8.1. Какие научные факты обосновывают эволюционность живого?
Для живой природы постоянное развитие – характерная черта, которая, впрочем, долго не замечалась человеком. На протяжении многих веков общепринятым было восприятие всего многообразия живого как результата единовременного акта творения Природы в ее окончательном, неизменном виде. Это примитивное представление, оформленное религиозными догматами, имело своей объективной основой ограниченные возможности непосредственного человеческого восприятия мира и скудность строгих научных данных. Распространение идеи о непрерывном развитии, эволюции, происходящей в природе, становление эволюционной парадигмы в биологии началось в конце XVIII в. Выдающийся вклад в формирование эволюционного мышления биологов принадлежит Ж.Б. Ламарку. Проблемы, поставленные Ламарком, были решены Ч. Дарвиным. В своем знаменитом труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.) он изложил разработанную им эволюционную теорию.
Эволюционность живой природы подтверждается биологией и родственными ей науками. Главными свидетельствами являются данные палеонтологии, систематики, информация о распространенности видов на Земле сейчас и в ранние периоды, морфологическое и биохимическое сходство живых организмов, данные эмбриологии и многие другие. Кратко рассмотрим некоторые из них.
Палеонтология занимается изучением и систематизацией любых сохранившихся в геологических породах следов древней жизни, остатков погибших в далекие эпохи организмов. Объектами палеонтологии являются, например, фрагменты тел древних животных, найденные в вечной мерзлоте в Сибири; отпечатки древних растений в каменноугольных образцах; насекомые, замурованные в янтаре и многие другие органические остатки. Хронологически систематизированная совокупность данных палеонтологии называется палеонтологической летописью. В самых древних горных породах, содержащих ископаемые остатки, встречаются следы организмов очень немногих типов, и все они имеют простое строение; более поздние породы содержат следы большего разнообразия живого мира и организмов со все более сложным строением. Очевиден вывод об эволюции живой природы.
Этот вывод подтверждается и сравнительной эмбриологией. При изучении эмбрионов (зародышей) у разных групп позвоночных было открыто явление рекапитуляции: при своем развитии эмбрион в определенной мере повторяет эволюционную историю той группы организмов, к которой он относится.
Естественная классификация биологических объектов, основанная на структурном сходстве между организмами, также убедительно иллюстрирует наличие эволюционного процесса и его последствия.
Наконец, селекция (искусственное выведение сортов растений, пород животных), представляет собой модель эволюции в условиях, созданных человеком. Это искусственно направляемая эволюция.
Итак, обширная научная информация однозначно подтверждает факт эволюции живого. В процессе исторического развития Земли возрастали разнообразие и сложность биологических объектов.
- Современного
- Естествознания
- Курс лекций
- Логика познания и методология естественных наук
- 1.1. Всеобщий характер законов природы
- 1.2. Понятия метода и методологии. Классификация методов научного познания
- 1.3. Общенаучные методы эмпирического познания. Наблюдение и эксперимент
- 1.4. Общенаучные методы теоретического познания. Абстрагирование и идеализация. Мысленный эксперимент
- 1.5. Формализация как метод теоретического познания. Язык науки
- 1.6. Индукция и дедукция как формально-логические методы познания. Основные методы индукции
- Естествознание эпохи античности. Натурфилософия и ее место в истории естествознания. Возникновение античной науки
- 2.1. Естествознание эпохи Средневековья
- 2.2. Научные революции в истории естествознания. Естествознание эпохи Возрождения. Первая научная революция. Учение о множественности миров
- 2.3. Естествознание Нового времени. Научная революция XVII века. Создание классической механики и экспериментального естествознания
- 2.4. Естествознание Нового времени и проблема философского метода
- 2.5. Научная революция второй половины XVIII–XIX веков. Диалектизация естествознания
- 2.6. Исследования в области электромагнитного поля и начало крушения механистической картины мира
- 2.7. Естественнонаучная революция первых десятилетий XX века. Проникновение вглубь материи. Теория относительности и квантовая механика. Крушение механистической картины мира
- 2.8. Научно-техническая революция, ее исторические этапы и естественнонаучная составляющая
- Понятия пространства, времени и материи. Фундаментальные взаимодействия
- 3.1. Гравитационное взаимодействие
- 3.2. Понятие о квантовой гравитации
- 3.3. Слабое взаимодействие
- 3.4. Электромагнитное взаимодействие
- 3.5. Сильное взаимодействие
- 3.6. Тенденции объединения взаимодействий
- 3.7. Концепции материи, движения, пространства и времени
- Фундаментальные принципы и законы
- 4.1. Свойства пространства-времени и законы сохранения
- 4.2. Классическая концепция Ньютона
- 4.3. Статистические и термодинамические свойства макросистем
- 4.4. Электромагнитная концепция
- 4.5. Концепции дальнодействия и близкодействия
- 4.6. Дискретность и непрерывность материи
- 4.7. Сущность электромагнитной теории Максвелла
- 4.8. Корпускулярно-волновые свойства света
- 4.9. Основные концепции описания микромира
- 4.10. Постулаты Бора
- 4.11. Нуклонный уровень организации материи
- 4.12. Дефект массы и энергия связи
- 4.13. Релятивистская квантовая физика. Античастицы и виртуальные частицы
- 4.14. Физический вакуум в квантовой теории поля
- Место и роль химии в современной цивилизации
- 5.1. Фундаментальные основы современной химии
- 5.2. Особенность и двуединая задача современной химии
- Концептуальные уровни современной химии
- 5.3. Понятия «химический элемент» и «химическое соединение» с точки зрения современности
- 5.4. Учение о химических процессах
- 5.5. Эволюционная концепция в химии
- 5.6. Сущность химической эволюции
- 5.7. Превращение органических и неорганических соединений
- 5.8. Синтез веществ
- 5.9. Современный катализ
- Природные процессы образования земных и внеземных веществ. Природные запасы сырья и превращение энергии
- 6.1. Природные запасы сырья и превращение энергии
- Металлы
- 6.2. Неметаллическое сырье
- Углерод
- 6.3. Вторичное сырье
- 6.4. Химические процессы и энергетика
- 6.5. Природные энергоресурсы
- 6.6. Источники электрической и тепловой энергии
- 6.7. Эффективность энергосистем
- 6.8. Радиоактивные изотопы
- 6.9. Плазмохимические процессы
- Особенности биологического уровня организации материи
- 7.1. Важнейшие открытия второй половины XIX века, которые легли в основу современной биологии
- 7.2. Многогранность живого
- 7.3. Триединство концептуальных уровней познания в современной биологии
- 7.4. Структурные уровни организации живых систем
- 7.5. Развитие современной концепции биохимического единства всего живого
- 7.6. За счет чего функционирует энергетика живого?
- 7.7. Особенности термодинамики, самоорганизации и информационного обмена в живых системах
- 7.8. Роль генетического материала в воспроизводстве и эволюции живых организмов
- Биологическая эволюция
- 8.1. Какие научные факты обосновывают эволюционность живого?
- 8.2. Исторически сформированные концепции происхождения жизни
- 8.3. Особенности условий на ранней Земле
- 8.4. Принципы биологической эволюции
- Происхождение человека
- 9.1. Сущность современной эволюционной теории происхождения человека от животного предка
- 9.2. Роль естественного отбора и социальных факторов в эволюции человека как комплексном процессе антропосоциогенеза
- 9.3. Как современная наука определяет природу и сущность человека?
- 9.4. Что свидетельствует о сложности и многомерности внутреннего мира человека?
- 9.5. Какие факторы определяют природу человеческого сознания?
- 9.6. Как трактуется психика и сознание теорией отражения?
- 9.7. Чем характеризуются эмоции, чувства, интеллект с позиций гносеологии?
- 9.8. Суть феноменов человеческого воображения и памяти
- 9.9. Возможности психического управления телесными, соматическими процессами
- Биоэтика и поведение человека
- 10.1. Истоки человеческой морали и этики
- 10.2. Сравнительный анализ социальных структур и социального поведения животных и человека
- 10.3. Чем определяются мотивации человеческого поведения?
- 10.4. Проблема смысла и цели человеческого бытия
- 10.5. Гуманистические позиции биоэтики
- 10.6. Какие факторы приводят к потере здоровья отдельного человека и популяции?
- 10.7. Различие между валеологическими и медико-биологическими подходами к оздоровлению
- 10.8. Что дают современные мировоззренческие знания для понимания природы здоровья?
- Человек и биосфера
- 11.1. Основа организации и устойчивости биосферы
- 11.2. Эволюция биосферы
- 11.3. Суть и главная задача экологии
- 11.4. Основы целостного учения в.И. Вернадского о биосфере
- 11.5. Новое состояние биосферы в результате взаимодействия человека и природы
- Эволюционно-синергетическая парадигма
- 12.1. Принципы синергетики
- 12.2. Сущность гуманитарного аспекта синергетики
- Словарь терминов по курсу
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Учебное издание основы современного естествознания Курс лекций
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33. Основысовременногоестествознания Витебск 2007