Контрольные вопросы.
Приобретённый иммунитет, отличие его от наследственного (видового, врождённого). Виды приобретённого иммунитета.
Задача. В семье заболел дифтерией ребенок Валерий, 3 лет. Другие члены семьи не заболели, причём мать переболела дифтерией в детстве, а отец был привит дифтерийным анатоксином. Старшая сестра Наташа, 5 лет, в своё время не была привита дифтерийным анатоксином из-за медицинских противопоказаний, поэтому пришлось провести ей экстренную профилактику с помощью противодифтерийной антитоксической сыворотки. Младший брат, Виталий, 3-х месяцев, не заболел, хотя ничем не был привит. В доме есть кошка и собака, они не заболели. Назовите для каждого из членов семьи и для животных вид иммунитета, благодаря которому они не заболели.
Что такое антиген? Какие вещества могут быть антигенами? Полноценные антигены и гаптены, чем они отличаются друг от друга? Структура антигена. Как называется часть молекулы антигена, определяющая его специфичность? Назовите известные Вам антигены. Что такое аутоантигены? Антигенное строение микробной клетки. Жгутиковые и соматические антигены; локализация, буквенное обозначение, химическая природа, отношение к температуре, способ получения, практическое применение. Видоспецифические, типоспецифические и группоспецифические антигены микробов, их практическое значение для идентификации микроорганизмов. Антигены организма человека, аутоантигены. Антигены главного комплекса гистосовместимости (МНС) и их роль в формировании иммунного ответа в реакциях отторжения трансплантата. Анатоксин, его свойства, применение, получение. Какая ткань составляет иммунную систему организма? Укажите центральные и периферические органы иммунной системы человека. Опишите процесс формирования гуморального и клеточного иммунного ответа. Укажите клетки, которые осуществляют захват и переваривание антигена; клетки, которые взаимодействуют при формировании гуморального иммунитета, клеточного иммунитета; клетки, которые трансформируются и превращаются в плазмоциты, продуцирующие антитела; клетки, стимулирующие этот процесс; клетки, которые угнетают иммунный ответ; клетки, которые убивают опухолевые клетки, и заражённые вирусом клетки. Что такое антитела? Как получить иммунную сыворотку? Как получить сыворотку, которая бы нейтрализовала столбнячный токсин? Против каких антигенов образуются антитоксины, агглютинины, гемолизины? Какие антитела образуются при введении в организм дифтерийного анатоксина? дифтерийных бактерий? Химическая природа и структура антител. Что такое активный центр иммуноглобулина? Перечислите классы иммуноглобулинов, их свойства. Укажите класс иммуноглобулинов, способных проникать через плаценту. К какому классу относятся секреторные иммуноглобулины? Динамика накопления антител. Чем отличается вторичный иммунный ответ от первичного? Как в практической медицине используются знания о динамике иммунного ответа? Что такое реакции иммунитета, каков их механизм, фазы реакции. В каких 2-х направлениях используют реакции иммунитета? Перечислите реакции иммунитета.
Задача. Поставьте вместо пропущенных слов «анатоксин» или «антитоксин»: _________ является антигеном, _________ является антителом, __________ создает при введении в организм активный иммунитет, __________ создает при введении в организм пассивный иммунитет, __________ получают путём иммунизации животных, ___________ получают из токсина при воздействии формалином и теплом, ___________ нейтрализует токсины, __________ вызывает в организме образование антител.
Реакция агглютинации: что такое агглютинация, что является антигеном, что - антителом; методы постановки, какие контроли ставятся и для чего; как должны выглядеть контроли? Агглютинирующие сыворотки, что они содержат, как их получают, для чего применяются; что такое титр агглютинирующей сыворотки? Реакция непрямой (пассивной) гемагглютинации: что служит антигеном в этой реакции, как его получают, механизм реакции? Что такое эритроцитарный диагностикум? Что такое антительный эритроцитарный диагностикум? Реакции преципитации: что такое преципитация, что служит антигеном; как получить преципитирующую сыворотку? Что такое титр преципитирующей сыворотки? Методы постановки, практическое применение.
Задача. На одежде человека, обвиняемого в убийстве, обнаружено пятно крови. С помощью какой реакции можно определить, человеческая ли это кровь; что в этой реакции будет антигеном, и что антителами; какой диагностический препарат нужно иметь в лаборатории для этой реакции, как его приготовляют?
Задача. Как при помощи реакции преципитации определить, является ли доставленный для анализа образец мяса крупного рогатого скота или мясом лошади; какие необходимы диагностические препараты?
Реакция преципитации в агаровом геле, способы постановки, практическое применение.
- Государственное бюджетное образовательное учреждние высшего профессионального образования
- Методические указания к самостоятельной подготовке студента.
- План практических занятий.
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Периодические издания
- Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы.
- Занятие 1
- План изучения темы.
- После изучения темы студент должен уметь.
- Правила для студентов, работающих на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии.
- Обязанности дежурного.
- Дополнительный материал к занятию. Правила микроскопии с иммерсионной системой.
- Приготовление фиксированных препаратов из культур микроорганизмов.
- Техника окраска по Граму в модификации Синёва.
- Отношение бактерий к окраске по Граму.
- Окраска по Цилю-Нильсену.
- Контрольные вопросы.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 2
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 3
- После изучения темы студент должен уметь.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 4
- Контрольные вопросы по разделу «Морфология микробов» (подробную расшифровку вопросов смотрите в занятиях 1-3).
- Работа студента на практическом занятии.
- Методы выделения чистых культур бактерий
- Техника посева микроорганизмов на питательные среды
- Приборы, методы и среды для культивирования анаэробов
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 6
- После изучения темы студент должен уметь.
- Дополнительный материал к занятию. Методы стерилизации
- Методы контроля стерильности.
- Методы частичного обеспложивания.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 7
- Дополнительный материал к занятию.
- Методы проведения санитарно-микробиологических исследований
- Допустимые уровни бактериальной обсеменённости воздушной среды помещений лечебных учреждений в зависимости от их функционального назначения и класса чистоты
- Контрольные вопросы.
- Задание на самостоятельную работу.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 8
- Контрольные вопросы.
- Контрольные практические задания по разделу «Физиология микробов.
- Работа студента на практическом занятии.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Запись в тетради
- План изучения темы.
- После изучения темы студент должен уметь.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 11
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 12
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Занятие 13
- Работа студента на практическом занятии.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 15
- Применение бактериофагов.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 16
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 17
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 18
- План изучения темы.
- После изучения темы студент должен уметь.
- Дополнительный материал к занятию Микробиологические методы идентификации микробов рода Staphylococcus
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 19
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 20
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 21
- Цель самоподготовки
- Контрольные вопросы по разделу
- Занятие 23
- Методы определения вида и типа вирусов
- Контрольные вопросы
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Самостоятельная работа студента на практическом занятии
- Занятие 24
- План изучения темы.
- После изучения темы студент должен уметь.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 25
- Задания для самостоятельной работы.
- Задание для самостоятельной работы.
- Задание для самостоятельной работы.
- Задание для самостоятельной работы.
- Задания для самостоятельной работы.
- Работа студентов на практическом занятии.
- Занятие 30
- Занятие 31
- Занятие 32
- Работа студента на практическом занятии