10. Предпосылки и основное содержание новейшей революции в естествознании (XX в.) Становление современной науки
Новейшая революция в естествознании, начавшаяся в 90-х годах XIX века и продолжавшаяся до середины XX века, была глобальной научной революцией, подобной революции XVI-XVII вв. Начавшись в физике, она затем проникла в другие естественные науки, кардинально изменив философские и методологические основания науки, создав феномен современной науки. Первый этап революции, охарактеризованный нами выше, внес значительные изменения в представления о структуре материи, ее свойствах и видах.
Второй этап революции (сер. 20-х гг. – 40-е гг. ХХ в.) был связан с формированием новой квантово-релятивистской картиной мира, основанной на двух фундаментальных теориях этого периода – квантовой механике и теории относительности Эйнштейна. Все предшествующие фундаментальные представления были оспорены и заменены новыми. Вещество больше не рассматривалось как материальная субстанция, время не абсолютно и течет по-разному для объектов, которые движутся с разной скоростью. Вблизи тяготеющих масс время вообще замедляется и при определенных условиях может даже остановиться. Планеты движутся по своим орбитам не потому, что их притягивает некая сила, действующая на расстоянии, но потому, что само пространство, в котором они движутся, искривлено. Субатомные объекты обнаруживали себя и как частицы, и как волны, демонстрируя двойственную природу. Принцип неопределенности в корне подрывал лапласовский механистический детерминизм.
Третий этап (40-е – 70-е гг. ХХ в.) начался с овладения атомной энергией, создания ЭВМ и кибернетики, освоения космоса и развития космонавтики и др. Научная революция соединяется с технической революцией, что приводит к НТР. На лидирующие позиции наряду с физикой начинает претендовать биология. Развитие биосферного подхода привело к новому пониманию феномена жизни. Жизнь перестала восприниматься как случайное явление во Вселенной и превратилась в закономерный этап саморазвития материи. Науки биосферного класса: почвоведение, биогеохимия, биоценология, биогеография изучают системы, в которых происходит взаимопроникновение живой и неживой природы.
Сущность НТР проявляется в превращении науки в непосредственную производительную силу общества, а самого производства – в простое технологическое применение науки. Конкретно этот процесс проявляется во внедрении автоматизации управляемых систем на основе электроники, в использовании новых видов энергии (прежде всего развитие атомной энергетики), в увеличении удельного веса химической технологии, связанной с производством материалов с заранее заданными свойствами, космонавтика.
Начинают формироваться новые представления о Вселенной в целом и обо всех ее проявлениях с точки зрения глобального эволюционизма. Первыми попытались распространить принцип эволюционизма за пределы биологических наук физики. Они выдвинули гипотезу расширения Вселенной, признав несостоятельность предположения о ее стационарности. Вселенная явно развивается, начиная с гипотетического Большого взрыва, давшего энергию для ее формирования и развития. Эта концепция была предложена в 40-е и окончательно утвердилась в 70-е гг. Современный эволюционизм в биологических науках нашел свое проявление в поиске закономерностей и механизмов эволюции сразу на многих уровнях организации живой материи. Основная работа велась (и ведется) на молекулярно-генетическом уровне, в результате чего была создана синтетическая теория эволюции (синтез генетики и дарвинизма). Проникновение принципа эволюционизма в геологию привел к утверждению концепции дрейфа континентов. Возник ряд дисциплин, которые сформировались именно благодаря применению принципов развития и поэтому были эволюционны в самой своей основе: биогеохимия, антропология, экология и т.д.
Одним из важнейших результатов внедрения принципа глобального эволюционизма было возникновение синергетики. Если в классической науке господствовало убеждение, что материи свойственна тенденция к понижению степени ее упорядоченности, стремление к равновесию, т.е. в энергетическом отношении к хаотичности. Однако исследование живых систем давало факты, прямо противоречащие этому. Степень их упорядоченности не только не убывала со временем, а напротив, возрастала. Распространение принципа эволюционизма на все уровни материи сделал это противоречие еще более заметным. Стало очевидным, что для сохранения целостного непротиворечивого представления о мире нужно признать, что в природе, во Вселенной действует не только разрушительный, но и созидательный принцип. Материя способна самоорганизовываться и самоусложняться. Возникла теория самоорганизации, которая стала развиваться по нескольким направлениям – синергетика (Г.Хакен), неравновесная термодинамика (И.Пригожин), теория катастроф (Р.Том). Сформировавшись на базе физических дисциплин – термодинамики, радиофизики и др., в настоящее время синергетика имеет междисциплинарный характер. Ее идеи подводят базу под глобальный эволюционный синтез, осуществляющийся в науке.
В то же время во второй половине ХХ века стала складываться парадоксальная ситуация: с одной стороны, наука предъявила весомые доказательства своей ведущей роли в обществе, с другой стороны, в культуре формировалось и развивалось отрицательное отношение к науке – антисциентизм. Использование научных открытий для создания новых видов оружия и вооружения злодеев средствами массового уничтожения (от ядерного до химического и бактериологического), применение научных достижений для манипулирования сознанием людей, попытки создания в обществе тотального компьютерного контроля, эксперименты с генами животных и людей и др. – все это заставило многих отказаться от своей прежней безоговорочной веры в науку. Все это свидетельствует о кризисе культуры и цивилизации и связанной с ним переоценке ценностей. При этом подвергаются серьезной критике и уточняются место и роль науки, и, прежде всего, естествознания и техники, в жизни общества.
- Концепции современного естествознания Справочник для студентов
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- 1. Культура и наука. Критерии науки и ее социальные функции
- 2. Мир природы и мир человека: способы познания
- 3. Сциентизм и антисциентизм – мировоззренческие позиции хх века и их влияние на развитие культуры
- 4. Этика науки
- Тема 2. Предмет и метод естествознания
- 1. Предмет естествознания. Эволюция понятия природы
- 2. Научный метод. Классификация методов естественнонаучного познания
- 3. Формы научного знания
- 4. Принципы естествознания. Способы обоснования (модели) естественнонаучного знания
- Тема 3. Динамика естествознания и тенденции его развития
- 1. Возникновение естествознания. Проблема начала науки
- 2. Основные модели развития естественнонаучного знания
- 3. Научные революции и смена картин мира
- 4. Классическое, неклассическое и постнеклассическое естествознание
- Тема 4. История естествознания
- 1. Знание о природе в древних цивилизациях
- 2. Античная наука о природе
- 3. Эпоха Средневековья: религиозная картина мира и естественнонаучное познание
- 4. Эпоха Возрождения: революция в мировоззрении и науке. Предпосылки классической науки
- 5. Галилео Галилей и его роль в становлении классической науки
- 6. И. Ньютон и его роль в становлении классической науки
- 7. Научная революция XVI-XVII веков, ее ход, содержание и основные итоги
- 8. Естествознание в XVIII-XIX вв.
- 9. Физика на рубеже XIX-XX веков, ее открытия и достижения
- 10. Предпосылки и основное содержание новейшей революции в естествознании (XX в.) Становление современной науки
- Тема 5. Структурные уровни организации материи
- Современные взгляды на структурную организацию материи
- Тема 6. Макромир: вещество и поле. Принципы классической физики
- 1. Корпускулярная и континуальная концепции природы
- 2. Детерминизм. Динамические и статистические закономерности
- 3. Основные принципы термодинамики. Значение законов термодинамики в описании явлений природы
- 4. Основные понятия, законы и принципы классической физики
- Тема 7. Открытые системы и неклассическая термодинамика
- 1. Закрытые и открытые системы. Энтропия, порядок и хаос
- 2. Концепция «Тепловой смерти Вселенной»
- 3. Неравновесная термодинамика. Рождение синергетики
- Тема 9. Микромир. Квантовая физика
- 1. Открытие микромира. Принципы квантовой физики
- 2. Классификация элементарных частиц
- 3. Фундаментальные физические взаимодействия
- Тема 9. Мегамир. Современные астрофизические и космологические концепции
- 1. Основные космологические модели Вселенной
- 2. Эволюция Вселенной. Теория «Большого взрыва»
- 3. Антропный принцип
- 4. Строение и эволюция галактик
- 5. Строение и эволюция звезд
- 6. Происхождение и строение Солнечной системы
- Тема 10. Пространство и время в современной научной картине мира
- 1. Развитие представлений о пространстве и времени в истории науки Классическая концепция пространства и времени
- 3. Формы пространства и времени
- Тема 11. Основные концепции химии
- 1. Химия как наука, ее предмет и проблемы
- 2. Основные этапы (концепции) развития химии
- 3. Химические системы и процессы
- 4. Реакционная способность веществ
- 5. Проблемы самоорганизации в современной химии
- Тема 12. Проблемы и перспективы современной геологии
- 1. Основные этапы развития наук о Земле
- 2. История геологического развития Земли
- 3. Внутреннее строение Земли
- Тема 13. Особенности биологического уровня организации материи
- 1. Биология как система наук о живой природе
- 2. Основные концепции происхождения жизни. Сущность живого
- 3. Уровни организации живой материи и ее свойства
- 4. Клеточная теория. Единство органического мира
- Тема 14. Генетика и эволюция
- 1. Концепции эволюционизма в биологии
- 2. Эволюция как основа многообразия и единства живых организмов Микроэволюция и макроэволюция
- 3. Принципы воспроизводства и развития живых систем Онтогенез и филогенез
- Тема 15. Человек как предмет естествознания
- 1. Естественнонаучная концепция антропогенеза
- 2. Физиология человека. Здоровье и работоспособность человека
- 3. Высшие психические функции и их физиологические механизмы. Сознание и мозг
- 4. Этология. Особенности поведения человека и животных
- Тема 17. Эмоции и творчество. Жизнь как ценность
- 1. Эмоции и их роль в жизни человека
- 2. Воображение и творчество. Поиски алгоритма творчества
- 3. Жизнь как ценность. Биоэтика
- Тема 17. Человек и биосфера
- 1. Эволюция представлений о биосфере Концепция Вернадского о биосфере
- 2. Ноосфера. Единство человека и природы. Русский космизм
- 3. Космические циклы и человек
- Тема 18. Принцип глобального эволюционизма и его роль в современной науке
- 1. Глобальный эволюционизм
- 2. Самоорганизация как основа эволюции