logo search
КСЕ Справочник студента

2. Ноосфера. Единство человека и природы. Русский космизм

Человечество своей производственной деятельностью оказывает исключительно сильное влияние на биосферу, что ведет к ее перестройке и появлению ноосферы. Это понятие было введено в науку в 1927 году Э. Леруа. Под «ноосферой» он понимал «мыслящую оболочку Земли, которая формировалась вне биосферы, как бы сверху растительного и животного мира».

В.И. Вернадский в соответствии со своим учением о биосфере дал новое толкование понятия «ноосфера». Ноосфера – это биосфера, преобразованная трудом человека и измененная научной мыслью, то есть под влиянием мысли биосфера закономерно переходит в ноосферу.

В настоящее время под ноосферой понимается особая область взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится основным определяющим фактором развития.

Ноосфера как высокоорганизованное состояние биосферы может возникнуть и существовать только тогда, когда, во-первых, преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и разумном понимании всех происходящих явлений и процессов и обязательно сочетаться с «интересами» природы и, во-вторых, решится задача овладения в ближайшем будущем методами управления развитием биосферы и создания необходимых для этого средств. Структура ноосферы включает: человечество, социальные системы, науку, технику и технологии в единстве с биосферой. Реально ноосфера предстает как техносфера, искусственное образование с ее собственными законами функционирования. Поэтому, если В.И. Вернадский связывал концепцию ноосферы с идеями рационального развития биосферы, направляемого общим разумом людей, то в настоящее время образуется среда, которая начинает отрицать условия бытия человека как естественного существа. Ноосфера в своей ипостаси техносферы, порождает экологический кризис, ставя человека на грань выживания.

Человек, производство и природа – главные компоненты ноосферы. Это единая система, ибо человек для своего существования не может остановить ни промышленное, ни сельскохозяйственное производство, он не может отказаться от достижений научно-технического прогресса и вернуться в первобытное состояние. И вся планетная деятельность человека происходит в рамках природы, частью которой он является и без которой не может обойтись.

Природа оказывает существенное влияние на самые разные стороны жизни человека и, прежде всего, на развитие материального производства. Многообразие свойств природы явилось естественной основой разделения труда (охота, рыболовство, земледелие, скотоводство и другое). От особенностей природной среды зависят конкретные направления человеческой деятельности, в частности развитие тех или отраслей производства в различных странах и на континентах. Не только наличие тех или иных природных условий для производства, но и, наоборот, их недостаток также оказывал ускоряющее влияние на развитие общества.

Воздействие человека на природу проявляется в изменении структуры земной поверхности (распашка степей, вырубка лесов, мелиорация, создание искусственных озер и морей и т.д.); изменении энергетического, в частности теплового, баланса отдельных регионов земного шара и всей планеты, изменение состава биосферы, круговорота и баланса слагающих ее веществ (выброс различных веществ в атмосферу и водные объекты; изъятие полезных ископаемых, изменение влагооборота и т.д.); изменения, вносимые в биоту (совокупность живых организмов) в результате истребления некоторых их видов, создание новых пород животных и сортов растений, перемещение их на новые места обитания.

Таким образом, человек – социально активная часть природы, создающая в результате своей преобразовательной деятельности ноосферу как синтез живого и разумного, единство природного и социального.

Ноосфера – феномен не столько природы, сколько космоса. Включенная в систему бытия человека она предстает как часть космоса. С другой стороны, космос как реальность, а не просто объект созерцания, открывается человеку посредством науки и техники. Космизм в некотором роде – это идеология техногенной среды. В обосновании и разработке этой идеологии активно участвовали наши соотечественники Н. Федоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский.

Космос для Н. Федорова – активное поприще человеческой деятельности. Он предлагал свой вариант перемещения людей в космическом пространстве. Для этого необходимо овладеть электромагнитной энергией Земного шара, что позволит регулировать его движение в мировом пространстве и превратить Землю в космический корабль («земноход») для полетов человека в Космосе. Объединив все миры, человек станет «планетоводом».

По мнению К.Э. Циолковского, нравственная задача Земли состоит в том, чтобы внести свой вклад в совершенствование космоса. Для этого земляне должны выйти в космос. Ученый предполагал, что жизнь и разум есть на других старших планетах. Со временем будет образован союз всех разумных высших существ космоса. Сначала в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем – союза союзов и т.д. до бесконечности, поскольку бесконечна сама Вселенная.

А.Л. Чижевский исследовал влияние космоса, и, прежде всего, Солнца, на биологические и социальные процессы на Земле. Он является основоположником гелиобиологии. Кроме того, он объяснял поведением и активностью Солнца войны, бунты, революции.

В.И. Вернадский говорил о влиянии Космоса на развитие биосферы. Живые организмы трансформируют космическое излучение в земную энергию (тепловую, электрическую, химическую, механическую) в масштабах, определяющих существование биосферы.

Многие идеи русских космистов находят свое применение в области космических и биологических наук. Они подтверждают неразрывное единство человека и космоса, указывают на их тесное взаимовлияние.