Методические указания к самостоятельной подготовке студента.
Для формирования системы профессиональных знаний врача-стоматолога является необходимым изучение основ микробиологии, вирусологии, иммунологии. Представители всех классов, семейств, родов имеются как среди микроорганизмов, составляющих нормальную микрофлору полости рта здорового человека, так и среди возбудителей патологических процессов. И в норме, и в патологии состояние полости рта зависит от иммунной системы организма. Нередко слизистая оболочка является местом проявления общего системного заболевания человека или иммунодефицитного состояния.
Учебное пособие предназначено для оказания Вам методической помощи как в процессе домашней подготовки к практическому занятию, к итоговому занятию и к экзамену, так и в процессе работы на практическом занятии. В пособии имеется план практических занятий по всему курсу. План лекций и практических занятий на семестр вывешивается на кафедральном стенде.
Для того, чтобы наиболее эффективно и с наименьшей затратой времени усвоить лекционный материал, приучитесь готовиться к лекции: прочтите план предстоящей лекции; затем хотя бы один раз, бегло прочтите соответствующий материал учебника, Такое предварительное знакомство с предметом облегчит Вам и процесс восприятия лекции, и записи ее в виде конспекта. При конспектировании лекции обратите особое внимание на новые данные науки и практики, которые не нашли отражения в учебнике.
Готовясь к предстоящему практическому занятию, ознакомьтесь с темой и планом изучения темы: что необходимо вспомнить (или повторить) из ранее пройденного и как изучить новый материал (используя данное пособие).
Прочитайте материал учебника, практического руководства, затем - конспект лекции по данной теме и дополнительный материал, если он есть в самом пособии. Для более углубленного изучения предмета рекомендуется дополнительная (необязательная) литература по разделам.
В процессе подготовки читайте текст, вдумываясь в смысл, не продвигайтесь дальше, если Вы не поняли прочитанного. Новые термины, латинские названия напишите несколько, раз и повторите вслух. Материал, поддающийся классификации, изобразите в виде схемы на бумаге. Проверьте свои знания по контрольным вопросам, которые имеются в пособии к каждой теме. Вопросы помогут Вам лучше понять выученное, потому что важно не только усвоить сумму отдельных фактов., но и осмыслить эти факты и связь между ними. Например, в отношении патогенных и условно патогенных микробов осмыслить связь: особенности его морфологии и физиологии - факторы патогенности действие на организм хозяина (макроорганизм) - ответные реакции (характер иммунитета) - методы диагностики - наиболее эффективные способы лечения и профилактики.
Аккуратно и тщательно выполните в тетради задания для самостоятельной работы. На практическом занятии преподаватель проверит Вашу работу.
По темам частной микробиологии на кафедре в коридоре вывешены наглядные пособия – стенды.
Стенды имеются также и в учебных лабораториях. Лечебно-профилактические и диагностические препараты в виде наборов ампул и флаконов имеются на кафедре и выдаются лаборантами для изучения.
Специальные исследования, проведенные на кафедре, показали, что студенту для полноценной подготовки к практическому занятию по микробиологии требуется в среднем два часа. Это время может быть больше или меньше в зависимости от сложности и трудности темы.
Текущий контроль знаний студентов проводится на практических занятиях с помощью тестовых заданий и устного разбора. При оценке учитывается освоение студентом практических навыков. Итоговый контроль по разделам курса: рубежный тестовый – анкетным способом письменно и на ЭВМ, окончательный – на экзамене.
При подготовке к итоговым занятиям Вы можете проверить свои знания по контрольным вопросам к отдельным разделам курса, а при подготовке к экзаменам – по вопросам ко всему курсу (в конце пособия)
Главное, что определит Ваши успехи при изучении предмета – это последовательность, систематичность в работе. Вы хорошо и легко усвоите все последующие разделы только в том случае, если основательно изучили и, главное, поняли предыдущие разделы.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!
- Государственное бюджетное образовательное учреждние высшего профессионального образования
- Методические указания к самостоятельной подготовке студента.
- План практических занятий.
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Периодические издания
- Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы.
- Занятие 1
- План изучения темы.
- После изучения темы студент должен уметь.
- Правила для студентов, работающих на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии.
- Обязанности дежурного.
- Дополнительный материал к занятию. Правила микроскопии с иммерсионной системой.
- Приготовление фиксированных препаратов из культур микроорганизмов.
- Техника окраска по Граму в модификации Синёва.
- Отношение бактерий к окраске по Граму.
- Окраска по Цилю-Нильсену.
- Контрольные вопросы.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 2
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 3
- После изучения темы студент должен уметь.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 4
- Контрольные вопросы по разделу «Морфология микробов» (подробную расшифровку вопросов смотрите в занятиях 1-3).
- Работа студента на практическом занятии.
- Методы выделения чистых культур бактерий
- Техника посева микроорганизмов на питательные среды
- Приборы, методы и среды для культивирования анаэробов
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 6
- После изучения темы студент должен уметь.
- Дополнительный материал к занятию. Методы стерилизации
- Методы контроля стерильности.
- Методы частичного обеспложивания.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 7
- Дополнительный материал к занятию.
- Методы проведения санитарно-микробиологических исследований
- Допустимые уровни бактериальной обсеменённости воздушной среды помещений лечебных учреждений в зависимости от их функционального назначения и класса чистоты
- Контрольные вопросы.
- Задание на самостоятельную работу.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 8
- Контрольные вопросы.
- Контрольные практические задания по разделу «Физиология микробов.
- Работа студента на практическом занятии.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Запись в тетради
- План изучения темы.
- После изучения темы студент должен уметь.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 11
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 12
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Занятие 13
- Работа студента на практическом занятии.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 15
- Применение бактериофагов.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 16
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 17
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 18
- План изучения темы.
- После изучения темы студент должен уметь.
- Дополнительный материал к занятию Микробиологические методы идентификации микробов рода Staphylococcus
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 19
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 20
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 21
- Цель самоподготовки
- Контрольные вопросы по разделу
- Занятие 23
- Методы определения вида и типа вирусов
- Контрольные вопросы
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Самостоятельная работа студента на практическом занятии
- Занятие 24
- План изучения темы.
- После изучения темы студент должен уметь.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 25
- Задания для самостоятельной работы.
- Задание для самостоятельной работы.
- Задание для самостоятельной работы.
- Задание для самостоятельной работы.
- Задания для самостоятельной работы.
- Работа студентов на практическом занятии.
- Занятие 30
- Занятие 31
- Занятие 32
- Работа студента на практическом занятии