10.5. Гуманистические позиции биоэтики
Биоэтика возникла и стала интенсивно развиваться в начале 70-х гг. в Западной Европе и США. Большую роль в становлении биоэтики сыграла медицина, а также развитие генетики, осознание не только биологами, но и обществом возможных негативных последствий генной инженерии. Новый уровень технико-практических возможностей медицины и экспериментальной науки поставил перед учеными новые этические проблемы. Биоэтика возникла как ответ на технологические вызовы в медицине. Новые технологии трансплантации органов, зарождения и поддержания жизни вступили в противоречие и даже в конфликт с традиционными культурными ценностями и с традиционными аксиологическими (ценностными) ориентациями. Например, для христианства сердце – это не только важнейший биологический, но и духовный орган человека.
Можно сказать, что биоэтика – это форма защиты прав человека, в том числе его права на жизнь, на здоровье, на ответственное и свободное самоопределение своей жизни. Если рассматривать биоэтику не просто как анализ норм взаимоотношений врача и пациента, а в более широком контексте и в силовом поле тех ментальных и ценностных форм, которые определяют отношение к жизни и смерти, к детству и старости, то в этом случае эта наука окажется аксиологически нагруженной. Она не только врачебную этику включит в себя, этические нормы отношения к животным, но и экологическую, этику отношений человека с биогеоцинозами и со всей биосферой. Не только человек, но и вся природа окажутся субъектами этических размышлений и моральной регуляции. Биоэтикой выдвигаются и отстаиваются следующие постулаты:
1. Единство науки и гуманистических ценностей.
2. Необходимость ставить гуманистические цели выше исследовательских.
3. Регулирование, исходя из гуманистических ценностей, научных исследований, включая и запреты на некоторые виды экспериментов, связанных с участием человека.
4. Разработка правил биомедицинских работ с учетом прав личности, включая юридические нормы.
Следует остановиться на вопросах неразрывной связи биоэтики с медицинской этикой и правом. Общественный смысл биоэтики заключается в том, что она является конкретным проявлением гуманизма в медицине. Этот критерий является основным в научных исследованиях по биологии и медицине. И какие бы цели ни ставились исследователями, гуманизм и безвредность для человека всегда должны стоять на первом месте – такой подход служит мерилом любой человеческой деятельности, в том числе и по ускорению научно-технического прогресса. В этой связи необходимо развивать экологическую этику и разрабатывать специальный экологический кодекс.
Что нового в биоэтике сравнительно с традиционной врачебной этикой? Современный врач сталкивается с конфликтом духа и буквы клятвы Гиппократа, которая была незыблемой этической основой врачевания в течение двадцати четырех веков.
Вспомним наиболее известную этическую заповедь Гиппократа – прежде всего не навредить пациенту. Когда современные хирурги-трансплантологи пересаживают почку или долю легкого живого донора (даже имея на это добровольное согласие донора) обреченному больному, приведенное этическое предписание по отношению к донору с очевидностью нарушается. Далее. Сторонники разрешения проблем умирающего больного с помощью активной эвтаназии (введения смертельной дозы яда) говорят, что в этом заключается его «право на смерть». Есть потребность в допустимости «убийства из милосердия» неизлечимо больного близкого человека. Следует признать, что такая ситуация является особенно психологически убедительной, ведь здесь требование милосердного отношения к страданию, «смертной муке» другого человека может обрести силу категорического императива. Но это еще не значит, что такой выбор можно безоговорочно оправдать этически. Врач, осуществивший «убийство из милосердия», совершает отчаянный и рискованный шаг «по ту сторону добра и зла» и обрекает себя на вечную (до конца своей сознательной жизни) работу самооправдания: достаточно ли весомыми были в тот момент его аргументы, когда он в привычных определениях добра и зла единственно по своей воле поменял местами знаки «плюс» и «минус».
В биоэтике уже стали привычными такие понятия, как «право на аборт», «право на смерть» и т.д. Но, может быть, это есть квазиправо – оно не может быть записано во Всеобщей декларации прав человека. В самом деле, сторонники права на аборт делают акцент на следующих аргументах: криминальные аборты есть еще большее зло, общество должно уважать право женщины на свободное и ответственное материнство; в особенности на ранних сроках беременности понятие «эмбрион» не тождественно понятию «человек» и т.д. В то же время они не придают должного значения другим аргументам: отмена запрета на аборт просто игнорирует моральный статус эмбриона, ценность жизни плода; аборт как моральный выбор самой женщины, врача-оператора, юристов, легализировавших такую социальную практику, не свободен от противоречий.
Современный прогресс клинической медицины потребовал уточнения самого принципа гуманизма. Соответствует ли гуманности искусственное оплодотворение или прекращение жизнеподдерживающего лечения умирающего пациента? Подлинным началом духовных исканий в биоэтике является тревога и забота о будущем человеческого рода. Когда американский биолог В.Р. Поттер предложил термин «биоэтика», назвав ее «мостом в будущее», он был, несомненно, прав, так как биоэтика все более явно занимается поиском реальных путей к созданию глобальной этики человечества будущего.
- Современного
- Естествознания
- Курс лекций
- Логика познания и методология естественных наук
- 1.1. Всеобщий характер законов природы
- 1.2. Понятия метода и методологии. Классификация методов научного познания
- 1.3. Общенаучные методы эмпирического познания. Наблюдение и эксперимент
- 1.4. Общенаучные методы теоретического познания. Абстрагирование и идеализация. Мысленный эксперимент
- 1.5. Формализация как метод теоретического познания. Язык науки
- 1.6. Индукция и дедукция как формально-логические методы познания. Основные методы индукции
- Естествознание эпохи античности. Натурфилософия и ее место в истории естествознания. Возникновение античной науки
- 2.1. Естествознание эпохи Средневековья
- 2.2. Научные революции в истории естествознания. Естествознание эпохи Возрождения. Первая научная революция. Учение о множественности миров
- 2.3. Естествознание Нового времени. Научная революция XVII века. Создание классической механики и экспериментального естествознания
- 2.4. Естествознание Нового времени и проблема философского метода
- 2.5. Научная революция второй половины XVIII–XIX веков. Диалектизация естествознания
- 2.6. Исследования в области электромагнитного поля и начало крушения механистической картины мира
- 2.7. Естественнонаучная революция первых десятилетий XX века. Проникновение вглубь материи. Теория относительности и квантовая механика. Крушение механистической картины мира
- 2.8. Научно-техническая революция, ее исторические этапы и естественнонаучная составляющая
- Понятия пространства, времени и материи. Фундаментальные взаимодействия
- 3.1. Гравитационное взаимодействие
- 3.2. Понятие о квантовой гравитации
- 3.3. Слабое взаимодействие
- 3.4. Электромагнитное взаимодействие
- 3.5. Сильное взаимодействие
- 3.6. Тенденции объединения взаимодействий
- 3.7. Концепции материи, движения, пространства и времени
- Фундаментальные принципы и законы
- 4.1. Свойства пространства-времени и законы сохранения
- 4.2. Классическая концепция Ньютона
- 4.3. Статистические и термодинамические свойства макросистем
- 4.4. Электромагнитная концепция
- 4.5. Концепции дальнодействия и близкодействия
- 4.6. Дискретность и непрерывность материи
- 4.7. Сущность электромагнитной теории Максвелла
- 4.8. Корпускулярно-волновые свойства света
- 4.9. Основные концепции описания микромира
- 4.10. Постулаты Бора
- 4.11. Нуклонный уровень организации материи
- 4.12. Дефект массы и энергия связи
- 4.13. Релятивистская квантовая физика. Античастицы и виртуальные частицы
- 4.14. Физический вакуум в квантовой теории поля
- Место и роль химии в современной цивилизации
- 5.1. Фундаментальные основы современной химии
- 5.2. Особенность и двуединая задача современной химии
- Концептуальные уровни современной химии
- 5.3. Понятия «химический элемент» и «химическое соединение» с точки зрения современности
- 5.4. Учение о химических процессах
- 5.5. Эволюционная концепция в химии
- 5.6. Сущность химической эволюции
- 5.7. Превращение органических и неорганических соединений
- 5.8. Синтез веществ
- 5.9. Современный катализ
- Природные процессы образования земных и внеземных веществ. Природные запасы сырья и превращение энергии
- 6.1. Природные запасы сырья и превращение энергии
- Металлы
- 6.2. Неметаллическое сырье
- Углерод
- 6.3. Вторичное сырье
- 6.4. Химические процессы и энергетика
- 6.5. Природные энергоресурсы
- 6.6. Источники электрической и тепловой энергии
- 6.7. Эффективность энергосистем
- 6.8. Радиоактивные изотопы
- 6.9. Плазмохимические процессы
- Особенности биологического уровня организации материи
- 7.1. Важнейшие открытия второй половины XIX века, которые легли в основу современной биологии
- 7.2. Многогранность живого
- 7.3. Триединство концептуальных уровней познания в современной биологии
- 7.4. Структурные уровни организации живых систем
- 7.5. Развитие современной концепции биохимического единства всего живого
- 7.6. За счет чего функционирует энергетика живого?
- 7.7. Особенности термодинамики, самоорганизации и информационного обмена в живых системах
- 7.8. Роль генетического материала в воспроизводстве и эволюции живых организмов
- Биологическая эволюция
- 8.1. Какие научные факты обосновывают эволюционность живого?
- 8.2. Исторически сформированные концепции происхождения жизни
- 8.3. Особенности условий на ранней Земле
- 8.4. Принципы биологической эволюции
- Происхождение человека
- 9.1. Сущность современной эволюционной теории происхождения человека от животного предка
- 9.2. Роль естественного отбора и социальных факторов в эволюции человека как комплексном процессе антропосоциогенеза
- 9.3. Как современная наука определяет природу и сущность человека?
- 9.4. Что свидетельствует о сложности и многомерности внутреннего мира человека?
- 9.5. Какие факторы определяют природу человеческого сознания?
- 9.6. Как трактуется психика и сознание теорией отражения?
- 9.7. Чем характеризуются эмоции, чувства, интеллект с позиций гносеологии?
- 9.8. Суть феноменов человеческого воображения и памяти
- 9.9. Возможности психического управления телесными, соматическими процессами
- Биоэтика и поведение человека
- 10.1. Истоки человеческой морали и этики
- 10.2. Сравнительный анализ социальных структур и социального поведения животных и человека
- 10.3. Чем определяются мотивации человеческого поведения?
- 10.4. Проблема смысла и цели человеческого бытия
- 10.5. Гуманистические позиции биоэтики
- 10.6. Какие факторы приводят к потере здоровья отдельного человека и популяции?
- 10.7. Различие между валеологическими и медико-биологическими подходами к оздоровлению
- 10.8. Что дают современные мировоззренческие знания для понимания природы здоровья?
- Человек и биосфера
- 11.1. Основа организации и устойчивости биосферы
- 11.2. Эволюция биосферы
- 11.3. Суть и главная задача экологии
- 11.4. Основы целостного учения в.И. Вернадского о биосфере
- 11.5. Новое состояние биосферы в результате взаимодействия человека и природы
- Эволюционно-синергетическая парадигма
- 12.1. Принципы синергетики
- 12.2. Сущность гуманитарного аспекта синергетики
- Словарь терминов по курсу
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Учебное издание основы современного естествознания Курс лекций
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33. Основысовременногоестествознания Витебск 2007