаются в богов, т.е. в духовные существа, каждое из которых имело свое имя и индивидуальные особенности. Постепенно формируется и особая социальная группа – служители культа (жрецы). Эта группа все более обособляется от массы верующих и входит в состав родоплеменной верхушки, а позднее – в состав господствующего класса.

Появляются постоянные святилища и храмы. Жертвоприношения и доходы с храмовых земель, а также денежные дотации со стороны правительства укрепляют экономическое положение жречества. Религия приобретает новые социальные функции, становится идеологической силой правящего класса.

Материалистическая идеология

В VI в. до н.э. ионийские философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит были уверены, что все вещи обязаны своим возникновением природе, её первоначалам – воде, воздуху, земле и огню. Постепенно стихийно возникает новая идеология в естествознании – материалистическая.

Вместе с этим развивается диалектика – наука о развитии материального мира. Отцом античной диалектики принято считать Гераклита (около 544-483 гг. до н.э.). Гераклит родился в г. Эфесе. Он происходил из старинного аристократического рода, давшего городу Эфесу царей и жрецов. Гераклит передал свои царские обязанности брату и занялся философией и политической деятельностью. Он впервые попытался рассмотреть изменчивость мира во времени. В этой изменчивости он находил противоречия: «Мир бесконечно текуч, все течет, все изменяется и оборачивается своей противоположностью». Одновременно с ним о противоположных началах говорили «пифагорейцы» (члены пифагорейского союза, основанного в VI веке до новой эры в г. Кротоне Южной Италии).

Заслугой древнего материализма было создание гипотезы об атомическом строении материи (Левкипп – около 500-440 гг. до н.э.; Демокрит – около 460 – 370 г. до н.э.). Согласно этой теории в основе мира лежат два начала: «атомы и пустота». Все предметы состоят из реальных, неделимых частиц (атомов). Демокрит утверждал, что все атомы образованы из одной и той же материи. Они различаются только по величине и форме. Атомы численно бесконечны, сталкиваясь и соединясь между собой, они образуют тела и вещи, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни. Он открыто бросил вызов религиозным догматическим предрассудкам, заявляя, что «эти предрассудки притупляют рассудок человека и должны быть отвергнуты в пользу способности человека к логическому мышлению». Диалектика Гераклита представляла мир как не созданный никем из богов или людей, а атомистическое учение Демокрита отвергало представление о сотворении и сохранении мира чуждой ему, стоящей над ним силой.

Постепенно, по мере накопления научных знаний, расшатывались представления о существовании бога, что привело к созданию нового направления в философии – атеистического. Атеизм – отрицание существование бога и сверхъестественных сил. Во 2-й половине V века до н.э. первым, кто возглавил атеистическое направление в философии был Протагор (481-411 г. до н.э.) – основатель школы софистов. Софисты были первыми платными учителями греков, они обучали юношей мудрости в домашних и государственных делах, а также риторике, ораторскому искусству, умению вести диалог и убеждать в своей правоте. Кроме Протагора известными атеистами были Горгий, Гиппий, Продик и Антифонт. Их называли «старшими софистами» (VI-V век до н.э.). К «младшим софистам», жившим на рубеже V-IV века до н.э., относят Алкидома, Трасимаха, Крития и Калликла.

Протагор был автором более 10 работ, таких как «О науках», «О государстве», «Прения, или искусство спорить» и др. Но наибольшую известность получила его работа «О богах». Софисты были глубоко убежденными атеистами. Они утверждали, что древние государственные законодатели специально сочинили «бога» в качестве надсмотрщика за поступками людей. Атеизм получил широкое распространение. Однако правящему классу было невыгодно лишать подневольников веры во всевышнего. Был принят постулат: «Атеизм – это привилегия аристократов, а рабы должны быть верующими»: ими легче управлять. Поскольку Протагор вел активную пропаганду атеизма, он был приговорен Афинским церковным судом к смертной казни, а его книга «О богах» была изъята и публично сожжена.

Наблюдения за естественным ходом природных явлений наводили на мысль, что они совершаются без вмешательства извне, что вещи возникают благодаря действию природных сил или деятельности человека. Отсутствие сколько-нибудь весомых доказательств вело к сомнению или прямому неверию в существование загробного мира или бессмертия души. Царящая в мире несправедливость заставляла усомниться во всемогуществе богов и способствовала появлению критического отношения к официальным культам и жречеству.

Атеизм как мировоззрение широко распространился в Древней Индии, Китае, Греции и стал новой, самостоятельной по отношению к религии формой мировоззрения. Человека больше не удовлетворяла мифологическая форма общественного сознания. Он ищет разумное объяснение мира. Атеизм на всех этапах общественного развития каждый раз выступает как критик той или иной конкретной формы религии.

Вершины своей античный материализм достиг в учении Эпикура (340-270 гг. до н.э.). Он развивал теорию атомического строения материи, изучая причины появления землетрясений, возникновения грома и молний, формирования облаков и возникновение дождя. Эпикур писал: «Мистический ужас мы испытываем тогда, когда не понимаем причины происходящего и не может предположить дальнейший ход событий. Знание причин и следствий способно освободить человека от панических страхов, которые навеваются мифологическими представлениями».

Материалистическое учение о мире Эпикур положил в основу разработанной им этики, своего рода руководства о том, как жить достойной человека жизнью. И, прежде всего человек должен освободиться от страха смерти, от власти суеверий и вообще религии. Эпикур считал, что никто извне, «свыше» не вмешивается в жизнь человека, он вправе и должен полагаться на самого себя, в его стремлении к счастью нет ничего предосудительного, и, возможно, оно только в этой, земной, жизни, потому что никакой другой человеку не дано. Бессмертие – лишь утешительная иллюзия; она обесценивает в глазах человека жизнь, которой он должен дорожить и разумно распорядиться, потому что другой у него нет. Эпикур считал, что причиной веры в богов является страх и бессилие людей.

Развитие материализма шло в неразрывной связи с борьбой прогрессивных сил за освобождение человека от социального и духовного гнета, с прогрессом науки, в первую очередь естествознания, с развитием философской мысли. Материализм, получивший развитие в эпоху перехода европейского общества от феодализма к капитализму в Англии, Франции, Германии в XVII-XIX вв., был важной составной частью Просвещения, борьбы против духовной диктатуры церкви. Религия была подвергнута критике с разных позиций и в ряде важных направлений. Эта критика была по преимуществу критикой средневекового христианства, однако, она опиралась на первые шаги в сравнительном анализе христианства, ислама, буддизма, ряда культов азиатского и африканского происхождения, ставших известными благодаря великим географическим открытиям.

Фома Аквинский в 1274 г. н.э. написал книгу «Сумма Теологий», в которой попытался объединить библейские учения с наукой. Против этого объединения выступили профессора Оксфордского университета Роджер Бэкон (1214 – 1292), Ульям Окама (1290 – 1350) и др.

Великий революционный переворот, который пережило человечество в эпоху Возрождения и Реформации, положил начало стремительному и бурному развитию процесса секуляризации – освобождения различных сфер общественной жизни от диктата церкви, религиозных оков. Выход в свет в 1543 г. работы Коперника «Об обращении небесных сфер» сделал первый шаг к освобождению естествознания от теологии.

Философия также восстала против господства теологии. Ф. Бэкон (1561 – 1626) превратил философию из смеренной служанки теологии в союзницу науки, призванную покончить с бесплодной схоластикой и обратиться к познанию реального мира.

Барух Спиноза (1632 – 1677) был первым философом Нового времени, который обратился к изучению и критике религии. Вера и знание, по глубокому убеждению Спинозы, несовместимы: целью философии является истина, целью веры – лишь покорность и благочестие.

Систематик «бэконовского» материализма английский философ Томас Гоббс (1588 –1679) был убежден, что о существовании бога ничего не известно и известно быть не может, потому что познаваемо лишь то, что воспринимаемо, т.е. материально.

Важным завоеванием этого времени было разрушение теоретической основы религии – спекулятивной философии, метафизики. Дж. Локк (1632 – 1704) в своем произведении «О происхождении человеческих знаний» обосновал философию здравого человеческого смысла, т.е. показал, что не может быть философии, отличной от рассудка, опирающегося на показания здоровых человеческих чувств. Во Франции Пьер Бойль (1647 – 1706) разрушал метафизику, в которой видел последнюю опору теологии и религиозной веры. Он был убежден в противоразумности веры, т.е. в том, что ее «истины» бездоказательны и недоказуемы. Вера опирается только на веру, у нее не может быть опоры в разуме.

Постепенно все большее распространение получает открытый материализм и атеизм, критика религии и основных её догматов о боге и божественном сотворении мира, о бессмертной душе (Д. Ванини (1585 – 1619), Г. Помпонацци (1462 – 1525), Т. Кампанелла (1568 – 1639)). Французские материалисты XV - XVIII в. и, прежде всего, наиболее значительные из них – Э. Кондильяк (1715 – 1780), Д. Дидро (1713 – 1784), Ж. Ламетри (1709 – 1751), П. Гольбах (1723 – 1789) и К. Гельвеций (1715 – 1771), разоблачали религию и церковь как идеологическую опору деспотизма. В религиозных предрассудках и суевериях они видели воплощение невежества, обрекающего человечество на слепоту и рабство. Религия представлялась им источником социального зла. Французские атеисты разоблачали союз алтаря и трона, использование религии властьимущими для одурманивания народа, содержание в страхе и воспитание покорности. Они вскрывали лживость и лицемерие религиозной морали, показывали несовместимость религии с научным знанием и просто здравым смыслом.

Главным в их философии были мысли о том, что нет ничего вне материи и движения, и что сам человек является материальным существом. К. Гельвеций развивает это учение в работе «О человеке», где он утверждает природное равенство человеческих умственных способностей, единство успехов разума с успехами промышленности, природную доброту человека, всемогущество воспитания. Что касается религии, то она, согласно взглядам французских материалистов, враждебна разуму и разумному пониманию человеческих интересов. Идея бога бесплодна – она не объясняет ни одного природного явления, а лишь уводит человека в мир беспочвенных фантазий; бессмертие существует только в воображении, только в создаваемом фантазией потустороннем мире. Страдания, страх и невежество – вот источник возникновения первых представлений о богах.

Особенно остро выступает П. Гольбах, наиболее видный представитель французского материализма, против союза духовной и светской власти. «Достаточно просто открыть глаза, - писал он, чтобы увидеть, сколь опасно для человечества духовенство, которое видит цель свою в том, чтобы поработить сознание и, стремясь к этой цели, открыто объявляет войну науке и разуму». Буржуазное правительство финансирует церковь для того, чтобы священники держали в подчинении своих сограждан, обрекали их на невежество, нужду, они развращали народ и разрушали талант и способность к действию. Церковники обогащались, пользуясь легковерием людей.

Французский атеизм во многом еще непоследователен. Тот же Гольбах был убежден, что атеизм – не для простого народа, а лишь для образованной части общества. Во взглядах французских материалистов немало научных представлений, в особенности касающихся общественной жизни. И при всем том французский материализм знаменовал собой важный шаг на пути освобождения человека от духовного гнета. Атеизм выступил здесь как составная часть социальной критики и революционного движения, призывая к просвещению, торжеству разума, освобождению человека от гнета суеверий и предрассудков.

Дальнейшее свое развитие атеизм получил в немецком Просвещении, немецкой классической философии. Крупнейшим представителем просветительской мысли в Германии был Г.Э. Лессинг (1729 – 1781), испытавший на себе влияние пантеизма Спинозы, который растворял бога в природе. Вместе с другими просветителями XV – XVIII в. он выступал против религиозного фанатизма и нетерпимости, против веры в догмы и чудеса.

Основоположник немецкой классической философии И. Кант (1724 – 1804) понимал Просвещение как преодоление человеком той незрелости, того несовершеннолетия, в котором он «засиделся» по собственной вине и суть которого в том, что человек не научился самостоятельно пользоваться разумом, не ожидая подсказки со стороны. «Иметь мужество пользоваться своим собственным разумом» – вот к чему призывает и чему учит просвещение. И с точки зрения разума ни одно из так называемых доказательств существования бога не является доказательством.

Атеистические идеи получили широкое распространение в русской культуре и общественной мысли в связи с развитием научного знания и освободительного движения, направленного против крепостничества и царизма. В естественных науках М.В. Ломоносов, в общественной мысли просветители второй половины XV – XVIII в. выступали против клерикального засилья и косности, против оков, налагаемых религиозным фанатизмом и догматизмом, суевериями и предрассудками на общественное сознание. Важную роль сыграло начатое А.Н. Радищевым (1749 – 1802) и продолженное декабристами (А.П. Барятинским (1798 – 1844); И.Д. Якушкиным (1793 – 1857) и другими) разоблачение союза православной церкви с самодержавием, религии с тиранией. Их освободительно-гуманистические устремления получили отражение в творчестве Пушкина. Союз православия с самодержавием объясняется тем, что царское правительство финансировало церковь в ответ на воспитание у верующих послушания, терпимости, покорности, «не сопротивления злу насилием».

Ярко атеистическая окрашенность характерна и для философского материализма русских революционных демократов (А.И. Герцен (1812 – 1870), Н.П. Огарев (1813 – 1877), В.Г. Белинский (1836–1861), Н.А. Добролюбов (1836–1861), Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889), Д.И. Писарев (1840 – 1868). Материалистические идеи русских демократов оставили свой след в работах И.М. Сеченова (1829 – 1905), И.И. Мечникова (1845 – 1916), К.А. Тимирязева (1843 – 1920) и многих других.

Значительный шаг в развитии атеистической мысли был сделан Л. Фейербахом, восстановившим материализм в его правах в немецкой классической философии. Л. Фейербах (1804 – 1872) был занят не опровержением существования бога. Для него главный вопрос – это вопрос о сущности человека. Решение этого вопроса дает ключ к объяснению религии. Фейербах выявляет антропологические основы религиозных представлений. Бог существует лишь в воображении, является созданием религиозной фантазии – фантастическим отражением человеческой сущности. Вне природы и человека нет ничего. Фейербах раскрывает человеческое происхождение содержания всех религий, включая и христианство.

В середине XIX в. широкое распространение получил вульгарный материализм Г. Бюхнера (1813 – 1837), Я. Молешотта (1822 – 1893), К. Фохта (1817 – 1895) в Германии и в других европейских странах. Позднее на их взгляды опирался Э. Гекккель (1834 – 1919), основавший в 1906 г. для борьбы с господствовавшими религиями «Союз монистов». Популяризируя достижения естествознания, в первую очередь физиологии и дарвинизма, защищая материализм и свободу мысли, ведя борьбу против обскурантизма и церковного мракобесия, эти атеисты сыграли определенную положительную роль в просвещении масс. Однако в целом эта форма атеизма была весьма ограниченной, непоследовательной, подчас примитивной по уровню философского мышления.

Крупнейший вклад в развитие материализма внесли труды Карла Маркса (1818 – 1883) и Фридриха Энгельса (1820 – 1895). Они исключили метафизику из материализма, за которую усилено цеплялись все их предшественники, включили в материалистическую идеологию диалектику. В результате ими была разработана теория диалектического материализма.

Метафизика («после физики») – это философское учение, о принципах бытия недоступных опыту, непонятное туманное. Она рассматривает вещи и явления как законченные и неизменные, независимые друг от друга. Метафизика отрицает внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. История развития науки и практика в 19-20 столетиях убедительно доказала превосходство диалектического материализма перед всеми формами метафизики. Главным научным трудом Карла Маркса является его труд «Капитал» (1867, 1885, 1894 годах), посвященный политической экономии. В нем он дал научное обоснование объективных законов развития капиталистического способа производства и воспроизводства.

Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы общества и мышления. Диалектический материализм – философское направление, которое изучает законы развития и функционирования мира в целом, отношения взаимодействия человека с окружающей природной средой. Максимальное развитие диалектика получила в работах Ф. Энгельса. В течение 10 лет (1873 – 1883) он работал над научным трудом, который назвал «Диалектика природы». В нем Энгельс дал диалектико-материалистическое обобщение всех наиболее значительных достижений естественнонаучной мысли своего времени, а также предшествующей истории естествознания и развил философские основы материализма в применении к естественным наукам.

Характеризуя диалектику как науку о всеобщей связи, Ф. Энгельс выделил основные законы:

1) превращение количества в новое качество;

2) взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайностей;

3) развитие путем противоречия, или отрицания отрицания;

4) спиральная форма развития.

Диалектический материализм успешно преодолел недостатки старого материализма, во всех его формах и проявлениях, таких как механистический материализм, антропологический материализм Фейербаха, французских материалистов XVIII века Дидро, Гольбаха и философии революционеров-демократов Белинского, Герцена, Добролюбова, Чернышевского.

В дальнейшей истории материализма резко обозначились принципиально новые линии: развитие диалектического и исторического материализма, с одной стороны, и ряд упрощенных разновидностей материализма – с другой. К упрощенным разновидностям материализма можно отнести американский натурализм, махизм. Принципиальная точка зрения махистов – отрицание причинно-следственных связей Представитель – австрийский физик и философ Эрнест Мах. Натурализм – течение, которое отрицает социально-исторические законы развития морали как общественного явления. Мораль и этика оторваны от фактических знаний.

Новейшие открытия в физике не только не опровергли материализм, а наоборот, укрепили его. В.И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» отмечал, сколь велико значение метода материалистической диалектики для научного прогресса. Борьба философских направлений в естествознании усиливается в периоды, когда наука делает новые открытия. Начиная с 1985г. в России принципы и категории диалектического материализма подвергаются произвольной интерпретации со стороны представители вульгарных философских течений. Философские ревизионисты, как правило, спекулируют на еще не решенных и очень важных проблемах науки. Открытие в физике нелинейных хаосогенных динамических систем было использовано современными махистами (И. Пригожин, В.И. Аршинов, А.Б. Венгеров, А.П. Назаретян) для развития идеи реакционного субъективизма, создания новой парадигмы в естествознании – синергетики. Возрождение и оживление идеализма, метафизических методов в естествознании (церковного догматизма, позитивизма) является свидетелем буржуазной реакции на прогресс научного знания.

Появление новых течений идеалистического толка в России с 1990 г. оказалось возможным на фоне развала социалистического строя и победы капитализма, с которым связаны распад хозяйственно-экономических связей, рост межнациональных вооруженных конфликтов, спад производства и новые витки инфляции. Для стабилизации ситуации в обществе буржуазно-демократическое правительство России все силы бросило на возвышение религиозного культа. Правительство приветствовало внедрение на территорию России разных религиозных конфессий для снятия психологической напряженности в обществе. Развитие религиозного культа во всех формах сопровождалось упадком культуры и появлением консерватизма в науке. Синергетика стала внедряться во все, в том числе и естественные науки.

Синергетика – современная форма идеализма. По определению Г. Хаккена, «синергетика – самоорганизация хаотических элементарных структур, спонтанный переход от неупорядоченного состояния к упорядоченному за счет совместного кооперативного действия многих подсистем, в т.ч. и сверхъестественных сил». В отличие от диалектики, которая трактует, что «случайное – это форма проявления необходимого», синергетика противопоставляет этому «гадательный случай и расчет вероятностей». С точки зрения синергетики нельзя предвидеть развитие процесса. Она утверждает только одну форму развития – случайную. Синергетика объясняет развал Советского союза как результат случайных неуправляемых процессов в самоорганизующихся системах. Она покровительствует восстановлению средневековых форм религии – спиритизму, астрологии, хиромантии и др. В век научно-технической революции эти верования отнюдь не канули в прошлое, а напротив, обрели свое второе рождение. Десятки миллионов людей на Западе сегодня охвачены колдовским безрассудством. Они совершают жертвоприношения языческим богам, чествуют ведьмовских королей. В жизни они руководствуются не знанием и разумом, а поведением звезд на небосводе, теням внутри магических кристаллов. Этим, как правило, занимаются безработные. Для них это бизнес, средство заработка и обеспечение сытой жизни. Как сказал Хаббард: «Хочешь быть богатым – сочини религию, овладей приемами психологического воздействия на прихожан». Чем хуже условия жизни населения, тем чаще отчаявшиеся люди обращаются к богу и сверхъестественным силам.

На современном этапе экономического развития общества экономика и идеология правительств многих стран зависит от процесса глобализации и развития мирового рынка. Процессы глобализации связаны с интеграцией национальных экономик мира в единую глобальную экономику. Ведущая идея глобализации – открытый рынок. Действующая сила глобализма – капитал транснациональных компаний (ТНК). Из 10 крупнейших по объему зарубежных активов ТНК 5 находятся в США, 2 – в Англии и по 1 – в Германии, Швейцарии, Японии. Их усилия направлены на перекачивание ресурсов в сторону уже накопленного богатства и увеличения разрыва между достатком и нищетой. Слаборазвитые государства станут еще беднее. Капитализм (США и другие высокоразвитые страны) не допустит их процветание. Церковь поддерживает политику буржуазных правительств, т.к. они хорошо ей оплачивает эту поддержку, вкладывает большие деньги на строительство храмов и церквей, обеспечивают содержание духовных школ и семинарий.