logo search
sistematika-rasteniy

Задания для самостоятельной работы студентов на занятии

Работа 1. Строение грибов класса Зигомицеты на примере мукора – Mucor

Приготовить временный микропрепарат белой головчатой плесени – мукора. Кончиком препаровальной иглы из культуры мукора взять небольшой кусочек мицелия, поместить в каплю воды на предметное стекло и осторожно накрыть покровным стеклом. Можно использовать готовый микропрепарат.

Изучить препарат при малом увеличении микроскопа. В поле зрения микроскопа видны гифы мицелия – разветвлённые нити, на которых находятся спорангиеносцы со спорангиями.

При большом увеличении видно, что гифы мицелия без перегородок, т.е. несептированные.

Записать в альбоме русское и латинское название гриба, указать его систематическое положение. Зарисовать и обозначить на рисунке: неклеточный мицелий, спорангиеносцы и спорангии.

Рис. 1. Мукор. Мицелий со спорангиями

Работа 2. Класс Аскомицеты. Спорынья пурпурная – Claviceps pur-

purea

Рассмотреть колосья ржи с тёмно-фиолетовыми склероциями (рожками) спорыньи. Записать в альбоме русское и латинское название гриба, указать его систематическое положение. Пользуясь рисунком 2 и учебником, зарисовать в альбоме цикл развития спорыньи. На рисунке обозначить основные стадии цикла.

Рис. 2. Спорынья:

А – колос ржи, поражённый спорыньей; Б – проросший склероций со стромами; В – строма (продольный разрез); Г – перитеций с сумками; Д – сумка; Е – медвяная роса на цветущем колосе; Ж – конидиеносцы с конидиями

Работа 3. Класс Базидиомицеты. Чага – Inonotus obliquus

Изучить строение плодовых тел грибов чаги и трутовиков настоящего и ложного. Записать в альбоме русское и латинское название чаги, указать её систематическое положение. Зарисовать. Сделать морфологическое описание и указать отличительные признаки от возможных примесей.

А Б

Рис. 3. Базидиомицеты: А – чага на стволе берёзы; Б – плодовое тело трутовика ложного (примесь к чаге)