7.6. За счет чего функционирует энергетика живого?
Все функции живых систем, требующие расходования энергии, должны обеспечиваться ею от некоторых внешних источников. Ими являются органические вещества с запасенной в них химической энергией. Часть организмов синтезирует эти вещества внутри себя из неорганических веществ. Например, из углекислого газа и воды под действием солнечного света (такой процесс называется фотосинтезом) или в процессе окисления (хемосинтез в некоторых бактериях). Эти организмы называют автотрофами. Большинство автотрофов – это зеленые растения, осуществляющие фотосинтез. Другая часть организмов (например, все животные и человек), называемых гетеротрофами, приспособилась к потреблению энергии из готовых органических веществ, синтезированных автотрофами.
Питательные органические вещества, поглощаемые гетеротрофами, обладают большей упорядоченностью (меньшей энтропией), чем выделяемые продукты обмена. Организмы гетеротрофов переносят упорядоченность (негэнтропию) из внешней среды в самих себя. Для автотрофов эта же цель достигается путем выполнения внутренней работы за счет энергии электромагнитного излучения солнца.
Таким образом, назначение метаболизма, то есть обмена веществ живой системы с внешней средой, состоит в поддержании определенного уровня организации этой системы и ее частей. Эта цель достигается за счет отбора извне веществ и энергии, которые обеспечивают химический синтез необходимых организму соединений, а также вывод из живой системы всего, что не может быть ею использовано. Метаболизм необходим для противодействия увеличению энтропии, обусловленному необратимыми процессами в живой системе.
Между двумя типами организмов – авто- и гетеротрофами – существует пищевая (трофическая) связь. Живые системы образуют пищевые цепочки: энергия, накопленная при фотосинтезе растениями, передается через травоядных к хищникам; заключительным звеном пищевой цепочки являются микробы, перерабатывающие вещество отмерших организмов в неорганические вещества. В последующем эти молекулы вновь могут участвовать в образовании живых систем. В итоге в биосфере сформировался глобальный круговорот веществ, который обусловлен так называемыми биогеохимическими циклами. Основными являются циклы обращения в биосфере воды, а также элементов, из которых состоят живые системы.
Первоисточником энергетического потока, проходящего сквозь все пищевые цепочки в биосфере, служит энергия солнечного электромагнитного излучения, попадающая на поверхность Земли в видимом диапазоне (свет). Финалом преобразований в пищевых цепочках является освобождение энергии в виде тепла при переработке микробами органических остатков. Вся высвободившаяся в процессе жизнедеятельности в биосфере энергия возвращается поверхностью Земли в мировое пространство главным образом в виде электромагнитного излучения инфракрасного диапазона.
В глобальном энергетическом балансе принципиально важно, что энтропия поступающего на Землю коротковолнового излучения меньше, чем энтропия длинноволнового излучения, переизлучаемого нашей планетой. За счет этой отрицательной разности энтропии на поверхности Земли возможно образование и поддержание упорядоченных структур (как это происходит и во многих других природных системах). Вся биосфера Земли представляет собой высокоорганизованную систему, упорядоченность в которой поддерживается за счет отрицательного энтропийного баланса.
- Современного
- Естествознания
- Курс лекций
- Логика познания и методология естественных наук
- 1.1. Всеобщий характер законов природы
- 1.2. Понятия метода и методологии. Классификация методов научного познания
- 1.3. Общенаучные методы эмпирического познания. Наблюдение и эксперимент
- 1.4. Общенаучные методы теоретического познания. Абстрагирование и идеализация. Мысленный эксперимент
- 1.5. Формализация как метод теоретического познания. Язык науки
- 1.6. Индукция и дедукция как формально-логические методы познания. Основные методы индукции
- Естествознание эпохи античности. Натурфилософия и ее место в истории естествознания. Возникновение античной науки
- 2.1. Естествознание эпохи Средневековья
- 2.2. Научные революции в истории естествознания. Естествознание эпохи Возрождения. Первая научная революция. Учение о множественности миров
- 2.3. Естествознание Нового времени. Научная революция XVII века. Создание классической механики и экспериментального естествознания
- 2.4. Естествознание Нового времени и проблема философского метода
- 2.5. Научная революция второй половины XVIII–XIX веков. Диалектизация естествознания
- 2.6. Исследования в области электромагнитного поля и начало крушения механистической картины мира
- 2.7. Естественнонаучная революция первых десятилетий XX века. Проникновение вглубь материи. Теория относительности и квантовая механика. Крушение механистической картины мира
- 2.8. Научно-техническая революция, ее исторические этапы и естественнонаучная составляющая
- Понятия пространства, времени и материи. Фундаментальные взаимодействия
- 3.1. Гравитационное взаимодействие
- 3.2. Понятие о квантовой гравитации
- 3.3. Слабое взаимодействие
- 3.4. Электромагнитное взаимодействие
- 3.5. Сильное взаимодействие
- 3.6. Тенденции объединения взаимодействий
- 3.7. Концепции материи, движения, пространства и времени
- Фундаментальные принципы и законы
- 4.1. Свойства пространства-времени и законы сохранения
- 4.2. Классическая концепция Ньютона
- 4.3. Статистические и термодинамические свойства макросистем
- 4.4. Электромагнитная концепция
- 4.5. Концепции дальнодействия и близкодействия
- 4.6. Дискретность и непрерывность материи
- 4.7. Сущность электромагнитной теории Максвелла
- 4.8. Корпускулярно-волновые свойства света
- 4.9. Основные концепции описания микромира
- 4.10. Постулаты Бора
- 4.11. Нуклонный уровень организации материи
- 4.12. Дефект массы и энергия связи
- 4.13. Релятивистская квантовая физика. Античастицы и виртуальные частицы
- 4.14. Физический вакуум в квантовой теории поля
- Место и роль химии в современной цивилизации
- 5.1. Фундаментальные основы современной химии
- 5.2. Особенность и двуединая задача современной химии
- Концептуальные уровни современной химии
- 5.3. Понятия «химический элемент» и «химическое соединение» с точки зрения современности
- 5.4. Учение о химических процессах
- 5.5. Эволюционная концепция в химии
- 5.6. Сущность химической эволюции
- 5.7. Превращение органических и неорганических соединений
- 5.8. Синтез веществ
- 5.9. Современный катализ
- Природные процессы образования земных и внеземных веществ. Природные запасы сырья и превращение энергии
- 6.1. Природные запасы сырья и превращение энергии
- Металлы
- 6.2. Неметаллическое сырье
- Углерод
- 6.3. Вторичное сырье
- 6.4. Химические процессы и энергетика
- 6.5. Природные энергоресурсы
- 6.6. Источники электрической и тепловой энергии
- 6.7. Эффективность энергосистем
- 6.8. Радиоактивные изотопы
- 6.9. Плазмохимические процессы
- Особенности биологического уровня организации материи
- 7.1. Важнейшие открытия второй половины XIX века, которые легли в основу современной биологии
- 7.2. Многогранность живого
- 7.3. Триединство концептуальных уровней познания в современной биологии
- 7.4. Структурные уровни организации живых систем
- 7.5. Развитие современной концепции биохимического единства всего живого
- 7.6. За счет чего функционирует энергетика живого?
- 7.7. Особенности термодинамики, самоорганизации и информационного обмена в живых системах
- 7.8. Роль генетического материала в воспроизводстве и эволюции живых организмов
- Биологическая эволюция
- 8.1. Какие научные факты обосновывают эволюционность живого?
- 8.2. Исторически сформированные концепции происхождения жизни
- 8.3. Особенности условий на ранней Земле
- 8.4. Принципы биологической эволюции
- Происхождение человека
- 9.1. Сущность современной эволюционной теории происхождения человека от животного предка
- 9.2. Роль естественного отбора и социальных факторов в эволюции человека как комплексном процессе антропосоциогенеза
- 9.3. Как современная наука определяет природу и сущность человека?
- 9.4. Что свидетельствует о сложности и многомерности внутреннего мира человека?
- 9.5. Какие факторы определяют природу человеческого сознания?
- 9.6. Как трактуется психика и сознание теорией отражения?
- 9.7. Чем характеризуются эмоции, чувства, интеллект с позиций гносеологии?
- 9.8. Суть феноменов человеческого воображения и памяти
- 9.9. Возможности психического управления телесными, соматическими процессами
- Биоэтика и поведение человека
- 10.1. Истоки человеческой морали и этики
- 10.2. Сравнительный анализ социальных структур и социального поведения животных и человека
- 10.3. Чем определяются мотивации человеческого поведения?
- 10.4. Проблема смысла и цели человеческого бытия
- 10.5. Гуманистические позиции биоэтики
- 10.6. Какие факторы приводят к потере здоровья отдельного человека и популяции?
- 10.7. Различие между валеологическими и медико-биологическими подходами к оздоровлению
- 10.8. Что дают современные мировоззренческие знания для понимания природы здоровья?
- Человек и биосфера
- 11.1. Основа организации и устойчивости биосферы
- 11.2. Эволюция биосферы
- 11.3. Суть и главная задача экологии
- 11.4. Основы целостного учения в.И. Вернадского о биосфере
- 11.5. Новое состояние биосферы в результате взаимодействия человека и природы
- Эволюционно-синергетическая парадигма
- 12.1. Принципы синергетики
- 12.2. Сущность гуманитарного аспекта синергетики
- Словарь терминов по курсу
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Учебное издание основы современного естествознания Курс лекций
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33. Основысовременногоестествознания Витебск 2007