Методы выделения чистых культур бактерий
Используют бактериологический, биологический (заражение лабораторного животного), био-бактериологический методы.
Сущность бактериологического (культурального) метода состоит в посеве исследуемого материала с использованием методов механического разобщения микробов, чтобы получить рост в виде изолированных колоний.
Методы разобщения микроорганизмов основаны на:
1) механическом разобщении бактериальных клеток на поверхности плотных питательных сред шпателем (по Дригальскому), или рассеву штрихами калиброванной петлей (по Гольду), или тампоном, после забора им исследуемого материала;
2) фильтрации исследуемого материала перед посевом (материал пропускают через специальные фильтры с определённым диаметром пор и разделяют содержащиеся в нем микроорганизмы по величине). Этот метод применяют, например, для очистки вирусов от бактерий, а также при получении бактериофагов и токсинов (в фильтрате остается фаг, или очищенный токсин, тогда как на фильтре остаются бактериальные клетки);
3) предварительном разведении в жидкой среде посевного материала с последующим высевом определённой посевной дозы на чашки с агаризованной питательной средой (метод пластинчатых разводок по Коху);
4) биологических свойствах микроорганизма, культуру которого необходимо выделить из исследуемого материала:
а) для получения культур психрофильныхбактерий посевы инкубируют при низких температурах для избирательного подавления размножения сопутствующей микрофлоры;
б)метод Шукевича, используемый для выделения культуры бактерий, характеризующихся «ползучим» ростом (протеи);
в) для выделения спорообразующих бактерий прогревают посевной материал на водяной бане при 800С 10-15 мин, перед высевом. При этом погибают вегетативные формы, а споры в таких условиях сохраняются и при посеве на соответствующую питательную среду прорастают;
г) метод ингибирования основан на различном действии некоторых химических веществ и антибиотиков, которые добавляют в питательную среду с целью задержки роста сопутствующих микроорганизмов. Эффект ингибирования учитывается при создании элективных питательных сред. С этой же целью может быть использована предварительная обработка исследуемого материала химическими веществами перед посевом. Например, обработка материала перед посевом серной кислотой (5% раствор) быстро убивает большинство микроорганизмов, кроме кислотоустойчивых, которые выживают в этих условиях.
Биологический метод основан на способности некоторых бактерий быстро размножаться в организме чувствительных к ним лабораторных животных (биопроба) или растений. Для заражения подбирают наиболее восприимчивые к предполагаемому возбудителю инфекции виды животных или виды растений. После появления у заражённых организмов признаков болезни их убивают. Органы исследуют гистологически, микроскопически для обнаружения в них возбудителя. В некоторых случаях производят посев органов и тканей на питательные среды с целью выделения чистой культуры возбудителя (био-бактериологический метод).
- Государственное бюджетное образовательное учреждние высшего профессионального образования
- Методические указания к самостоятельной подготовке студента.
- План практических занятий.
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Периодические издания
- Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы.
- Занятие 1
- План изучения темы.
- После изучения темы студент должен уметь.
- Правила для студентов, работающих на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии.
- Обязанности дежурного.
- Дополнительный материал к занятию. Правила микроскопии с иммерсионной системой.
- Приготовление фиксированных препаратов из культур микроорганизмов.
- Техника окраска по Граму в модификации Синёва.
- Отношение бактерий к окраске по Граму.
- Окраска по Цилю-Нильсену.
- Контрольные вопросы.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 2
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 3
- После изучения темы студент должен уметь.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 4
- Контрольные вопросы по разделу «Морфология микробов» (подробную расшифровку вопросов смотрите в занятиях 1-3).
- Работа студента на практическом занятии.
- Методы выделения чистых культур бактерий
- Техника посева микроорганизмов на питательные среды
- Приборы, методы и среды для культивирования анаэробов
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 6
- После изучения темы студент должен уметь.
- Дополнительный материал к занятию. Методы стерилизации
- Методы контроля стерильности.
- Методы частичного обеспложивания.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 7
- Дополнительный материал к занятию.
- Методы проведения санитарно-микробиологических исследований
- Допустимые уровни бактериальной обсеменённости воздушной среды помещений лечебных учреждений в зависимости от их функционального назначения и класса чистоты
- Контрольные вопросы.
- Задание на самостоятельную работу.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 8
- Контрольные вопросы.
- Контрольные практические задания по разделу «Физиология микробов.
- Работа студента на практическом занятии.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Запись в тетради
- План изучения темы.
- После изучения темы студент должен уметь.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 11
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 12
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Занятие 13
- Работа студента на практическом занятии.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 15
- Применение бактериофагов.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 16
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 17
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 18
- План изучения темы.
- После изучения темы студент должен уметь.
- Дополнительный материал к занятию Микробиологические методы идентификации микробов рода Staphylococcus
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 19
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 20
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 21
- Цель самоподготовки
- Контрольные вопросы по разделу
- Занятие 23
- Методы определения вида и типа вирусов
- Контрольные вопросы
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Самостоятельная работа студента на практическом занятии
- Занятие 24
- План изучения темы.
- После изучения темы студент должен уметь.
- Контрольные вопросы.
- Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
- Работа студента на практическом занятии.
- Занятие 25
- Задания для самостоятельной работы.
- Задание для самостоятельной работы.
- Задание для самостоятельной работы.
- Задание для самостоятельной работы.
- Задания для самостоятельной работы.
- Работа студентов на практическом занятии.
- Занятие 30
- Занятие 31
- Занятие 32
- Работа студента на практическом занятии