3. Жизнь как ценность. Биоэтика
Биоэтика представляет собой новый раздел современной профессиональной этики и означает применение понятий и норм общечеловеческой морали к сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии и медицине. Ее появление обусловлено возникновением таких проблем, которые раньше были просто немыслимы: целесообразно ли поддерживать жизнь смертельно больного человека или необходимо право на эвтаназию? Можно ли проводить эксперименты над животными и людьми? Допустимо ли и оправданно клонирование животных и людей? Если биоэтику трактовать не узко (медицински и биологически), а как широкую и философски глубокую дисциплину, то ее центральное ядро – отношение к жизни и смерти. Жизнь понимается как самоценность, как высшая ценность. Поэтому возникают проблемы, которые выходят за рамки отношений врача и пациента, а именно отношение к жизни, животным, к биосфере и т. д.
Биоэтика возникла и стала интенсивно развиваться в начале 70-х годов XX века в США и Западной Европе. Большую роль в становлении биоэтики сыграла медицина, а также развитие генетики, осознание не только биологами, но и обществом возможных негативных последствий генной инженерии. Парадоксально, но факт: именно новый уровень практических возможностей медицины и экспериментальной науки поставил перед учеными новые этические проблемы. Биоэтика возникла как ответ на технологические вызовы в медицине. Новые технологии трансплантации органов, зарождения и поддержания жизни вступили в противоречие с традиционными культурными ценностями. Например, для христианства сердце – это не только важнейший биологический, но и духовный орган человека.
Можно сказать, что биоэтика – это форма защиты прав человека, в том числе его права на жизнь, на здоровье, на ответственное и свободное самоопределение своей жизни.
Если мы будем рассматривать биоэтику не просто как анализ норм взаимоотношений врача и пациента, а в более широком контексте, который определяет отношение к жизни и смерти, к детству и старости, то в этом случае биоэтика окажется системой ценностей. Она не только включает в себя этические нормы отношения к животным, но и экологическую этику, этику отношений человека с биогеоценозами и со всей биосферой. Не только человек, но и вся природа окажутся субъектами этических размышлений и моральной регуляции.
Мы находимся в самом начале пути по развитию биоэтики, хотя в США уже издана пятитомная энциклопедия по данным проблемам.
Выдвигаются и отстаиваются следующие постулаты:
Единство науки и гуманистических ценностей.
Необходимость ставить гуманистические цели выше исследовательских.
Регулирование научных исследований, включая и запреты на некоторые виды экспериментов, связанных с участием человека.
Разработка правил биомедицинских работ с учетом прав личности, включая юридические нормы.
Очень важны вопросы неразрывной связи биоэтики с медицинской этикой и правом. Общественный смысл биоэтики заключается в том, что она является конкретным проявлением гуманизма в медицине. Этот критерий является основным в научных исследованиях по биологии и медицине. И какие бы цели ни ставились исследователями, гуманизм и безвредность для человека всегда должны стоять на первом месте – такой подход служит мерилом любой человеческой деятельности, в том числе и по ускорению научно-технического прогресса. В этой связи необходимо развивать экологическую этику и разрабатывать специальный экологический кодекс.
Что нового в биоэтике сравнительно с традиционной врачебной этикой? Современный врач сталкивается с конфликтом «духа и буквы» клятвы Гиппократа, которая была незыблемой этической основой врачевания в течение двадцати четырех веков.
Возьмем наиболее известную этическую заповедь Гиппократа – прежде всего не навредить пациенту («в какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости»). Когда современные хирурги-трансплантологи пересаживают почку или долю легкого живого донора (даже имея на это добровольное согласие донора) обреченному больному, приведенное этическое предписание по отношению к донору с очевидностью нарушается. Современный прогресс клинической медицины потребовал уточнения самого принципа гуманизма. Соответствует ли гуманности искусственное оплодотворение или прекращение жизнеподдерживающего лечения умирающего пациента? Подлинным началом духовных исканий в биоэтике является тревога и забота о будущем человеческого рода. Когда американский биолог В. Р. Поттер предложил термин «биоэтика», назвав ее «мостом в будущее», он был, несомненно, прав, так как биоэтика все более явно становится поиском реальных путей к созданию глобальной этики человечества будущего.
В современном обществе уже стали привычными такие понятия, как «право на аборт», «право на смерть» и т. д. Но, может быть, это есть квазиправо – оно не может быть записано во Всеобщей декларации прав человека. В самом деле, сторонники права на аборт делают акцент на следующих аргументах: криминальные аборты есть еще большее зло, общество должно уважать право женщины на свободное и ответственное материнство; в особенности на ранних сроках беременности понятие «эмбрион» не тождественно понятию «человек» и так далее. В то же время они не придают должного значения другим аргументам: отмена запрета на аборт просто игнорирует моральный статус эмбриона, ценность жизни плода; аборт как моральный выбор самой женщины, врача-оператора, юристов, легализовавших такую социальную практику, не свободен от противоречий.
Сторонники разрешения проблем умирающего больного с помощью активной эвтаназии говорят, что в этом заключается его «право на смерть». Есть потребность в допустимости «убийства из милосердия» неизлечимо больного близкого человека. Следует признать, что такая ситуация является особенно психологически убедительной, ведь здесь требование милосердного отношения к страданию, «смертной муке» другого человека может обрести силу категорического императива. Но это еще не значит, что такой выбор можно безоговорочно оправдать этически. Врач, осуществивший «убийство из милосердия», совершает отчаянный и рискованный шаг «по ту сторону добра и зла». При этом он обрекает себя на вечную (до конца своей сознательной жизни) работу самооправдания: достаточно ли весомыми были в тот момент его аргументы, когда он в привычных определениях добра и зла единственно по своей воле поменял местами знаки «плюс» и «минус».
Проблемы биоэтики обладают одним ярко выраженным качеством: в поисках их решения люди, вместо того чтобы приходить к какому-то общему решению, скорее расходятся во мнениях. Это происходит потому, что стороны делают акцент на разных аспектах одной проблемы и приходят в результате к разным выводам. Например, в вопросе об абортах одна сторона делает акцент на правах матери, а другая - на правах внутриутробного ребенка. И каждая сторона по-своему права.
Биоэтика должна основываться на признании жизни высшей ценностью, и лишь в таком виде она может быть приемлема.
Основные понятия темы:
Эмоции – это своеобразные психологические состояния, выражающие особое отношение человека к действительности в форме непосредственных переживаний.
Стресс – состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, возникающее у человека при сильной эмоциональной перегрузке нервной систем, и нарушающее нормальный ход поведения человека.
Фрустрация – чувство крушения, возникающее всякий раз, когда физическое, социальное и даже воображаемое препятствие мешает или препятствует достижению цели.
Творчество – деятельность по созданию чего-то нового.
Воображение – процесс создания новых образов путем переработки представлений, полученных из предшествующего опыта.
Эвристика – наука о творческой деятельности и методах обучения ей.
Интуиция – это непосредственное неосознанно полученное знание.
Биоэтика – это раздел современной профессиональной этики, применяющий понятия и нормы общечеловеческой морали к сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии и медицине.
- Концепции современного естествознания Справочник для студентов
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- 1. Культура и наука. Критерии науки и ее социальные функции
- 2. Мир природы и мир человека: способы познания
- 3. Сциентизм и антисциентизм – мировоззренческие позиции хх века и их влияние на развитие культуры
- 4. Этика науки
- Тема 2. Предмет и метод естествознания
- 1. Предмет естествознания. Эволюция понятия природы
- 2. Научный метод. Классификация методов естественнонаучного познания
- 3. Формы научного знания
- 4. Принципы естествознания. Способы обоснования (модели) естественнонаучного знания
- Тема 3. Динамика естествознания и тенденции его развития
- 1. Возникновение естествознания. Проблема начала науки
- 2. Основные модели развития естественнонаучного знания
- 3. Научные революции и смена картин мира
- 4. Классическое, неклассическое и постнеклассическое естествознание
- Тема 4. История естествознания
- 1. Знание о природе в древних цивилизациях
- 2. Античная наука о природе
- 3. Эпоха Средневековья: религиозная картина мира и естественнонаучное познание
- 4. Эпоха Возрождения: революция в мировоззрении и науке. Предпосылки классической науки
- 5. Галилео Галилей и его роль в становлении классической науки
- 6. И. Ньютон и его роль в становлении классической науки
- 7. Научная революция XVI-XVII веков, ее ход, содержание и основные итоги
- 8. Естествознание в XVIII-XIX вв.
- 9. Физика на рубеже XIX-XX веков, ее открытия и достижения
- 10. Предпосылки и основное содержание новейшей революции в естествознании (XX в.) Становление современной науки
- Тема 5. Структурные уровни организации материи
- Современные взгляды на структурную организацию материи
- Тема 6. Макромир: вещество и поле. Принципы классической физики
- 1. Корпускулярная и континуальная концепции природы
- 2. Детерминизм. Динамические и статистические закономерности
- 3. Основные принципы термодинамики. Значение законов термодинамики в описании явлений природы
- 4. Основные понятия, законы и принципы классической физики
- Тема 7. Открытые системы и неклассическая термодинамика
- 1. Закрытые и открытые системы. Энтропия, порядок и хаос
- 2. Концепция «Тепловой смерти Вселенной»
- 3. Неравновесная термодинамика. Рождение синергетики
- Тема 9. Микромир. Квантовая физика
- 1. Открытие микромира. Принципы квантовой физики
- 2. Классификация элементарных частиц
- 3. Фундаментальные физические взаимодействия
- Тема 9. Мегамир. Современные астрофизические и космологические концепции
- 1. Основные космологические модели Вселенной
- 2. Эволюция Вселенной. Теория «Большого взрыва»
- 3. Антропный принцип
- 4. Строение и эволюция галактик
- 5. Строение и эволюция звезд
- 6. Происхождение и строение Солнечной системы
- Тема 10. Пространство и время в современной научной картине мира
- 1. Развитие представлений о пространстве и времени в истории науки Классическая концепция пространства и времени
- 3. Формы пространства и времени
- Тема 11. Основные концепции химии
- 1. Химия как наука, ее предмет и проблемы
- 2. Основные этапы (концепции) развития химии
- 3. Химические системы и процессы
- 4. Реакционная способность веществ
- 5. Проблемы самоорганизации в современной химии
- Тема 12. Проблемы и перспективы современной геологии
- 1. Основные этапы развития наук о Земле
- 2. История геологического развития Земли
- 3. Внутреннее строение Земли
- Тема 13. Особенности биологического уровня организации материи
- 1. Биология как система наук о живой природе
- 2. Основные концепции происхождения жизни. Сущность живого
- 3. Уровни организации живой материи и ее свойства
- 4. Клеточная теория. Единство органического мира
- Тема 14. Генетика и эволюция
- 1. Концепции эволюционизма в биологии
- 2. Эволюция как основа многообразия и единства живых организмов Микроэволюция и макроэволюция
- 3. Принципы воспроизводства и развития живых систем Онтогенез и филогенез
- Тема 15. Человек как предмет естествознания
- 1. Естественнонаучная концепция антропогенеза
- 2. Физиология человека. Здоровье и работоспособность человека
- 3. Высшие психические функции и их физиологические механизмы. Сознание и мозг
- 4. Этология. Особенности поведения человека и животных
- Тема 17. Эмоции и творчество. Жизнь как ценность
- 1. Эмоции и их роль в жизни человека
- 2. Воображение и творчество. Поиски алгоритма творчества
- 3. Жизнь как ценность. Биоэтика
- Тема 17. Человек и биосфера
- 1. Эволюция представлений о биосфере Концепция Вернадского о биосфере
- 2. Ноосфера. Единство человека и природы. Русский космизм
- 3. Космические циклы и человек
- Тема 18. Принцип глобального эволюционизма и его роль в современной науке
- 1. Глобальный эволюционизм
- 2. Самоорганизация как основа эволюции