logo search
BLOK_4

Биоэтика

Глубокое проникновение биологии в различные сферы общественной жизни людей потребовало и новые формы контроля со стороны общества за использованием ее научных достижений. В обществе существует много различных средств регулирования поведения людей. Среди них особая роль принадлежит государству и церкви. Но зачастую более действенными оказываются общепринятые нормы нравственности, морали, хотя они и не опираются на какую-либо организационную структуру. Моральные нормы чаще всего не нуждаются в контроле со стороны какой-либо внешней силы, ибо они опираются на некий внутренний контроль, заложенный в душе каждого человека. Кроме того, мораль имеет еще одну особенность – ее нормы очень подвижны, динамичны, чутко реагируют на вновь возникшие социальные проблемы. Они значительно опережают в этом отношении правовые нормы.

Именно спецификой морали, по-видимому, и объясняется появление в последние годы еще одной новой сферы профессиональной этики – биологической. Под биологической этикой понимается применение понятий норм общечеловеческой морали, в которых осмысливаются проблемы добра и зла, совести, долга, чести и т. д., к сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии, а также в ходе практического применения ее результатов.

Выделение биоэтики в особую сферу этических знаний было продиктовано возникновением в процессе развития биологии и ее практического использования ряда острых проблем, требующих специального этического осмысления. Первоочередной среди них стала угроза уничтожения всех форм жизни на Земле, ответственность за которую несут не только политики, но и ученые, особенно физики, химики, биологи. В связи с достижениями биологических наук возникли и некоторые, скажем так, частные проблемы. Например, целесообразность поддержания жизни смертельно больного человека, допустимость использования человеком его “права на смерть”, проведение научных экспериментов над животными и людьми, наконец, целесообразность применения генетики для клонирования (копирования) животных и людей.

В ходе решения подобных и других биоэтических проблем утверждаются основные принципы биоэтики, некоторые из которых широко признаны уже сегодня.

       Принцип единства жизни и этики, их глубокое соответствие и взаимообусловленность. Если жизнь является высшим проявлением упорядоченности, организованности в мире природы, то этика есть высшее выражение сил, противостоящих хаосу в обществе. Учитывая это глубокое родство между феноменом жизни и этикой, следует постоянно учитывать этические нормы как в науке, так и на практике.

       Признание жизни в качестве высшей категории среди всех этических ценностей, принцип “благоговения перед жизнью”. По выражению крупнейшего русского философа В. Соловьева, «жизнь есть самое общее и всеобъемлющее название для полноты действительности везде и во всем».

       Принцип гармонизации системычеловек – биосфера”, выдвигающий в качестве самой актуальной задачи современности налаживание оптимальных взаимоотношений между человеком и природой, требующий от ученых и практиков все более полного учета биологических оснований социального бытия, упорного поиска путей превращения биосферы в ноосферу (В. И. Вернадский) и предотвращения возможности (ныне ставшей реальной) ее уничтожения.

На основе этих основных принципов и будет, по-видимому, складываться будущий свод правил и норм биологической этики.

Человечество как диссипативная система. Принцип универсума

Подробное исследование состояния современного экологического кризиса показывает, что человечество как в физическом, так и в биологическом и в социальном смысле «держится на острие» (выражение Н. Н. Моисеева). Ускорение процессов развития человечества сопровождается понижением уровня его стабильности. Естественно, ход развития человечества сопровождается состояниями неустойчивости, возникают новые аттракторы. Так как человечество в облике ноосферы приобрело всепланетарный статус, то в эволюцию вовлекаются все природные и социальные системы. Эволюция стала процессом общепланетарным. В этой связи Н. Е. Моисеев вводит представление о двух императивах, экологическом и нравственном. Экологический императив выступает при этом как запрет на изменение тех свойств окружающей среды, которые могут поставить под угрозу само существование человечества. Нравственный императив понимается как обновленная нравственность, заслоняющая людей от опасностей социального порядка. Сложнейшая проблема состоит в обеспечении коэволюции общественных и природных систем.

В находящейся на стадии становления социосинергетике наблюдаются две стратегии относительно точек бифуркации. Одни авторы предлагают держаться от них подальше, ибо даже в малейшей степени неосторожные действия могут толкнуть систему по неизведанному пути. Другие авторы, наоборот, предлагают окунуться в хаос, ибо именно в нем рождаются искры инноваций. Синергетика дает представление о возможностях и ограничениях нашего познания нелинейных систем природы и общества.

В рамках современной синергетики формируется новая эволюционно-синергетическая парадигма.Научная парадигма– это определенная совокупность фундаментальных научных достижений, идей, концепций, которые, заслужив всеобщее признание, на некоторый период задают общепринятый характер видения мира и приводят к выработке соответствующей ему стратегии в научном познании.

Важнейшей составляющей новой парадигмы стал принцип глобального эволюционизма, то есть признание невозможности существования всех рождаемых во Вселенной структур вне развития, вне общей эволюции. Эта мысль органически связана с концепцией фундаментального единства материального мира.

Другой составляющей эволюционно-синергетической парадигмы является представление об универсальности алгоритма развития как проявления самоорганизации в самых разнообразных природных и социальных системах, то есть синергетический подход.

Синергетика как наука о самоорганизующихся системах создавалась усилиями естествознания. Но постепенно идеи синергетики становятся одной из методологических основ наук общественных и гуманитарных. Синергетический подход в этих областях начинается с использования ключевых понятий синергетики для описания сложных социально-гуманитарных явлений. А вслед за этим обнаруживается удивительное сходство поведения, казалось бы, совершенно несхожих систем. Создается уверенность, что социальные, физико-химические и биологические объекты исследований при всем своем очевидном различии и несводимости друг к другу подчиняются одним и тем же фундаментальным началам, а значит, их поведение может описываться в принципе одинаковыми моделями. Такое убеждение есть одно из важнейших проявлений утверждающейся в современной науке эволюционно-синергетической парадигмы.

Представление об общих закономерностях эволюции сложных систем, к которым относятся и социальные системы, обусловливает перспективность синергетических идей для обществоведения и гуманитарного знания. Перечень примеров использования представлений синергетики для создания новых гуманитарных, обществоведческих концепций быстро пополняется. В экономике, политике, истории имеют дело со сложными, необратимо эволюционирующими системами. Самоорганизующиеся физические системы выполняют в синергетике роль прототипа при исследовании социокультурных систем.

На основе общих положений синергетики можно осмысливать ход исторического развития, оценивать роль той или иной личности или отдельных социальных слоев в исторических катаклизмах. В точке бифуркации даже ничтожные обстоятельства могут определить ход последующей эволюции системы. С синергетической точки зрения эволюционный процесс, проходя через точки бифуркации, приобретает свойства уникальности, невоспроизводимости. По словам академика М. В. Волькенштейна, биологическая эволюция, начавшись заново, привела бы к совершенно иным результатам. Нет оснований считать исключением из этого правила и социальную эволюцию. На бифуркационном этапе истории существует множество обстоятельств, каждое из которых способно принципиально и непредсказуемо повлиять на ход исторических событий. К таким обстоятельствам относится и личностный фактор. Действия энергичной личности, реализующей свои устремления, в таких условиях часто становятся своеобразной “флуктуацией”, которая и определяет выбор сильнонеравновесной социальной системой ветви своей дальнейшей эволюции.

Даже в исследовании творческого процесса, искусства основные понятия и принципы теории самоорганизации позволяют в новом ракурсе увидеть известные закономерности и факты, по-новому интерпретировать главный инструмент художественного творчества – интуицию, особое творческое состояние – вдохновение.

Другим примером гуманитарного использования синергетических идей, по-видимому, может являться оценка рассмотренного выше антропного принципа. Напомним, что суть антропного принципасостоит в утверждении, что мир таков, потому что во Вселенной должен был появиться “аблюдатель”. Этот принцип разделяется многими современными философами и стал своеобразным атрибутом интеллектуальной моды. Затрагивая самые основы миропонимания, придавая особый смысл появлению и существованию человечества, антропный принцип приобретает, таким образом, гуманитарное наполнение. Однако с точки зрения общих эволюционно-синергетических принципов, процесс эволюции Вселенной и ее ничтожнейшей крупицы – планеты Земля – есть процесс, направление и характер которого в известной мере определяется случайными факторами. В связи с этим справедливость антропного принципа явилась бы, по меньшей мере, неким отклонением от общих закономерностей самоорганизации материи, установленных наукой о самоорганизации – синергетикой. Такое отклонение выглядит необоснованным.

Впрочем, сейчас антропный принцип не играет практической роли, и применение идей синергетики для его обсуждения носит чисто теоретический характер. В то же время существуют гуманитарные проблемы, тесно связанные с практической деятельностью человека, такая, например, как развитие цивилизации в условиях все возрастающего антропогенного воздействия на биосферу. Методологическое значение идей синергетики заключается здесь в прояснении опасности биосферных “бифуркаций”, вызванных этим воздействием и способных непредсказуемо и необратимо направить эволюцию биосферы по губительной для цивилизации ветви развития.

Говоря о гуманитарных аспектах синергетики нельзя забывать, что синергетика весьма молодая отрасль знания. На современном этапе ее развития вырабатываются, главным образом, принципы, основополагающие идеи и математические методы. Так что приложение синергетики за рамками естествознания – в технике, в гуманитарной сфере – просматриваются лишь в самых общих чертах. Но уже ясна методологическая ценность синергетики. Одним из проявлений этого является осознание плодотворности так называемого “нелинейного мышления”, которое связано с навыком обнаружения и учета в изучаемых явлениях обратных связей и малых факторов, способных при определенных условиях принципиально изменить ситуацию в системе. Представляется, что такой подход может оказаться весьма плодотворным в области социально-гуманитарного знания.